ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
-
мировоззренческую – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. -
методологическую – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности -
мыслительно-теоретическую - выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. -
гносеологическую – одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). -
критическую - подвергать сомнению, окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. -
аксиологическую - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. -
социальную – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. -
воспитательно-гуманитарную - состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. -
прогностическую – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
-
Специфика философии Древнего Востока
К характерным чертам древневосточной философии относят:
-
Обращение к внутреннему миру человека. -
Оперирование образами и эмоциями, нежели логикой. -
Широкое объяснение понятия разума. -
Тесная взаимосвязь с религией.
Философия Древней Индии
Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления.
К ее особенностям относят:
-
Деление общества на варны – социальные сословия, принадлежность к которым давалась человеку при рождении. Все население Индии было разделено на 4 варны: брахманы – жрецы (высшее сословие), кшатрии – воины и правители, вайшьи – ремесленники и шудры – слуги (самое низшее сословие). -
Самая тесная связь с религией, в которой присутствовало огромное количество богов – более трех тысяч на все случаи жизни. -
Полная уверенность в том, что космос представляет собой живую субстанцию.
Философия Древнего Китая
Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.
Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.
В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).
-
Основные идеи философии Древней Индии
Главная цель индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Для джайнизма, как и для брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой.
Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге.
-
Общая характеристика древнекитайской философии
В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной.
Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян.
Особенности:
-
Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих. -
Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.
Школы древнего Китая: конфуцианство и даосизм
-
Периодизация и основные черты античной философии
В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.
В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).
Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).
У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.
Натурфилософский этап
Школа | Представители | Основные идеи | ||
Ранние натурфилософы | ||||
Милетская школа | Фалес – основатель школы | Природа отожествляется богом | ||
Анаксимандр | Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают | |||
Анаксимен | Основал учение о небе и звездах (античную астрономию) | |||
Эфесская школа | Гераклит Эфесский | Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды» | ||
Элейская школа (элеаты) | Ксенофан | Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям | ||
Парменид | Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом Вечное бытие без начала и конца | |||
Зенон Элейский | Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха) | |||
Поздние натурфилософы | ||||
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев | Пифагор | Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества | ||
Эмпедокл | Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды | |||
Стихийное материалистическое направление | Анаксагор | Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи | ||
Атомистический материализм | Левкипп, Демокрит | Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов |
Классический этап
Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:
-
появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы); -
переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;
Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.
Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).
Особенности философии софистов:
-
поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности; -
отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии; -
признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;
Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.
К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.
К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.
Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.
Главные идеи Сократа:
-
Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели. -
Признание своего невежества побуждает к расширению знаний. -
Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.
Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.