Файл: 2 содержание введение глава теоретические основы воспитания координационных способностей школьников 1 Возрастные особенности развития координационных способностей школьников 1.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 СОДЕРЖАНИЕ Введение ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Возрастные особенности развития координационных способностей школьников 1.2 Средства и методы развития координационных способностей школьников
……………………………………………………………………………...11 1.3 Методы воспитания координационных способностей Выводы по первой главе ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 2.1 Методы исследования 2.2 Организация исследования ГЛАВА 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1 Результаты первичного тестирования Результаты повторного тестирования. 31 3.2 Комплекс упражнений на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста ……………………………………………..36 3.3. Анализ результатов исследования Выводы Практические рекомендации Список использованной литературы
3 Введение Актуальность темы В настоящее время у детей младшего школьного возраста наблюдаются проблемы с развитием координационных способностей , это связано стем, что программа по физическому развитию и упражнения используемые в ней однообразны, и не учитывает различные методики разработанные специалистами в области физического воспитания . В современной литературе понятие Координационные способности выделяется из более широкого понятия Ловкость. Ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость
— сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Основу ловкости составляют координационные способности. Под координационными способностями следует понимать построение целостных двигательных актов, умение быстро ориентироваться в изменении условий. Младший школьный возраст считается самым благоприятным для развития координационных способностей, так как темп их развития находится на очень высоком уровне. Ведущую роль в определении координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы. При этом, под воздействием регулярных занятий физической культурой, физическое развитие существенно укрепляется, активизируются функции всех систем организма, улучшается работа организма к
4 активизации функциональных возможностей и координационные способности . Также учащиеся, которые регулярно посещают уроки физической культуры, являются лучше адаптированными к воздействиям внешней среды Цель исследования : Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности специально подобранного комплекса упражнений для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Объект исследования : процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста Предмет исследования комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста. Гипотеза предполагалось, что применение специально подобранного комплекса упражнений на уроках физической культуры может способствовать повышению уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста Задачи исследования
1. Изучить теоретические и методические основы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста
2. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста
3. Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса упражнений в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Составить практические рекомендации по использованию комплекса упражнений для развития координационных способностей
5 Методы исследования Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое тестирование. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики Научная новизна Исследование заключается в том, что определены целесообразные объемы специальных упражнений применяемых для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста Практическая значимость исследования состоит в составлении практических рекомендаций по использованию составленного нами комплекса упражнений для развития координационных способностей у младших школьников Структура и содержание работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы Объем выпускной квалификационной работы составляет 45 страниц ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Возрастные особенности развития координационных способностей школьников
6 В различные возрастные периоды, развитие координационных способностей протекает разнонаправлено и разновременно. Однако интенсивнее всего показатели разных координационных способностей нарастают с 7 до 11-12 лет. В указанные возрастные периоды существуют в особенности благоприятные психически-интеллектуальные, моторные и анатомо-физиологические предпосылки для быстрого развития координационных способностей. Младший школьный возраст обладает высоким темпом развития координационных способностей, и считается благоприятным. При развитии координационных способностей у младшего школьного возраста следует уделять внимание развитию скорости реакции и частоты движений. Слет начинается активный период совершенствования координационных способностей. С этого возраста и до момента достижения 15, иногда – 16 лет, происходит процесс совершенствования фактора точности в дифференцировании мышечных усилий, которые реализуются ребенком, в соответствии с чем формируется и улучшается способность к воспроизведению соответствующего темпа реализуемых движений [14]. Вначале подросткового периода различные координационные навыки развиваются неравномерно. Так, у мальчиков в этот период увеличиваются показатели координационных способностей ациклической, циклической, баллистической локомоции. По-видимому, такая ситуация объясняется ростом других физических качеств. В возрасте 15-16 лету подростков полностью формируется сенсомоторные системы, в том числе заканчивается развитие механизмов, которые способны функционировать при произвольных движениях. На основании этого, подростки
15-16 лет способны усваивать сложные координационные движения [39]. Развитию координационных способностей способствуют следующие способности
способность регулировать свои движения в пространстве и во времени
способность поддерживать статистические позы
7
способность держать динамическое равновесие
способность осуществлять двигательные действия без скованности в мышцах. Развитие координационных способностей происходит у всех индивидуально. На развитие этих способностей в том числе оказывают наследственные анатомо-физиологические факторы, которые представлены на рисунке 1 [7].
Рисунок 1 – Наследственные анатомо-физиологические факторы В среднем и старшем школьном возрасте изменения затрагивают все системы органов. Для укрепления молодой сердечно-сосудистой системы необходимы разнообразные физические тренировки, интенсивные упражнения и постепенное увеличение физической активности, регулярные занятия спортом. В старшем школьном возрасте физические силы достигают своего пика, это время полового созревания. Именно в это время отмечают подъем и устойчивость нервной системы. Развитие центральной нервной системы завершено, ив тоже время система стимулов в этом возрасте превосходит силу системы управления. Прямым результатом развития центральной нервной
8 системы является высокая успешность аналитического взаимодействия в коре головного мозга [12]. В младшем школьном возрасте наблюдается значительное удлинение позвоночника, которое продолжается до полного периода его развития. Рост спинного мозга по сравнению с ростом тела немного отстает от развития. Кости еще слабые. Костная система становится более прочной, но продолжает развиваться, она способна выдерживать даже значительные нагрузки в нестандартных условиях. Опорно-двигательный аппарат младших школьников еще неспособен выдерживать большие нагрузки и выполнять длительную напряженную работу , из-за этого могут возникать проблемы с осанкой сч [13]. Влет формируется совсем другая структура мышечной ткани, происходит значительное увеличение количества мышечных клеток за счет увеличения диаметра и размеров мышц. Прибавка мышечной массы происходят неодинаково. Половые различия в мышечном и жировом сегментах ярко выражены плотность мышцу девочек почти на 14 % меньше, чему мальчиков, а масса жировых клеток выше примерно на 11 %. При этому девочек по сравнению с мальчиками выше точность и координация движений в менее сложных ситуациях. Точность движений тренированных подростков может быть вдвое выше, чему нетренированных подростков того же возраста [28]. Процесс роста и развития сопровождается изменениями в структуре индивидуального поведения и мотивации, что требует особого внимания для создания новой мотивации физического развития. Физическое воспитание юношей и девушек 15-16 лет должно быть направлено, в том числе, на повышение повседневной мотивации и структурированных физических и особенно самостоятельных форм. Этот возраст характеризуется стремлением к неординарным действиям, стремлением к соревнованию, стремлением к творчеству. Система управления двигательными процессами, присущая каждому человеку, включает в себя необходимые нейрофизиологические процессы,
9 соответственно, куда входят центральная нервная система, органы восприятия, а также мышцы, формирование которых находится в строгой зависимости от генотипа личности, внешней среды, в рамках которой она формирует собственное развитие [20]. В своих исследованиях А.А. Ржанов, О.А. Шишлянникова и
Е.Н. Матросова отмечают, что на качество проявления координационных способностей большое влияние оказывает способность учащихся воспринимать и анализировать свои собственные движения. Автор отмечает, что существует связь между уровнем координационных способностей и работой вестибулярного и зрительного анализатора. Чем эффективнее работа данных анализаторов, тем лучше качество координационных движений. Эффективность деятельности как одна из характеристик координационных способностей, характеризуется отсутствием чрезмерных, ненужных движений и минимальными затратами энергии. Это зависит не только от технической эффективности движения, но и от уровня физической подготовки занимающихся. Он определяется исходя из доли производительности труда и затрат [25]. Чрезмерная модификация характеристик движения приводит к автоматизации навыков движения, снижая эффективность управления движением. Для новичков процесс управления действиями не скоординирован, отмечается разброс различных функций, движения неточны. Когда длительное время изучается техника движений, они становятся более точными, уменьшая разброс. Однако по мере исключения этой техники движений дивергенция снова увеличивается, нов допустимых пределах. Эффективность нагрузки определяется не только устойчивостью, но и надежностью выполнения упражнения. Эти показатели несмотря на то, что они взаимосвязаны, указывают на разные характеристики двигательной системы. Педагогами тренерам следует выяснить, что общего у этих характеристик с рекомендациями по координации движений ребенка. Это поможет им
10 определить явные и скрытые координационные возможности в подготовке своих учеников, увидеть, что именно недостаточно развито – координационные или кондиционные навыки, и соответственно реализовать и скорректировать подготовку [5]. Согласно В. С. Кузнецову и ГА. Колодницкому, в значительной степени координация подразумевает понимание мото-задачи и способа ее решения. Следует иметь ввиду, что способность к координации определяется рядом психологических факторов способностью молодых людей запоминать и производить движения уровнем регуляции формы тела и движений различных отделов центральной нервной системы функциональным состоянием нервной системы [16]. Поданным исследования автора работы О ловкости и ее развитии НА. Бернштейна существуют различные предпосылки для быстрого улучшения развития координационных способностей. Эти предпосылки включают благоприятные условия для социального, умственного и интеллектуального, а также анатомического и физиологического развития ребенка. В своих исследованиях автор обнаружил, что со второй половины среднего школьного возраста координационные способности изменились особенно дифференцированными противоречивым образом. Координационные навыки указывают на соответствующий выбор двигательных действий объему усвоенных навыков, их наилучшее соединение друг с другом, ритмичность и сочетание. Поэтому от объема имеющихся навыков школьника зависит, насколько быстро и эффективно будут решаться задачи, возникающие входе тренировочной и соревновательной деятельности
[4]. Таким образом, младший школьный возраст особенно благоприятен для физического воспитания координационных способностей так как такие дети наиболее чувствительны к тренирующим воздействиям. Регулярные занятия вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств, в
11 том числе ловкости и координационных способностей. Слет начинается активный период совершенствования координационных способностей и продолжается он до 15-16 лет.
1.2 Средства и методы развития координационных способностей В практической деятельности все многообразие проявлений координации движений спортсменов характеризуют понятием ловкость, вкладывая в него порой различный смысли недостаточно полно представляя себе структуру и особенности данного физического качества. В большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно вычитать, что ловкость составляют две основные способности во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки [10]. Ловкость – комплексное качество, которое позволяет
точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях
быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации
быстро и качественно овладевать новыми движениями и/или быстро их перестраивать
выполнять сложные по координации движения рационально и экономично
рационально и экономно решать двигательные задачи [1]. Для рассмотрения средств и методов развития координационных способностей, необходимо установить их классификацию. ЮН. Серикова, В.А. Александрова и А.Ю. Нечаева предлагают следующую классификацию, сформированную на заключениях D.D. Blume:
12
способность к реагированию
способность к межмышечной координации
способность к чувствительному (сенсорному) дифференцированию
способность к равновесию
способность к пространственно-зрительному ориентированию
ритмическая способность
способность к перестройке двигательной программы [29] Таким образом, под координационными способностями следует понимать во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные действия во-вторых, способность преобразовывать эти выработанные формы двигательных действий в новые или переключаться от одних к другим в соответствии сменяющимися условиями. Как и все остальные физические качества, ловкость и координационные способности, развивается в процессе физического воспитания. Изменения нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей. Для того, чтобы осуществить развитие координационных способностей, на практике применяется следующий перечень методов
метод стандартно-повторного упражнения
метод переменного упражнения [18]. Относительно первой группы методов стоит отметить, что их применение осуществляется в период ознакомления учащегося со сложными координационными движениями, подобные движения осваиваются в процессе их многократного повторения. Относительно второй группы методов – методов переменного упражнения следует сказать, что они выступают в качестве основной базовой группы в процессе формирования координационных способностей [22].
В.И. Лях указывает, что для развития координационных способностей кроме вышеперечисленных методов еще можно использовать игровой и
13 соревновательный методы. Режим игры с дополнительными функциями и без них предусматривает выполнение ограниченных повремени упражнений, либо особых ситуаций, либо определенных двигательных действий. Метод соревнований нельзя использовать, когда учащиеся еще неготовы выполнять координационные упражнения. Он используется только в том случае, если учащиеся физически здоровы и хорошо подготовлены к предлагаемому соревнованию. Безусловно, современная наука, а также практика в сфере физического воспитания организма указывают, что с целью осуществления развития в сфере координационных способностей в настоящее время применяются методы и приемы специализированного характера. На рисунке 2 нами представлены специализированные методы, а также приемы развития координационных способностей [19]. Рисунок 2 – Специализированные методы и методические приемы
14 Необходимо отметить, что надлежит рассматривать на практике специализированные средства, а также методы, которые направлены на развитие координационных способностей в качестве подчиненных в отношении основных. Средствами развития координационных способностей являются самые различные двигательные действия и, главное, их новизна. Этому способствует систематическое разучивание новых сложных движений и применение упражнений, требующих быстрой адаптации паттернов движений.
Б.А. Ашмарин указывает, что обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера являются самыми доступными средствами развития координационных упражнений. Они оказывают воздействие на все группы мышц. К данным упражнениям относятся
упражнения без предметов
упражнения с предметами (в качестве предметов можно использовать, скакалки, мячи, булавы и др
упражнения с элементами акробатики (различные виды перекатов, кувырки и др
упражнения на равновесие. Равновесие – это способность человека сохранять устойчивую позу в статических и динамических условиях при наличии опоры или без нее [2]. В. И. Лях основными средствами для воспитания координационных способностям называет
1. Физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
2. Физические упражнения на ограниченное или полное исключение, например, зрительной или слуховой информации.
3. Обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера или общеразвивающие упражнения, направленные на развитие основных групп мышц [18].
15 По мнению исследователя А.М. Трофимова, в качестве средств воспитания координационных способностей выступают физические упражнения, имеющие характеристику высокого уровня координационной сложности [36]. Указанные упражнения перечислены нами на рисунке 3. Рисунок 3 – Физические упражнения высокой координационной сложности Кроме того, автор указывает, что на совершенствование координационных способностей большое влияние оказывает правильная техника выполнения движений в беге, прыжках, лазанье, метаниях. Для выработки умения быстро реорганизовывать подвижность в связи сменяющимися ситуациями весьма эффективными методами являются подвижные и спортивные игры. Конкретные упражнения для улучшения координации движений проводятся с учетом специфики выбранного вида спорта, профессии. Это аналогичные упражнения на координацию с тактическими и техническими действиями в этих играх. При воспитании координационных способностей необходимо знать средства оценки. В рамках изучаемого вопроса представим мнение В.П.
Лукьяненко и Н.В. Мухановой. Авторами обращается внимание на факт того, что
16 следует крайне ответственно относиться к процессу анализа координационных способностей учащегося. Выбор измерителей представляет большие трудности. Измерители в данном случае – это критерии оценки уровня координационных возможностей и составных элементов. Первым мерилом ловкости считается координационная сложность двигательных действий [17].
И.Ю. Горская, основными критериями оценки координационных способностей называет факторы, представленные на рисунке 4 [9]. Рисунок 4 – Критерии оценки координационных способностей Также, по словам В.Н. Платонова, необходимо разделять точность воспроизведения, оценки, дифференцирования и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров движений точность реакции на объект движения целевую меткость или точность. В преимущественном большинстве случаев эти признаки координационной способности выражаются не изолированно друг от друга, а в непосредственной взаимосвязи [23]. Таким образом, рассматривая механизмы развития координационных способностей, те. из чего эти способности складываются можно сказать, что координационные способности это – нечто иное как умение дифференцировать
17 свои двигательные действия во времени, в пространстве и по степени мышечных усилий.
1.3 Методы воспитания координационных способностей
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.
Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опытно и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков, человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной
18 гимнастике, спортивных играх и др) и профессионально-прикладной физической подготовке
Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению. Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя. Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким Для ее снятия целесообразно использовать а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии в) плавание г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления. Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты
19 должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление мышечной напряженности б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению выполнение движений с установкой на чувство полного расслабления и др Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы стандартно-повторного упражнения вариативного упражнения игровой соревновательный При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов
20 строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, вполсилы изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа выполнение упражнений с мячом из исходного положения стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот [29] изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.); зеркальное" выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов "неведущей" рукой и т.п.); выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, бросание мяча об стену, и броски в кольцо. [9] Методические приемы нестрого регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности, преодоление
21 произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях нестрого регламентированного взаимодействия партнеров Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для соревнования упражнении. [42] Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению упражнений на координацию. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации Выводы Развитие координационных способностей начинается слети продолжается до момента достижения 15, иногда – 16 лет. В этот период происходит процесс совершенствования фактора точности в дифференцировании мышечных усилий, которые реализуются ребенком, в соответствии с чем формируется и улучшается способность к воспроизведению соответствующего темпа реализуемых движений. Однако интенсивнее всего показатели разных координационных способностей нарастают с 7 до 11-12 лет. Все многообразие проявлений координации движений спортсменов характеризуют понятием ловкость. Как и все остальные физические качества, ловкость и координационные способности, развиваются в процессе физического воспитания. Изменения нагрузки идут по пути нарастания
22 координационных сложностей. Развитие умения быстро перестраивать движение связанно с возникающими игровыми ситуациями в подвижных и спортивных играх и других видах спорта. Глава 2. Методы исследования и организация их проведения
2.1 Методы исследования
23 В данной работе нами были использованы следующие методы исследования
1. теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования
2. Педагогический эксперимент
3. метод тестирования функциональности разработанного комплекса упражнений на развитие координационных способностей
4. методы математической статистики для обработки полученных результатов. Теоретический анализ специальной литературы.
как метод научного исследования представляет собой подбор и изучение литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. Теоретический анализ специальной литературы имеет собственные цели и задачи, решение которых позволяет ответить на поставленные вопросы в максимальном объеме. Целью аналитической переработки информации является закрепление теоретических знаний, выработка практических навыков и формирование основных регламентирующих ее деятельность документов.
2. Педагогический эксперимент – (начальное и повторное тестирование исследуемой группы детей)
3. Объективные и субъективные методы тестирования широко применяются в практике исследований в области физической культуры, поскольку их применение позволяет определить уровень развития физических и
24 функциональных качеств или иных показателей организма занимающихся. Контрольные исследования проводятся в виде измерений, нормативов, тестов и других мероприятий.
Тестирование комплекса упражнений на развитие координационных способностей
1. Тест Челночный бег х. Стартовое положение – нога находится за стартовой линией вес тела идет на нее . Спина прямая руки находятся около ребер, корпус наклонен чуть вперед. Задача стартовать как можно быстрее чтобы преодолеть отрезок за максимально короткое время. По свистку начинается бег нужно добежать до линии коснуться ее рукой и опорной ногой , добежать обратно сделать тоже самое на стартовой линии затем с максимальной скоростью забежать за финишную линию. Нормативы Тестирования представлены в приложении
2. Тест Прыжок в 360 градусов».
Для выполнения прыжка нужно немного присесть и прыгнуть вверх, руками выполняется крутка вокруг своей оси. После маха руки прижимаются к груди, ноги соединяются вместе. Призмеление на 2 ноги с руками в сторону . Оценка теста докрут, недокрут
3. Тест метание теннисного мяча. Мяч в руке согнутой над плечом нога впереди. Выполняется бросок с переносом тела на переднюю ногу. Оценка тестирования – дальность броска .
4. Тест Ласточка руки стоят в стороны спина прямая одна нога сзади . по команде испытуемый встает в положение ласточка руки в сторны нога поднята наверх . Тестирование выполняется на количество времени в положении ласточка
4) Математическая статистика является наукой, которая разрабатывает математические методы систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. Во многих своих разделах
25 математическая статистика опирается на теорию вероятностей, дающую возможность оценить надежность и точность выводов, делаемых на основании ограниченного статистического материала (например, оценить необходимый объем выборки для получения результатов требуемой точности при выборочном обследовании. Средняя арифметическая величина вычисляется по формуле
1 2 3
=
Σ Х где – средняя арифметическая величина, Σ – знак суммирования, Xi – полученные в исследовании значения каждого признака (варианты, n – число вариантов (измерений) в выборке. Средние квадратические отклонения высчитываются по формуле х =
X
max
– К где и размах значений в выборке К – коэффициент, определяемый числом значений в выборке приложения
2.2 Организация исследования Наше исследование проводилось в три этапа. Первый этап был посвящен анализу и обобщению специальных литературных источников по проблеме исследования, формулировке гипотезы и проблемы исследования, выделению объекта и предмета исследования, постановке задач исследования. На втором этапе исследования проводился педагогический эксперимент цель которого – проверка эффективности разработанного комплекса упражнений на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры . Эксперимент был организованна базе МОУ
СОШ №8 по адресу 140004, Московская область, город Люберцы, Поселок ВУГИ, а. В эксперименте принимали участие 20 человек из аи б класса, 10
26 мальчиков и 10 девочек, были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Третий заключительный этап имел анализирующий характер. В нем осуществлялась оценка влияния разработанного нами комплекса на уровень развития координационных способностей , математико-статистическая обработка данных, представление результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы. Разработанный нами комплекс упражнений на развитие координационных способностей был применен у учащихся экспериментальной группы. В контрольной группе данный комплекс не применялся с целью определения эффективности данного комплекса. Разработанный комплекс упражнений применялся на уроке физической культуры в основной части урока физической культуры. Вначале ив конце педагогического эксперимента испытуемым экспериментальной и контрольной группы были предложены контрольные испытания определяющие уровень развития координационных способностей. Контрольная группа занималась по общеобразовательной программе, а в экспериментальной группе проводился комплекс упражнений разработанный нами. Глава III. Результаты исследования
3.1. Результаты первичного тестирования
27 Для определения эффективности разработанного комплекса упражнений на развитие координационных способностей было создано 2 группы контрольная КГ и экспериментальная ЭГ, которые состояли из 10 человек в каждой группе. Для решения задач, поставленных в работе, необходимо было тестирование координационных способностей вначале и конце эксперимента в контрольной КГ) и экспериментальной группах (ЭГ) у детей младшего школьного возраста. Данные диагностики получены в метрической шкале, что позволяет использовать параметрический критерий t- Стьюдента для независимых выборок в случаях сравнения испытуемых КГ и ЭГ между собой) и для зависимых выборок (в случаях, когда сравнивались показатели на одной и той же выборке, нов разное время. Основные результаты статистической обработки данных представлены в таблицах и гистограммах. Первичное тестирование. Сравнение младших школьников КГ и ЭГ В таблице 1 представлены результаты первичной обработки данных, полученных путем тестирования учащихся на предмет выявления у них уровня развития координационных способностей в настоящий момент средние групповые значения показателей координационных способностей и стандартное отклонение (разброс данных вокруг среднего. Таблица 1. Первичные показатели сравнительного анализа показателей Тестов контрольной и экспериментальной группы. Групповые статистики координационных способностей Тесты группы
N Среднее
Стд. отклон. Тест 1. Челночный бег КГ
10 10,17 0,1551
28
ЭГ
10 10,32 0,1657 Тест 2. Прыжок в 360
о
КГ
10 3
0,4283
ЭГ
10 5
0,3456 Тест 3. Метание теннисного мяча КГ
10 12,2 1,6324
ЭГ
10 12,9 1,9622 Тест 4. Ласточка КГ
10 4,0 0,2518
ЭГ
10 3,8 0,3118 Рис. 1. Гистограмма средних значений показателей координационных способностей у младших школьников КГ и ЭГ Анализируя полученные данные показателей координационных способностей у испытуемых ЭГ и КГ на начальном этапе (см. таблицу 1 и рисунок 1), отметим, что есть некоторые различия в средних показателях, насколько эти различия достоверны или носят случайный характер, показывает критерий Стьюдента, основные результаты которого представлены в таблице 2.
0 2
4 6
8 10 12 14
Чел.бег
Прыжок Метание тен.мяча
Ласточка
КГ
ЭГ
29 Таблица 2. Основные результаты сравнения показателей координационных способностей у младших школьников КГ и ЭГ Тест Ливиня t-test разности средних
F-крит. Уровень значим. t-критер.
Стьюдента
р
-уровень значимости
95% доверительный интервал Ниж. Гран. Верх. Гран. Тест 1. Челночный бег 0,026 0,874 2,108
0,456
0,00044 0,26756 Тест 2. Прыжок о
1,769 0,200
-1,266
0,598
-0,57193 0,14193 Тест
3. Метание теннисного мяча
0,349 0,562 5,529
0,577
2,783 6,196 Тест 4. Ласточка
0,231 0,637
-2,250
0,643
-1,160
-0,0397 Как следует изданных таблицы 2, различия носят случайный характер дети КГ и ЭГ достоверно не имеют различий по средним значениям показателей координационных способностей, т.к. все уровни значимости р не превышают критическое значение р (см. выделенный столбец таблицы 2). Таким образом, дети Контрольной и Экспериментальной группы на начало эксперимента в показателях координационных способностей не отличаются, средние групповые значения показателей Челночный бег, Прыжок 360 градусов, Метание теннисного мяча и Ласточки у испытуемых КГ такие же, как у их сверстников ЭГ. Это позволяет проводить эксперимент и проверять эффективность специально разработанного для детей начальной школы комплекса упражнений. Изменения в контрольной группе Для проверки эффективности разработанного комплекса упражнений для детей мдадшего школьного возраста на уроках физической культуры рациональным будет изучение изменений в уровне развития координационных способностей отдельно в Контрольной и
30 Экспериментальной группе вначале ив конце эксперимента. В таблицах 3 и 4 представлены основные результаты изучения сдвигов (изменений, которые произошли входе эксперимента в Контрольной группе по всем показателям координационных способностей. Таблица 3. Первичные данные сравнительного анализа показателей 1-4 Тестов у младших школьников Контрольной группы вначале и конце эксперимента критерий Стьюдента для зависимых выборок Среднее нач) Среднее кон)
N
Стд. отклон.
Pair 1 Тест 1. Челночный бег
10,17 10,15 10 1,9124
Pair 2 Тест 2. Прыжок о 6
10 0,2485
Pair 3 Тест 3. Метание теннисного мяча 12,2 12,9 10 3,2321
Pair 4 Тест 4. Ласточка
4,0 3,0 10 0,5215 Рис. 2 Гистограмма средних значений показателей координационных способностей у младших школьников КГ и ЭГ
31 Как следует из таблицы 3, показатели координационных способностей у испытуемых КГ на первом этапе эксперимента незначительно отличаются от показателей на повторном, изменения произошли в сторону улучшения результатов по тестам Прыжок 360 градусов, Метание теннисного мяча. Достоверность этих сдвигов показывает критерий Стьюдента для зависимых выборок (таблица 4). Таблица 4. Основные результаты сравнения показателей координационных способностей у детей КГ вначале ив конце эксперимента Парный t-test разности средних
95% доверительный интервал t-критер.
Стьюдента
р
-уровень значимости Ниж. Гран. Верх. Гран.
Pair 1 Челночный бег нач - кон
,57736
,89264 2,547
,591
Pair 2 Прыжок о нач - кон
-,92637
-,08163
-2,699
,024
Pair 3 Метание тен. мяча нач - кон 2,13439 5,68561 4,981
,113
Pair 4 Ласточка нач - кон
-1,50607 -,69393
-6,128
,732 Все уровни значимости (см. выделенный столбец, за исключением шкалы Прыжок градусов, превышают критическое значение р, что указывает на недостоверность сдвигов.
0 2
4 6
8 10 12 челночный бег
Прыжок Метание тен мяча
Ласточка
КГнач
КГкон
32 Изменения в экспериментальных группах Таблица 5. Первичные данные сравнительного анализа показателей 1-4 Тестов у младших школьников ЭГ вначале и конце эксперимента критерий Стьюдента для зависимых выборок Среднее нач) Среднее кон)
N
Стд. отклон.
Pair 1 Тест 1. Челночный бег
10,32 9,42 10 2,6124
Pair 2 Тест 2. Прыжок о 10 10 0,2832
Pair 3 Тест 3. Метание теннисного мяча 12,9 17,9 10 3,6523
Pair 4 Тест 4. Ласточка
3,8 5,3 10 0,7251 Рис Первичные данные сравнительного анализа показателей Тестов у младших школьников ЭГ вначале и конце эксперимента Как следует из таблицы 5, показатели координационных способностей у испытуемых ЭГ на начальном этапе эксперимента отличаются от показателей на повторном, причем все изменения произошли в сторону
0 2
4 6
8 10 12 14 16 18 20
Бег_чел
Прыжок Метание тен мяча
Ласточка
ЭГнач
ЭГкон
33 улучшения результатов по шкалам. Достоверность этих сдвигов показывает критерий Стьюдента для зависимых выборок (таблица 6). Таблица 6. Основные результаты сравнения показателей координационных способностей у детей ЭГ вначале ив конце эксперимента Парный t-test разности средних
95% доверительный интервал t-критер.
Стьюдента
р
-уровень значимости Ниж. Гран. Верх. Гран.
Pair 1 Челночный бег нач - кон
0,5743 0,3424 10,523
0,015
Pair 2 Прыжок о нач - кон
-0,9263
-0,0863
-2,726
0,000
Pair 3 Метание тен. мяча нач - кон 2,3569 5,6517 0,481
0,000
Pair 4 Ласточка нач - кон
-1,5065
-0,5967 3,146
0,037 Все уровни значимости (см. выделенный столбец) не превышают критическое значение р, что указывает на статистическую достоверность сдвигов. Конечное тестирование. Сравнение показателей Контрольной и Экспериментальной группы Таблица 7. Первичные описательные статистики сравнительного анализа показателей Тестов 1-4 в КГ и ЭГ в конце эксперимента Групповые статистики координационных способностей Тесты группы
N Среднее Стд. отклон. Тест 1. Челночный бег КГ
10 10,15 2,4194
ЭГ
10 9,42 1,9695 Тест 2. Прыжок в 360
о
КГ
10 6,0 1,4885
ЭГ
10 10,0 2,2319 Тест
3. Метание теннисного мяча КГ
10 12,9 2,7921
ЭГ
10 17,9 3,4098 Тест 4. Ласточка КГ
10 3,9 0,2705
ЭГ
10 5,3 0,7881
34 Рис. 4. Гистограмма средних значений показателей координационных способностей в КГ и ЭГ Средние значения показателей координационных способностей у испытуемых ЭГ и КГ наконечном этапе свидетельствуют о том, что различия есть, на достоверность указывает критерий Стьюдента, основные результаты которого представлены в таблице 8. Причем, в ЭГ координационные способности улучшились в большей степени, чем в КГ р. Таблица 8. Основные результаты сравнения показателей координационных способностей у учащихся КГ и ЭГ Тест Ливиня t-test разности средних
F-крит. Уровень значим. t-критер.
Стьюдента
р
-уровень значимости
95% доверительный интервал Ниж. Гран. Верх. Гран. Челночный бег
3,752
,069 1,540
,026
-,42755 2,77355 Прыжок о
,573
,459
-2,910
,000
-,87646
-,14154 Метание тенн. мяча 1,184
,291 8,584
,000
4,01792 6,62208 Ласточка
1,173
,293
-4,333
,018
-1,93028 -,66972 Таким образом, в исследовании показано, что эффективность развития координационных способностей учащихся начальных классов будет выше, если использовать специально разработанный комплекс упражнений для данной возрастной группы на уроках физической культуры.
0 2
4 6
8 10 12 14 16 18 20
Челноч бег
Прыжок Метание тен мяча
Ласточка
КГ
ЭГ
35 3.2 Комплекс упражнений на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Цапелька – упражнение на статику. При выполнении упражнения необходимо поднять согнутую в колене ногу и прижать ее к опорной ноге, руки в стороны. Пистолетик – приседание на одной ноге. При выполнении упражнения нужно присесть согнув ногу, свободная нога должна быть спереди , руки вперед. Два прыжка плюс прыжок в 360 градусов. При выполнении этого упражнения нужно сделать 3 прыжка. Первый прыжок выполняется с 2 ног с приземлением на левую ногу, затем второй прыжок с приземлением на правую ногу , затем с двух ног выполняется прыжок в 360 градусов. Бег со сменой направления. Выполняется обычный бег, по хлопку меняется направление бега в другую сторону. Бег с обеганием фишек с поворотами . При выполнении этого упражнения нужно оббежать фишку сделав вокруг нее поворот . Метание мяча об стену. Стоя лицом к стене на расстоянии 2-3 метров от нее нужно выполнить метание мяча об стену. Рука с мячом согнута в локтевом суставе на уровне головы. Приседание с выпрыгиванием. При выполнении упражнения нужно выполнить приседание , а затем сделать выпрыгивание вверх выполнив хлопок руками. Барабанчики. Исходное положение ноги на ширине плеч руки внизу. Нужно сделать прыжок соединив ноги и руки. Прыжок выполняется с согнутыми коленями .
3.3. Анализ результатов исследования В соответствии с задачами исследования, рассмотрим результаты исследования контрольной и экспериментальной групп на начальном и
36 конечном этапах эксперимента. На начальном этапе у контрольной группы входе тестирования были получены следующие результаты Тест челночный бег средний показатель 10,1 ± 0,15 секунд Тест прыжок в 360 градусов средний показатель 3 ± 0,42 Тест метание мяча средний показатель 12,2 ± 1, метров Тест Ласточка средний показатель 4±0,25 секунд У экспериментальной группы входе первичного тестирования были получены следующие результаты Тест челночный бег средний показатель 10,3 ± 0,16 секунд Тест прыжок в 360 градусов средний показатель 5 ± 0,34 Тест метание теннисного мяча средний показатель 12,9 ± 1,96 метров Тест ласточка средний показатель 3,8 ± 0,31 секунд статистическая обработка данных достоверных различий не выявила. Эти данные были получены в сентябре. Входе эксперимента результаты тестирования у контрольной группы незначительно изменились : Челночный бег результат не изменился. При первичном и контрольном тестировании средний показатель составил 10,1 сек Прыжок в 360 градусов увеличился с 3 дона докрута больше Метание теннисного мяча увеличилось с 12,2 до 12,9 метров Ласточка средний показатель уменьшился с 4 до 3,9 У учащихся экспериментальной группы произошли изменения Челночный бег с 10,3 улучшился до 9,4 секунд Прыжок в 360 градусов увеличился с 5 до 10 докрутов Метание теннисного мяча увеличилось с 12,9 до 17,9 метров Ласточка увеличилось с 3,8 до 5,3 секунд Отметим, что более явный прирост таких показателей координационных способностей, как способность сохранять статическое и динамическое
37 равновесие, в экспериментальной группе статистически доказан (уровень значимости рте. меньше критического значения. Таким образом, проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о том, что разработанный комплекс упражнений , позволяет эффективнее повысить уровень координационных способностей у детей младшего школьного возраста Выводы На основании проведенных исследований анализа специальной литературы, контрольных исследований а также математической обработки полученных данных мы пришли к следующим выводам
1. Проводя Анализ литературных источников было выявлено, что в литературе достаточно обширно описаны проблемы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста и эффективные пути их решения.
2. Разработанный комплекс упражнений на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста показал свою эффективность .
3. Результаты педагогического эксперимента показали что наибольшие изменения в результатах произошли у экспериментальной группы Челночный бег увеличился на 0,9 секунд, в контрольной группе показатель остался тот же, Прыжок в 360 градусов при первичном тестировании у экспериментальной группы с 6 докрутов показатель увеличился до 10, у контрольной группы с 3 до 6 докрутов
38 Метание теннисного мяча в экспериментальной группе увеличилось на
5 метров, в контрольной группе , на 0,7 метров Ласточка в экспериментальной группе увеличилась на 1,5 секунды, в контрольной группе уменьшилось насек. Данные статистически достоверны (p < 0,05).
4. Проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о том, что разработанный комплекс упражнений позволяет эффективнее повысить уровень развития координационных способностей у младшего школьного возраста .
5. На основании проведенного исследования мы можем сделать выводы о том, что поставленные задачи и цель исследования выполнены. Практические рекомендации
1. Для эффективности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста следует уделять больше времени на выполнение специальных упражнений , и выполнять их систематически
2. Для наиболее лучшего развития координационных способностей следует использовать упражнения с различными предметами , и упражнения различной направленности
3. Разнообразить упражнения по видам двигательной активности
4. Осуществлять контроль за состоянием учащихся, распределять нагрузку учитывая особенности физического развития младших школьников.
5. Проводить тестирования на развитие координационных способностей для выявления эффективности развития.
6. Использовать больше упражнений на статического характера для развития равновесия.
39 Список использованной литературы
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников Учет и коррекция Текст учебное пособие для студентов вузов по спец. педагогики и психологии / М. К. Акимова, В.Т.Козлова. – М Академия, 2000. – 157 с.
40 2. Алиев, МН. Двигательная активность младших школьников и пути ее оптимизации в начальной школе Текст МН. Алиев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010 .- № 4 С.
1 2 3
3. Аникин,
А.А. Подвижные игры как средство формирования координационных способностей у младших школьников Текст А.А.
Аникин// Вестник спортивной науки. – 2014. - №6. – С. 17-19.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А.
Ашмарин. – М Физкультура и спорт, 2013. – с.
5. Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу Текст / С.Г. Башкин. – М Физкультура и спорт, 1996 – 102 с.
6. Бернштейн, НА. О ловкости и ее развитии / НА. Бернштейн. – М ТВТ Дивизион, 2017. – 328 с.
7. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора Текст / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. – 2015. -
№2. – С. 23-26 8. Ботяев, В.Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложно-координационных видах спорта / В.Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №2. – С. 73-74.
9. Буров, А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры научно- практическое пособие / А.Э. Буров, О. А. Ерохина. – Чебоксары ИД Среда, 2020. – 192 с.
10. Варламов, ДБ. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие / ДБ. Варламов, Е.В. Егорычева, ИВ. Чернышева, МВ.
Шлемова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5–2. – С. 293-294.
11. Гогунов, Е. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н.
Гогунов, Б.Н. Мартъенов. – М Физкультура и спорт, 2000. – 264 с.
А.А. Подвижные игры как средство формирования координационных способностей у младших школьников Текст А.А.
Аникин// Вестник спортивной науки. – 2014. - №6. – С. 17-19.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А.
Ашмарин. – М Физкультура и спорт, 2013. – с.
5. Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу Текст / С.Г. Башкин. – М Физкультура и спорт, 1996 – 102 с.
6. Бернштейн, НА. О ловкости и ее развитии / НА. Бернштейн. – М ТВТ Дивизион, 2017. – 328 с.
7. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора Текст / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. – 2015. -
№2. – С. 23-26 8. Ботяев, В.Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложно-координационных видах спорта / В.Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №2. – С. 73-74.
9. Буров, А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры научно- практическое пособие / А.Э. Буров, О. А. Ерохина. – Чебоксары ИД Среда, 2020. – 192 с.
10. Варламов, ДБ. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие / ДБ. Варламов, Е.В. Егорычева, ИВ. Чернышева, МВ.
Шлемова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5–2. – С. 293-294.
11. Гогунов, Е. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н.
Гогунов, Б.Н. Мартъенов. – М Физкультура и спорт, 2000. – 264 с.
41 12. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья монография / И.Ю. Горская. – Омск
СибГАФК, 2000. – 212.
13. Замогильнов, АИ. Теория и методика физической культуры учебное пособие / АИ. Замогильнов. – Шуя Шуйский филиал ИвГУ, 2017. – 289 с.
14. 3имницкая Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры. - Минск, 2003. - 114 с.
15. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Илиьн. – М Просвещение, 1998. – 287 с.
16. Иссурин, В.Б. Координационные способности спортсменов : методическое пособие / В. Б. Иссурин, В. И. Лях ; перс англ. И. Шаробайко. – М Спорт,
2020. – 208 с.
17. Калмыков, ДА. Учет иерархичности использования средств формирования видов координационных способностей как необходимое условие совершенствования процесса их развития / ДА. Калмыков, Г.И.
Дерябина, ОС. Терентьева и др. // Вестник ТГУ. – 2018. – №5 (175). – С.
69-80.
18. Кудрявцева, О.В. Комплексный подход в формировании представлений о двигательных возможностях обучающихся на уроках физической культуры / О.В. Кудрявцева, ЕЕ. Бендусов, М.Е. Соловых // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. – М Научно- издательский центр Теория и практика физической культуры и спорта. –
2020. – № 4. – С. 65-88.
19. Кузнецов, В.С. Физическая культура / В.С. Кузнецов, ГА. Колодницкий. – М. : КНОРУС, 2016. – 256 с.
20. Лукьяненко, В.П. О преподавании теоретического материала на уроке физической культуры / В.П. Лукьяненко, Н.В. Муханова // Физическая культура в школе. – 2020. – № 4. – С.
42 21. Лях В.И. Двигательные способности школьников основы теории и методики развития. – Текст- М Терра - Спорт, 2000. – 192 с
22. Лях,
В.И.
Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 1995.
– №11. – С. 73.
23. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск Полымя, 2001. – 152 с.
24. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №7. – С. 28-30.
25. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М Физкультура и спорт, 2001. – 114 с.
26. Мейксон, Г.Б. Физическое воспитание / Г.Б. Мейксон. – М Физкультура и спорт, 2015. – 235 с.
27. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков[Текст]/ Л.Д. Назаренко.-
Москва:Теория и практика физической культуры, с.
28. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста Текст
/ В.П. Назаров. - М Физкультура и спорт. 2009. – 543 с. Общая теория и ее практические приложения Текст учеб метод пособие В.Н.
Платонов, ММ. Булатова. - К Олимпийская литература, 2004. - 54 с.
29. Панов, В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы[Текст]
/ В.А. Панов. - М ФиС, 2006. – 98 с.
30. Пигалова, Л.В. Физическое воспитание учащихся младших классов учебное пособие[Текст]/ Л.В. Пигалова.- Челябинск УралГУФК, 2001.- с.
31. Платонов, В.Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки / В.Н. Платонов. – М СААМ. – 2015. – С. 20-23.
32. Платонов, В.Н. Координация и методика ее совершенствования
43 33. Рубахин, ДЕ. Двигательный компонент как средство формирования мотивационной готовности школьников к занятиям физической культурой[Текст] / ДЕ. Рубахин // Вестник спортивной науки. 2010. - №5.
- С. 19-24.
34. Трофимов,
А.М. Психофизиологические аспекты ловкости и координационных способностей / А.М. Трофимов // Ученые записки университета Лесгафта. – 2017. – №9 (151). – С. 240-244.
35. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте Текст В. С. Фарфель- е изд, стер. - Москва : Советский спорт, 2011.-201,
36. Фомин, НА. Возрастные особенности физического воспитания:Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М Академия, 1983.- с. 75.
37. Фомин, НА. Физиологические основы двигательной активности Текст / НА. Фомин, В.П. Филин. – М ФиС, 2004. – 430 с.
38. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология. - М Академия, 1978.- с. 73. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств Текст под общей ред. А.В. Карасева. - Москва :Лептос,
2004.- с.
39. Шевченко, Д.Ю. Методика совершенствования координационных способностей у учащихся / Д.Ю. Шевченко // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – №7 (185). – С. 446-449.
40. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе научнопедагогический аспект Текст. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - Ростовна-Дону: Феникс , 2009
- 635 с
41. Ярославцева, ИВ. Особенности развития физических качеству младших школьников Текст / ИВ. Ярославцева // Вестник спортивной науки. –
2011. - №4. – С. 31-37.