Файл: Тема Основные понятия психологии лиц с нарушениями интеллекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мышление детей с недоразвитием интеллекта формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности.

Они очень отличаются от здоровых детей большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Дошкольники с умственной отсталостью затрудняются при решении даже простейших наглядно-действенных задач, таких как "почтовый ящик'' и др.

Дети выполняют их с большим количеством ошибок после ряда попыток.

Причём одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия.

Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают у дошкольников еще больше трудностей.

Они не могут сохранить в своей памяти показанный образец и действуют ошибочно.




Наиболее трудными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении. Они часто не понимают даже несложные тексты, содержащие временные, причинные и другие зависимости. \

Дети с недоразвитием интеллекта воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.

Характеризуя мышление умственно отсталых детей, следует отметить стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его недостаточную гибкость.

Именно поэтому применение уже имеющихся знаний в новых условиях вызывает у детей с недоразвитием интеллекта затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению заданий.

Речь. Речь - это исторически сложившаяся форма общения посредством языка, обеспечивающая сохранение и передачу опыта и знаний, добытых предыдущими поколениями.

Речь - орудие человеческого мышления, средство организации и контроля его деятельности, а также выражения эмоций.

Грубые недостатки речи детей с недоразвитием интеллекта расценивались как один из основных критериев нарушений умственного развития…

Не имея ни повреждений слуха, ни отклонений в строении речевых органов, эти дети овладевают речью замедленно.

Они позднее, чем это бывает у нормальных сверстников, начинают понимать обращенную к ним речь и пользоваться активной речью.


Речь у ребенка-олигофрена скудна и неправильна.

Основные причины, обусловившие такое состояние речи, - слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном.

Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов - связь между анализаторами. Становление речи ребенка с недоразвитием интеллекта осуществляется своеобразно и с большим запозданием.

Он позднее и менее выражено вступает в эмоциональный контакт с матерью.

У дошкольников с умственной отсталостью слабо выражено стремление подражать речи взрослого.

Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, устанавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.

В 2-3 года или даже в 5 лет появляются первые слова - это преимущественно имена существительные: названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполнимые действия.

Отдельные дошкольники даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый слог нужного слова.

Поэтому фонетический строй речи почти у всех детей к началу школьного обучения сформирован далеко не полностью.

Однако дети постепенно все же овладевают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья не оказывает им реальной помощи и они не посещают специального дошкольного учреждения.

Это связано с необходимостью, живя среди людей, взаимодействовать с окружающими.

Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими.

Ребенку трудно установить, в каком порядке следуют друг за другом звуки.

Из-за слабости фонетического анализа ребенок с недоразвитием интеллекта плохо различает на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм речи.

Определенную роль играют также отклонения, которые отмечаются в моторной сфере детей с недоразвитием интеллекта, в том числе и в движении их речевых органов.

У воспитанников специальных (коррекционных) учреждений VIII вида чаще, чем у нормально развивающихся детей, наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением.



Умственно отсталые дети - слышащие и говорящие.

Это обстоятельство существенно облегчает работу с ними.

Однако недостатки произношения затрудняют общение с ними.

Детям с недоразвитием интеллекта плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми.

Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы…

Эти дети не умеют связно высказывать свои предложения или просьбы.

Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея фразой, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни разумно ответить на заданный вопрос.

Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний.

Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам.

При умственной отсталости недоразвитие речи и конкретность мышления детей взаимосвязаны и взаимозависимы.

Оба эти явления возникают как следствие нарушения нервных процессов.

В то же время, будучи оба следствиями, эти два явления взаимообуславливают друг друга: недоразвитие речи ограничивает дальнейшее умственное развитие ребёнка, а затруднённость обобщений мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом.

Иными словами, дефекты мышления и речи взаимно усугубляют друг друга.

Речевое недоразвитие дошкольников с умственной отсталостью носит системный характер.

Это приводит к тому, что речь даже к концу дошкольного детства не выполняет у умственно отсталых детей своих основных функций: коммуникативную и регулирующую.

Однако в условиях адекватного обучения и воспитания возможна положительная динамика в речевом развитии умственно отсталых детей.

Если мы обратимся к словарю психологических терминов, то встретим определение понятию эмоционально-волевой сферы следующего содержания: это характерное свойство для содержания, качества и динамики развития различных эмоций и чувств у личности.

Сейчас разграничим две составляющие данного понятия — эмоции и воля…


Эмоции в психологии рассматриваются как особая форма переживания человека, его отношение к чему-либо.


При этом у человека происходят особые физиологические перемены, в ответ на полученные переживания.


Это можно отметить, как определенные эмоциональные состояния эмоционально-волевой личности.

Эмоции сопровождают человеческие чувства, такие как радость или печаль.

Сопутствуют проявлению страха, гнева и других.

Под волей определяют осознанное урегулирование индивидом своих поступков, действий, поведения.

Когда человек встречает определенного рода препятствие или какую-либо трудность, его волевые качества помогают ему с этим справиться.

Часто два понятия объединяют в одно — эмоционально-волевой сферы.

Это можно понять так, что эмоциями, как и любыми другими чувствами, можно успешно управлять, или посредством воли регулировать.

Конечно же, мы имеем в виду волевую регуляцию отрицательных эмоций. Положительные эмоции регулировать нет особой необходимости.

Особенно часто переживают отрицательные эмоции дети.

Мы поговорим далее о детях старшего дошкольного возраста.

Это промежуток жизненного пути от 5 до 7 лет.

В этот период у ребенка складывается фундамент, способствующий дальнейшему росту, формируются основы личностного развития…
Эмоциональность дошкольника развивается, богаче становятся его особенности и эмоциональные показатели, развиваются высшие чувства.

Эмоционально-волевая сфера в дошкольном возрасте претерпевает значительные изменения, за счет этой сферы обогащается за счет положительных и отрицательных воздействий на малыша.

Под словосочетанием умственная отсталость - подразумевают изменения психики личности, нарушения познавательных процессов, которые часто бывают вызваны какими-то органическими повреждениями головного мозга.

При таких нарушениях страдает как интеллект ребенка, так и его эмоции, воля, нарушается поведение. Ребенок с умственной отсталостью очень медленно развивается, так как страдают и психическое и физическое развитие…………………………………