Файл: Тема Основные понятия психологии лиц с нарушениями интеллекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 555

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель данной работы состояла в попытке изучения структуры защитного поведения умственно отсталых подростков в аспекте их адаптационных возможностей.

В настоящей статье рассмотрены межполовые различия совладающего поведения и механизмов психологической защиты у подростков с умственной отсталостью.

В исследовании прияли участие 165 подростков с умственной отсталостью в возрасте от 11 до 16 лет (102 мальчика и 63 девочки). У всех подростков легкая степень умственной отсталости. Показатели интеллекта в пределах от 58 до 67 баллов по шкале Векслера.

Исследование проводилось при помощи следующих методик: карта

наблюдений Стотта, фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант), опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста, рисуночная методика «Человек под дождем», методика Дембо-Рубинштейн, методика Рене Жиля.

Карта наблюдений Стотта направлена на изучение школьной дезадаптации, мы посчитали возможность ее применения в более широком контексте, т.к. учебная деятельность и школьное окружения являются наиболее значимыми для изученного контингента.

Результаты исследования.

Достоверных различий поведения в ситуации фрустрации и уровня школьной дезадаптации между умственно отсталыми девочками и мальчиками выявлено не было.

Мы предполагаем, что умственно отсталые подростки в ситуации фрустрации ведут себя одинаково, независимо от пола.

У умственно отсталых подростков, как мальчиков, так и девочек часто встречаются импунитивные реакции - фрустрирующая ситуация рассматривается ими как незначительное препятствия, осознание фрустрации как таковой не происходит.
Подобная реакция на фрустрацию связана с недостаточной критичностью, непониманием социальной ситуации, неспособностью предвидеть последствия фрустрирующей ситуации.

Достоверно чаще ф<0,05) умственно отсталые мальчики по сравнению с девочками используют стратегии совладания по типу отрицания, решения проблемы, агрессивного поведения и стремления к расслаблению.

С одной стороны это указывает на расширенный репертуар совладающего поведения у мальчиков с умственной отсталостью по сравнению с девочками…

С другой стороны - мальчики достоверно чаще прибегают к социально неодобряемым стратегиям поведения, таким как агрессивное реагирование и отрицание наличия проблемы.


Как показало настоящее исследование в структуре защитного поведения умственно отсталых мальчиков доминирующей стратегией разрешения конфликтов являются стратегии агрессивного поведения, которые выступают как наиболее часто используемые и как помогающие стратегии решения конфликтной ситуации.

В частности, проведенные корреляционный анализ позволил установить наличие положительных взаимосвязей стратегий агрессивного поведения с признаками «отношением к отцу», «препятственно-доминантные реакции», «тревожность по отношению к детям», «асоциальность» и «уверенность в себе, самооценка».

Можно предположить, что умственно отсталые мальчики, наиболее часто прибегающее к стратегии совладающего поведения по типу агрессивность, испытывают тревожность по отношению к детям, у них отмечается асоциальное поведение.

Данные симптомокомплексы дезадаптации характерны для умственно отсталых подростков.

Также выявлена связь между стратегиями агрессивного поведения и неблагоприятным социальным окружением.

Можно предположить, что неблагоприятные социальные условия воспитания таких подростков приводят к появлению у них повышенной враждебности по отношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной напряженности и нестабильности поведения.

Неблагоприятные условия приводят и к недостаточному формированию социальной нормативности у подростков с умственной отсталостью.

Прибегание преимущественно к стратегиям агрессивного поведения может быть обусловлено механизмом социального научения. Как правило, в своих семьях подростки данной категории наблюдают агрессивные модели поведения, недостаточная критичность умственно отсталых подростков не позволяет им правильно оценивать ситуации и использовать другие, социально приемлемые стратегии поведения.

В свою очередь частый выбор агрессивных копингов приводит к снижению адаптационных возможностей подростков с умственной отсталостью.

Положительная корреляция стратегий агрессивного поведения с признаком «отношение к отцу» подтверждает положение о наличии механизма социального научения: агрессивные модели поведения, принятые в семьях изученных умственно отсталых подростков и демонстрируемые отцом вызывают полное одобрение со стороны детей.

Положительное отношение к отцу и низкая критичность мышления не позволяют умственно отсталому мальчику адекватно оценить поведение отца, с одной стороны, и использовать в качестве совладания адаптивные стратегии поведения.



Интересна положительная корреляция стратегий агрессивного реагирования с признаком «препятственно-доминантные реакции». Умственно отсталые подростки, часто использующие стратегии агрессивного реагирования испытывают определенные трудности во фрустрирующей ситуации - любое, даже

незначительное препятствие рассматривается ими как нечто страшное, непреодолимое; подросток акцентирует внимание на существующей проблеме, длительно и тяжело ее переживает.

Это подтверждается данными, полученными в результате проведения методики «Человек под дождем». В рисунках «Человек под дождем» умственно отсталые мальчики рисовали тяжелые капли дождя, в некоторых рисунках дождь практически закрывал весь лист.

В рисунках умственно отсталых мальчиков достоверно чаще встречались тяжелые тучи, лужи и грязь, практически отсутствовало солнце.

Подобное восприятие фрустрирующей ситуации умственно отсталыми мальчиками приводит к внутреннему напряжению, требующего немедленного выхода, и как следствие, способы агрессивного реагирования оказываются в ситуации напряжения наиболее эффективными с точки зрения умственно отсталого подростка.

Стратегии агрессивного реагирования позволяют снять напряжение немедленно, сиюминутно, другой вопрос, что это не всегда является социально приемлемым способом реагирования.

В структуре защитного поведения умственно отсталых мальчиков наблюдается положительная корреляция стратегий агрессивного реагирования с признаком «уверенность в себе»,что указывает на восприятие агрессивных мальчиков себя как уверенных и сильных.

Стратегии агрессивного реагирования положительно взаимосвязаны со стратегиями отрицания.

Для данного типа стратегий совладания характерно само отрицание наличия какой-либо проблемы и вместо поиска решения или социальной поддержки выбираются формы поведения такие, например, как «пойду гулять», «буду есть и пить», «лягу спать». Анализируя корреляционную плеяду стратегий отрицания, можно выделить наличие положительных взаимосвязей данных стратегий с признаками «закрытость», «уход в себя», «эмоциональная нестабильность», «невротические симптомы».

Стратегии отрицания свойственны нерешительным, робким, закрытым для общения подросткам.

В силу своей нерешительности и замкнутости умственно отсталые


мальчики, часто использующие стратегии отрицания, боятся искать социальную поддержку, обратиться за помощью к сверстникам или взрослым.

Проявления эмоциональной лабильности приводят к тому, что умственно отсталый подросток выбирает наиболее легкий способ решения проблемы, как ему кажется, т.е. просто ее не замечает.

В структуре защитного поведения умственно отсталых девочек наблюдается существенная разница по сравнению с мальчиками. Стратегии агрессивного реагирования положительно коррелируют с признаками «недоверие ко взрослым», «тревожность по отношению к детям», «невротические симптомы», «уверенность в себе, самооценка» и «экстрапунитивные реакции»…………………

Можно предположить, что умственно отсталые девочки, часто использующие стратегии агрессивного поведения, являются достаточно тревожными, испытывают недоверие к людям, у них могут наблюдаться невротические проявления, но при этом сами себя они оценивают как уверенных в себе.

Подобное противоречие характерно применительно не только к умственно отсталым подросткам.

Среди подростков и взрослых людей с нормальным интеллектом нередко встречаются тревожные люди, компенсирующие свою тревогу агрессивным поведением…

Агрессивное поведение часто носит личностно-защитный характер, когда подросток применяет агрессию до начала конфликта. Например, на вопрос учителя «Почему у тебя распущены волосы?», девочка сразу начинает хамить и огрызаться.

Положительная взаимосвязь стратегий агрессивного реагирования с признаком «экстрапунитивные реакции» указывает на ожидаемое разрешение фруструющей ситуации другим лицом.

При этом, если ситуация затянулась и не разрешается должным образом, умственно отсталая девочка может реагировать достаточно агрессивно, требуя немедленного решения проблемы.

Стратегии совладания по типу отрицания положительно коррелируют с признаками «стратегии фантазирования», «отношение к отцу», «отношение к родителям, как супружеской чете», «невротические проявления» и отрицательно - с признаками «стратегии агрессивного реагирования», «общительность» и «характер, самооценка».

Для умственно отсталых девочек, часто прибегающих стратегиям отрицания, характерным является использование и стратегий фантазирования - в ситуации фрустрации подростку проще уйти в мир фантазий, чем пытаться решить проблему или найти поддержку со стороны близких.


Это подтверждают и данные методики «Человек под дождем» - в рисунках девочек наблюдалась оторванность фигуры человека под дождем от земли, стремление улететь от проблем.

Мы можем говорить о взаимосвязи сознательного и бессознательного использования отрицания умственно отсталыми девочками в стрессовой ситуации.

Положительная корреляция стратегий отрицания с признаком

«невротические проявления» указывает на повышенную тревожность девочек, что отражается отрицательным образом на их самооценке своего характера.

Они считают, что у них «дурной» характер, с ними сложно договориться, они упрямы.

Вероятно, подобная самооценка навязана взрослыми. Подростковый возраст протекает достаточно тяжело, часто поведением управляет не здравый смысл, а гормоны, и подростку, а тем более, умственно отсталому, бывает очень тяжело справиться с гневом, обидой, другими негативными эмоциями.

Это и приводит к проявлениям «дурного» характера.

В некотором роде мы наблюдаем замкнутый круг - с одной стороны умственно отсталые девочки, прибегающие к отрицанию, тревожны, малообщительны и них выявлена заниженная самооценка, им сложно найти контакт к с ровесниками, так и со взрослыми, а с другой - использование непродуктивной стратегии отрицания в ситуации совладания приводит в неэффективной адаптации….

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы:
1. В структуре защитного поведения умственно отсталых мальчиков и девочек обнаружена существенная разница: мальчики в большей степени используют широкий репертуар совладающего поведения, в структуре их защитного поведения присутствуют и бессознательные способы

реагирования.

Для девочек в большей степени характерно принижение значимости стрессовой ситуации, как исчезающей, преодолимой со временем; поведенческий репертуар копинговых стратегий не так разнообразен как у мальчиков…

2. Достоверных различий в способах поведения во фрустрирующей ситуации между мальчиками и девочками с умственной отсталостью выявлено не было….

3. Существуют различия в структуре стратегий агрессивного реагирования между мальчиками и девочками. Девочки отличаются повышенной тревожностью, нерешительностью, агрессивные проявления выступают в роли защитного поведения.