Файл: Философия как разновидность мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Философия позитивизма: идеи и направления.


Философия позитивизма – это философское направление, которое возникло в XIX веке и ставило на первый план научный метод и эмпирические данные. Основными представителями позитивизма были Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм и Герберт Спенсер.

Идеи позитивизма связаны с концепцией "позитивного знания", которое базируется на наблюдении и эксперименте. Позитивисты считали, что только такой подход может дать надежные знания о мире.

Позитивизм выделял два типа знания: теоретическое и прикладное. Теоретическое знание описывает мир таким, каким он есть, а прикладное знание помогает решать практические проблемы.

Позитивизм также выделял понятие "социальной фактичности", которое означает, что социальные явления существуют независимо от индивидуальных представлений и желаний людей.

Одним из направлений позитивизма был логический позитивизм, который развивался в XX веке. Логический позитивизм считал, что знание может быть получено только через логический анализ языка и утверждал, что все научные высказывания должны быть проверяемыми и опровержимыми.

Философия позитивизма оказала значительное влияние на различные области знания, включая философию, науку, социологию и политику. Ее идеи о научном методе и эмпирическом знании до сих пор актуальны и находят отражение в современной науке и общественной жизни. Однако, критики позитивизма указывают на его ограничения и недостатки, включая ограниченность научного метода и игнорирование социальных и культурных аспектов реальности.

  1. Американский прагматизм.Дж.Дьюи.

Американский прагматизм – это философское направление, которое развивалось в США в конце XIX – начале XX века. Основными представителями американского прагматизма были Чарльз Пирс, Уильям Джеймс и Джон Дьюи.

Джон Дьюи считал, что философия должна быть ориентирована на практику и решение конкретных проблем. Он выделял два типа знания: теоретическое и практическое. Теоретическое знание описывает мир таким, каким он есть, а практическое знание помогает нам действовать в этом мире.

Дьюи считал, что философия должна быть ориентирована на практику и решение конкретных проблем. Он выделял два типа знания: теоретическое и практическое. Теоретическое знание описывает мир таким, каким он есть, а практическое знание помогает нам действовать в этом мире.



Дьюи считал, что знание не является статичным, а постоянно меняется и развивается в процессе практической деятельности. Он выделял также понятие "опытности" – то есть, знание должно быть основано на опыте и практике, а не на абстрактных теориях.

Джон Дьюи также разработал концепцию "инструментального прагматизма", согласно которой знание и действия должны быть ориентированы на достижение конкретных целей и результатов. Он считал, что философия должна быть практически полезной и помогать людям решать свои проблемы.

Американский прагматизм оказал значительное влияние на философию, психологию, социологию и другие области знания. Его идеи о практической значимости знания и действий, ориентированных на достижение целей, до сих пор актуальны и находят отражение в современной науке и общественной жизни.

  1. Феноменология Э.Гуссерля.

Феноменология – это философская методология, разработанная Эдмундом Гуссерлем в начале XX века. Она направлена на описание и анализ сознания и опыта в их чистом виде, без привязки к предрассудкам и представлениям.

Гуссерль считал, что феноменология должна изучать не только внешние явления, но и то, что происходит внутри сознания человека. Он выделял два типа знаний: эмпирическое и феноменологическое. Эмпирическое знание основывается на опыте и восприятии, а феноменологическое – на описании чистых форм сознания.

Цель феноменологии – достичь абсолютной ясности и понимания того, что происходит внутри сознания. Гуссерль считал, что это возможно только через наблюдение и описание чистых форм сознания, таких как восприятие, память, воображение и т.д.

Феноменология Гуссерля имеет широкое применение в философии, психологии, социологии и других областях. Она используется для анализа и описания различных явлений, таких как сознание, восприятие, эмоции и т.д.

  1. Философская герменевтика Ф. Шлейермахер и Г.Гадамер

Философская герменевтика – это теория понимания и интерпретации текстов, которая развилась в XIX-XX веках. Она была основана Ф. Шлейермахером и дальше развивалась Г.Гадамером.

Шлейермахер считал, что понимание текста не может быть точным, так как каждый человек имеет свой уникальный опыт и контекст, который влияет на его восприятие. Поэтому он предложил концепцию "временного дистанцирования", которая позволяет читателю понимать текст в контексте времени и места, в котором он был написан.


Гадамер продолжил развитие герменевтики, считая, что понимание текста зависит от диалога между читателем и текстом. Он также подчеркивал важность предварительных предположений и представлений, которые влияют на наше понимание текста.

Философская герменевтика имеет широкое применение в области гуманитарных наук, таких как литературоведение, история искусства, философия и теология. Она также является важной для понимания культурных различий и взаимодействия между разными культурами.

  1. Философия постмодерна: основные идеи

Философия постмодерна является одним из наиболее влиятельных течений в философии XX века. Ее основными идеями являются:

  1. Релятивизм – отказ от идеи объективной истины, признание того, что знание всегда субъективно и зависит от контекста.

  2. Деконструктивизм – критика традиционных идей и понятий, разрушение бинарных оппозиций (например, мужчина-женщина, добро-зло).

  3. Ирония – использование сарказма, пародии и других форм иронии для критики традиционных представлений.

  4. Плюрализм – признание многообразия культур, языков, традиций и их равноправности.

  5. Антифундаментализм – отказ от идеи фундаментальных принципов или законов, которые могут объяснить все явления.

  6. Метафизический скептицизм – отказ от возможности познания метафизических вопросов, таких как смысл жизни, бог, душа.

  7. Конструктивизм – признание того, что знание и реальность конструируются на основе языка, культуры и социальных отношений.

  8. Постмодернистский феминизм – критика патриархальной культуры и исследование гендерных отношений.

Философия постмодерна оказала значительное влияние на различные области культуры, включая литературу, искусство, архитектуру, кино и т.д.

  1. Общая характеристика русской философии. Специфика и этапы развития русской философии

Русская философия имеет свои особенности, которые определяются историческими, культурными и социальными условиями ее развития. Она отличается от западной философии своей ориентацией на религиозные, метафизические и этические вопросы, а также уделяет большое внимание проблемам социальной справедливости и государственности.

Этапы развития русской философии можно выделить следующие:


  1. Древнерусская философия (IX-XIII вв.) – связана с христианством и включает в себя вопросы о смысле жизни, боге, добре и зле.

  2. Философия Московской Руси (XIV-XVII вв.) – характеризуется развитием православной теологии и философии, а также появлением первых русских университетов.

  3. Просветительская философия (XVIII в.) – связана с эпохой Петра I и развитием науки, техники и образования.

  4. Романтическая философия (XIX в.) – отличается интересом к народной культуре, идеям свободы и гуманизма.

  5. Философия Серебряного века (начало XX в.) – связана с кризисом российской культуры и поиском новых путей развития.

  6. Советская философия (1920-е – 1980-е гг.) – характеризуется идеологизацией и политизацией философской мысли, а также развитием марксистской философии.

  7. Современная русская философия (с 1990-х гг.) – отличается многообразием направлений и течений, включает в себя как традиционные, так и новые подходы к философским проблемам.

  1. Философия всеединства В.С. Соловьева и философия персонализма Н.А.Бердяева

Философия всеединства В.С. Соловьева и философия персонализма Н.А. Бердяева являются двумя разными направлениями русской философии, которые возникли в конце XIX - начале XX века.

Философия всеединства В.С. Соловьева основывается на идее единства всего сущего, включая Бога, человека и мир. Он утверждал, что все существующее имеет духовную природу, и что цель жизни человека заключается в достижении единения с Богом. Соловьев также разработал концепцию "общественного блага", которая предполагает, что индивидуальные интересы должны быть подчинены интересам общества.

Философия персонализма Н.А. Бердяева, напротив, утверждает первенство личности над обществом и государством. Он считал, что человек имеет свободу выбора и ответственность за свои действия, и что личность должна быть основой общественной жизни. Бердяев также критиковал материализм и утверждал, что истинное значение имеет духовный мир.

Оба направления философии имели влияние на развитие русской культуры и философии, и они продолжают оказывать влияние на современную мысль.

  1. Развитие философских представлений о материи