Файл: Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу ii (темы 913), материалам основной и дополнительной литературы..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.

Вариант 2.

  1. Гносеология:

- Дайте классическое определение понятия «истина», приведите примеры абсолютных и относительных истин.

- Раскройте сущность современных философских теорий истины (когерентной, конвенциональной и прагматической).

Истина — единственно, абсолютно, бесповоротно, бесконечно, беспрекословно верная информация. В отличие от правды, Истина существует в единственном экземпляре, и потому признание за любым утверждением статуса Истины означает автоматическое признание того, что все не совпадающие с ним утверждения — ложны.

Истина есть соответствие знания действительности. Другими словами, истина есть соответствие представления или суждения реальному положению дел.

Абсолютная истина: 2+2=4; Земля вращается вокруг своей оси; мяч круглый; соль солёная.

Относительная истина: при температуре +15 градусов бывает холодно; веревка может выдержать вес 25кг.

В когерентной теории критерий истинности - его согласованность или когеренция с общей системой знаний. Мир - единое целое и все в нем взаимосвязано. В этом есть рациональное зерно. Мы склонны принимать за достоверное то новое знание, которое не противоречит уже имеющимся у нас знаниям. Если сведения, полученные независимым путем, разными людьми логически совместимы, то их можно признать истинными. Совпадение практически невозможно. Поэтому учены перепроверяют опыты. Согласованность знаний является критерием истины. Но ведь система высказываний может быть непротиворечивой и одновременно ложной.


По конвенциальной теории, истина есть такое знание, которое признается большинством людей. Конвенция – договор о том, что считать истиной. Основоположник – Пуанкаре. Например, аксиомы по его мнению, удобные конвенции. Эта теория имеет зерно. Научные теории, ее начальные положения принимаются конвенциально, а не на основе эмпирического обобщения. Ученые приходят к соглашению, руководствуясь принципом простоты, целесообразности. В этом смысле конвенции неустранимы из научного познания. Но вопрос о соответствии действительности все же не снимается.

Прагматическая теория – американская( Джеймс). То знание истинное, что приносит пользу, приводит к успеху. Истинность суждения: «Бог существует» не зависит от реального его существования. Если человек верит в истинность этого суждения, и он успешен, то это для него истинное. У каждого своя истинность. Рац зерно: практически полезное знание вызывает большего доверия, чем бесполезное. Хотя практически полезное знание может оказаться ложным.


  1. Аксиология:

- Дайте определение понятию «ценность», приведите примеры не менее трёх типологий ценностей с примерами.

- Какова роль ценностей в жизни общества и личности?

Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

В наиболее обобщенной характеристике понятие «ценность» указывает на значимость (значение) какого-либо явления в контексте человеческой жизни (индивидуальной, групповой, социально-культурной). В ценностных представлениях и идеях проявляется и фиксируется особое оценочное отношение людей к фактам реальности: данные факты рассматриваются не с точки зрения их собственного существования – «какие они есть сами по себе», но соотносятся с человеческими (индивидуальными или социальными) потребностями, интересами и целями.

Витальные (жизнь, здоровье, безопасность);

Семейно-родственные (семья, забота о детях, почитание родителей);

Эстетические (красота, гармония, изящество, художественный стиль).

Именно внутренние ценности человека способствуют: поддержанию физического и психологического здоровья; самовоспитанию, самообразованию и самообучению; развитию профессиональных возможностей и карьерному росту, совершенствованию личностных, социальных, моральных и духовных качеств.



3. Философия истории:

- Дайте определения понятию «глобальные проблемы» и выделите причины их появления.

- Как называется организация, созданная для анализа и решения глобальных проблем?

- Какие типы глобальных проблем Вы знаете, приведите примеры проблем и предполагаемые варианты их решения.
- Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов.

Возникновение Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры.

- Римский клуб положил начало исследовательским работам по проблемам, названным «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленные клубом вопросы ряд выдающихся ученых создали серию «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества».

- К их числу относятся, прежде всего, проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны; экологическая; демографическая; энергетическая; сырьевая; продовольственная; использование Мирового океана; мирное освоение космоса; преодоление отсталости развивающихся стран.

  • Катастрофическое загрязнение окружающей среды, снижение биоразнообразия;

Решение может служить, если люди перестанут загрязнять природу, более чуткое отношение к окружающей среде, соответствовать всем нормам утилизации мусора и т.д.

  • Обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, древесины, цветных металлов, дефицит водных ресурсов;

Неконтролируемое использование сырья привело к истощению запасов полезных ископаемых, которые находились в недрах Земли сотни миллионов лет. Очень скоро топливо и другие ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства внедряются достижения научно-технического прогресса.

  • Использование ресурсов Мирового океана;

Истощение ресурсов суши привело к повышению интереса к Мировому океану. Все страны,
которые имеют к нему доступ, используют его не только как биологический ресурс. Активно развивается добывающая сфера, химическая. И это порождает сразу две проблемы: загрязнение и неравномерность освоения. Но как решаются эти вопросы? В настоящий момент ими занимаются ученые со всего мира, которые разрабатывают принципы рационального океанического природопользования.

  • Проблема здоровья людей;

Человечество продолжает страдать от смертельных болезней. Успехи науки велики, но болезни, не поддающиеся лечению, все еще существуют. Единственный путь решения – продолжать научные исследования в поисках лекарств.


  • Демографическая проблема.

В 20 веке, когда население Земли превысило отметку в шесть миллиардов, о ней слышали все. Однако в 21 веке вектор сместился. Если кратко, то сейчас суть проблемы такова: людей становится все меньше. Решить этот вопрос поможет грамотная политика планирования семьи и улучшения условий жизни каждого отдельного человека.