Файл: Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсового проекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ – это вступительная часть. В этом разделе необходимо показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи. В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Актуальность исследования можно описать тремя пунктами:

  1. Современное состояние предметной области с описанием новейших достижений для эффективного построения и использования средств защиты информации.

  2. Описание имеющейся в задании проблемы (разработка или модернизация средств защиты информации).

  3. Пути решения проблемы и приведения средств защиты информации к состоянию, описанному в пункте 1.

Цель курсового проекта должна заключаться в решении поставленной в задании задачи путем ее анализа и практической реализации.

Задачи определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать развернуто и тщательно, так как описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3-4 задачи.

Курсовой проект основан на гипотезе (это просто предположение), согласно которой процесс защиты информации будет максимально эффективен если:

  • созданы надежные механизмы защиты информации;

  • в процессе функционирования системы осуществляется непрерывное управление механизмами защиты;

  • соблюдены все нормы и правила безопасности при работе.

Основная часть обычно состоит из двух параграфов (теоретические аспекты и практическая реализация), содержащих основную информацию по выбранной теме.

При проектировании систем защиты информации (СЗИ) необходимо решить задачи алгоритмического, логического и конструктивного синтеза. Алгоритмический синтез предполагает определение основных характеристик разрабатываемой системы, выбора и обоснования решаемых задач, формулирования технического задания к разрабатываемой системе. Затем производится разработка математического описания решаемых задач, формулировка общего алгоритма, описанного на математическом языке, выбор структуры системы.

Программные и аппаратные СЗИ должны проектироваться исходя из предъявляемых требований к показателям защищенности средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа [1-3].

На втором этапе производится разработка рабочего алгоритма (методики). Логический синтез предполагает разработку функциональной и на ее основе принципиальной схемы устройства, наилучшим
образом удовлетворяющей основным характеристикам, полученным на этапе алгоритмического синтеза. На этапе логического синтеза осуществляется выбор архитектуры и элементной базы. Важное место при проектировании системы занимает распределение функций между аппаратной и программной частями системы.

Аппаратная реализация ряда функций позволяет увеличить быстродействие, степень защиты от изучения и взлома, но ценой аппаратных затрат. Программная реализация обеспечивает большую универсальность и компактность, но более уязвима к взлому.

При разработке СЗИ необходимо понимание физических принципов, лежащих в основе их работы – методам модификации загрузочных областей винчестера, перехвата прерываний, использования специальных драйверов и т.д. В курсовой работе должен быть четко показан и обоснован выбранный метод защиты информации.

При разработке СЗИ необходимо ознакомиться с существующими системами защиты типа семейства Криптон, Аккорд, Верба, SecretNet, DallasLock, Страж, продукцией фирм Лан-Крипто, Сигнал-КОМ [1–10].

При создании СЗИ значительное внимание уделяется методам идентификации. Большую перспективу имеют биометрические методы идентификации: как статические на основе идентификации по отпечаткам пальцев, рук, лицу, радужной оболочке и сетчатке глаза, так и динамические на основе клавиатурного почерка, росписи мыши, голосу. Получить информацию о различных аспектах биометрической идентификацией, уже существующих системах и продуктах вы можете в [1, 8, 32].

Популярным методом идентификации является использование магнитных и смарт карт, а также электронных таблеток ibutton, номенклатура и возможности которых растут с каждым годом. Принципы, особенности, виды магнитных и смарт карточек, других электронных идентификаторов рассмотрены в [1-10].

Важной проблемой в условиях киберугроз является реализация защита программ и данных от несанкционированного копирования. Для защиты программ после их размещения на компьютере используется различные технологии активации, использующие идентификацию компьютера на основе особенностей аппаратной среды и по программным особенностям среды. Также достаточно широко различные виды электронных ключей. Их разновидности, методы защиты, состав системы защиты раскрыты в [19-26].

Для защиты данных в последнее время все шире используется DRM системы. В их основе лежит шифрование информации [19-26]. Доступ к информации может получить лишь купивший соответствующую лицензию.



Все большую популярность для защиты от внутренних угроз получают DLP системы [1, 31, 32].

  1. Теоретические аспекты разрабатываемой темы работы включают в себя:

-анализ существующих проблем в сфере информационной безопасности по теме работы;

-обоснование выбора алгоритма (методики) для решения поставленной задачи из известных алгоритмов (методик) или создание оригинального алгоритма с описанием его правильности.
2. Практическая реализация.

В этом параграфе необходимо представить -подробное описание алгоритма (методики);

-обоснования выбора языка программирования (если он задан) или математического метода;

-руководство для пользователя в котором описывается как применять созданную программу (методику);

-описание тестирования программы (методики);

-результаты применения программы (методики) для решения поставленной задачи;

-листинги разработанных программ, помещаемые обычно в приложении.

Алгоритмы и проделанные работы должны быть проиллюстрированы снимками экрана («скриншотами») по ходу выполнения описанных работ. Снимки экрана должны содержать информацию, однозначно идентифицирующую владельца курсового проекта. Пример представлен на рисунке 2.



Рисунок 2. Пример снимка экрана

В этом параграфе обязательно должны быть представлены результаты решения поставленных задач.

Заключение содержитвыводы по результатам исследования и краткое резюме достигнутых целей и задач. В заключении необходимо произвести анализ полученных результатов курсового проектирования и соотнести их с поставленными задачами, описать возникшие в процессе выполнения курсового проекта проблемы и пути их решения, доказать оптимальность и эффективность выбранных технологий и решений, сделать вывод о результатах курсового проекта и его практическом значении (применении).

Список источников и литературы представляет собой перечень использованных книг, учебников, самоучителей, методических пособий статей электронных ресурсов, конспектов лекций, которые были использованы при работе над курсовым проектом. Фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. 
Приложения к курсовому проекту оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и обозначение, которые пишутся в правом верхнем углу, например: Приложение А.
Организация выполнения курсового проекта

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсового проекта осуществляет преподаватель соответствующего курса.

Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.

В ходе консультации преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсового проекта, даются ответы на вопросы студентов.

Основными функциями руководителя курсового проекта являются:

  • Консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсового проекта;

  • Оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

  • Контроль хода выполнения курсового проекта;

  • Подготовка рецензии на курсовой проект.

По завершении студентом курсового проекта руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с рецензией передает студенту для ознакомления.

При необходимости руководитель курсового проекта может предусмотреть предварительную защиту курсового проекта. Защита курсового проекта является обязательной и проводится за счет времени, предусмотренного на изучение междисциплинарного курса.

Курсовой проект оценивается по пятибалльной системе. Положительная оценка по тому междисциплинарному курса, по которому предусматривается курсовой проект выставляется только при условии успешной сдачи курсового проекта на оценку не ниже «удовлетворительно».

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовому проекту, предоставляется право выбора новой темы курсового проекта или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.
Требования к оформлению курсового проекта

При написании курсового проекта необходимо постоянно следить за тем, чтобы не отклоняться от предмета исследования.

Написав черновую рукопись, отредактировать весь написанный текст.


Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом нижнем углу страницы. Приложения оформляются в конце курсового проекта.

Каждый параграф, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.

На титульном листе курсового проекта указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы студента, тема курсового проекта, фамилия и инициалы руководителя (Приложение Б).

Курсовой проект должен быть оформлен надлежащим образом в папку скоросшиватель.

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной и для всего текста курсового проекта.

Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. Название таблицы записывается по центру (рисунок 1).



Рисунок 1. Образец нумерации таблиц

Порядковый номер рисунка и его название проставляется по центру под рисунком (рисунок 2).


Рисунок 2. Пример нумерации рисунков
Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин.

Оформительской работе в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собран весь документ.

При создании документа и цитировании источников текста, данных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда помещаются ссылки на соответствующие издания.

Заголовки располагают посередине страницы без точки на конце. Переносить слова в заголовке не допускается.

Работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги одного сорта формата А4 (210х297 мм).

1. Основной текст:

  • шрифт – 14 пт;

  • гарнитура – Times New Roman;

  • выравнивание – по ширине;

  • абзацный отступ – 1,25 см;

  • межстрочный интервал – полуторный;

  • нумерация страниц – снизу в правом нижнем углу (введение – 3страница).


2. Заголовки:

  • шрифт – 14пт;

  • гарнитура – Times New Roman;

  • буквы – прописные;

  • начертание – полужирное;

  • выравнивание – по центру.