Файл: Рабочая программа (id 2803303) учебного предмета История для 5 класса основного общего образования на 20222023 учебный год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,


предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

4.Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

5.Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

8.Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,


Тематическое планирование



Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Дата изучения

Виды деятельности

Форма урока

Виды контроля

Электронные (цифровые) образовательные

ресурсы

Всего часов

Контр

работ

Практ работ

Раздел 1. Введение 2 час

1

Введение

1










Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом

Беседа

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/start/310298/


2

Счет лет в истории

1










Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру;

Беседа

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/start/253250


РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 4 часа.

3

Древнейшие люди.













Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам; древними людьми земледелия и скотоводства;

Лекция

Письменный; контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/conspect/





Родовые общины охотников и собирателей













Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей

Семинар

Письменный; контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/





Возникновение искусства и религиозных верований.














Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.

Заочное путешествие

Устный опрос;

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/zhizn-pervobytnyh-lyudey/vozniknovenie-iskusstva-i-religioznyh-verovaniy





Первобытные земледельцы и скотоводы.













Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли.

Лекция

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/conspect/


Раздел: 3. Древний Восток

Тема 2: Государство на берегах Нила 7 часов




Государство на берегах Нила.













Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения;

Заочное путешествие

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/start/310360/





Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.













Рассказать в каких условиях жили египетские земледельцы и скотоводы

Семинар

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/591/





Жизнь египетского вельможи.













Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи,
чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники);

Беседа

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://foxford.ru/wiki/istoriya/zhiznegipetskogovelmozhi





Военные походы фараонов.













Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта; Рассказывать об организации и вооружении египетского войска;

Практикум

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/conspect/





Религия древних египтян.













Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и
скульптурные изображения;

Беседа

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/





Искусство Древнего Египта.













Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов; рельеф, фреска;

Заочное путешествие

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/





Письменность и знания древних египтян













Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма); Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта; Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс,

Заочное путешествие

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/409/


Тема 4 . Западная Азия в древности 7 часов.



















Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей;
Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии;
Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат;
Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства;
Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи;
Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника;
Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации
ассирийского войска;
Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой;
Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях;
Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона;
Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»; древности людей;




Устный опрос; Письменн ый контроль;




Тема 5: Индия и Китай в древности 5 часов




Природа и люди Древней Индии.













Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения;
Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту;

Заочное путешествие

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/main/




Индийские варны.













Веды, санскрит; Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в
индуизме;

Беседа

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://foxford.ru/wiki/istoriya/indijskie-kasty





Чему учил китайский мудрец Конфуций.













Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия;

Заочное путешествие

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/62/





Первый властелин единого Китая.

2










Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности; Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли;
Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались;

Беседа

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://foxford.ru/wiki/istoriya/pervyj-vlastelin-edinogo-kitaya


Раздел III. Древняя Греция.

Тема 7. Древнейшая Греция.




Греки и критяне.













Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в 

Заочное путешествие

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/main/





Микены и Троя.













Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения;
Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в 

Семинар

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/main/





Поэма Гомера «Илиада».

Поэма Гомера «Одиссея»













Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»;
Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»;

Спектакль

Устный опрос; Письменн ый контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/58/