Файл: Рабочая программа (id 2803303) учебного предмета История для 5 класса основного общего образования на 20222023 учебный год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4.Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5.Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8.Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата изучения | Виды деятельности | Форма урока | Виды контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||||||
Всего часов | Контр работ | Практ работ | |||||||||||||||
Раздел 1. Введение 2 час | |||||||||||||||||
1 | Введение | 1 | | | | Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом | Беседа | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/start/310298/ | ||||||||
2 | Счет лет в истории | 1 | | | | Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру; | Беседа | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/start/253250 | ||||||||
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ | |||||||||||||||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 4 часа. | |||||||||||||||||
3 | Древнейшие люди. | | | | | Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам; древними людьми земледелия и скотоводства; | Лекция | Письменный; контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/conspect/ | ||||||||
| Родовые общины охотников и собирателей | | | | | Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей | Семинар | Письменный; контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/ | ||||||||
| Возникновение искусства и религиозных верований. | | | | | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. | Заочное путешествие | Устный опрос; | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/zhizn-pervobytnyh-lyudey/vozniknovenie-iskusstva-i-religioznyh-verovaniy | ||||||||
| Первобытные земледельцы и скотоводы. | | | | | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. | Лекция | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/conspect/ | ||||||||
Раздел: 3. Древний Восток Тема 2: Государство на берегах Нила 7 часов | |||||||||||||||||
| Государство на берегах Нила. | | | | | Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения; | Заочное путешествие | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/start/310360/ | ||||||||
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | | | | | Рассказать в каких условиях жили египетские земледельцы и скотоводы | Семинар | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/591/ | ||||||||
| Жизнь египетского вельможи. | | | | | Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники); | Беседа | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://foxford.ru/wiki/istoriya/zhiznegipetskogovelmozhi | ||||||||
| Военные походы фараонов. | | | | | Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта; Рассказывать об организации и вооружении египетского войска; | Практикум | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/conspect/ | ||||||||
| Религия древних египтян. | | | | | Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения; | Беседа | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/ | ||||||||
| Искусство Древнего Египта. | | | | | Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов; рельеф, фреска; | Заочное путешествие | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/ | ||||||||
| Письменность и знания древних египтян | | | | | Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма); Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта; Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, | Заочное путешествие | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/409/ | ||||||||
Тема 4 . Западная Азия в древности 7 часов. | |||||||||||||||||
| | | | | | Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей; Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии; Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат; Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства; Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи; Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника; Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска; Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой; Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях; Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона; Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»; древности людей; | | Устный опрос; Письменн ый контроль; | | ||||||||
Тема 5: Индия и Китай в древности 5 часов | |||||||||||||||||
| Природа и люди Древней Индии. | | | | | Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения; Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту; | Заочное путешествие | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/main/ | ||||||||
| Индийские варны. | | | | | Веды, санскрит; Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме; | Беседа | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://foxford.ru/wiki/istoriya/indijskie-kasty | ||||||||
| Чему учил китайский мудрец Конфуций. | | | | | Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия; | Заочное путешествие | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/62/ | ||||||||
| Первый властелин единого Китая. | 2 | | | | Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности; Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли; Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались; | Беседа | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://foxford.ru/wiki/istoriya/pervyj-vlastelin-edinogo-kitaya | ||||||||
Раздел III. Древняя Греция. Тема 7. Древнейшая Греция. | |||||||||||||||||
| Греки и критяне. | | | | | Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в | Заочное путешествие | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/main/ | ||||||||
| Микены и Троя. | | | | | Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения; Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в | Семинар | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/main/ | ||||||||
| Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея» | | | | | Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»; Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»; | Спектакль | Устный опрос; Письменн ый контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/58/ |