Файл: Философия как разновидность мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схоластическая философия оказала огромное влияние на развитие западной философии и теологии. Ее идеи были изучены и переосмыслены многими философами и теологами на протяжении многих веков.

  1. Фома Аквинский как систематизатор схоластики

Фома Аквинский (1225-1274) был одним из наиболее влиятельных схоластических философов. Он был членом ордена доминиканцев и преподавал в университетах Парижа и Неаполя.

Фома Аквинский был известен своей систематизацией схоластической философии. Он считал, что религиозная истина и рациональное мышление могут существовать параллельно, и что разум может помочь человеку понять Божественное откровение.

Он разработал несколько доказательств существования Бога, включая доказательство первопричины, которое утверждает, что все явления имеют причину, и эта причина должна быть Богом.

Фома Аквинский также разработал концепцию сущности, которая является основой всего существующего, и учение об универсалиях, которое объясняет, как общие понятия могут существовать в реальности.

Он также утверждал, что человек обладает свободной волей и может выбирать между добром и злом, но признавал, что Бог знает заранее, какие выборы сделает человек.

Фома Аквинский оказал огромное влияние на развитие западной философии и теологии. Его работы были изучены и переосмыслены многими философами и теологами на протяжении многих веков.

  1. Специфика философии эпохи Возрождения. Направления философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI века) характеризуется возрождением интереса к античной культуре и науке, ростом человеческого самосознания и уважения к индивидуальности, а также развитием науки, искусства и литературы.

Одним из направлений философии эпохи Возрождения была гуманистическая философия, которая утверждала ценность человека и его способности к саморазвитию. Гуманисты, такие как Эразм Роттердамский и Томас Мор, подчеркивали важность образования, развития личности и гражданской ответственности.

Другим направлением была эмпирическая философия, которая утверждала, что знание должно основываться на опыте и наблюдении. Франческо Баккони и Джованни Пико делла Мирандола были представителями этого направления.


Также в эпоху Возрождения развивалась рационалистическая философия, которая утверждала, что знание может быть получено только через разум и логику. Рене Декарт и Барух Спиноза были представителями этого направления.

В целом, философия эпохи Возрождения отличалась от схоластической философии тем, что она больше уделяла внимание человеческой природе и опыту, чем религии и теологии. Она также способствовала развитию науки и критическому мышлению.

  1. Гуманистическое направление. Неоплатонизм эпохи Возрождения.

Гуманистическое направление в философии эпохи Возрождения подчеркивало ценность человека и его способности к саморазвитию. Гуманисты утверждали, что образование, развитие личности и гражданская ответственность являются важнейшими аспектами жизни человека. Они также подчеркивали необходимость уважения к индивидуальности и свободе личности.

Неоплатонизм эпохи Возрождения был основан на учении Платона и Плотина. Он подчеркивал духовную природу человека и его связь с божественным. Неоплатонисты утверждали, что человек может достичь высшего состояния благодаря контакту с божественным.

В целом, гуманистическое направление и неоплатонизм эпохи Возрождения представляли собой попытку вернуться к античной философии и культуре, которые были считались высшим проявлением человеческого духа.

  1. Мистицизм Я. Бёме. Скептицизм М. Монтеня

Мистицизм Якоба Бёме был связан с его верой в божественную природу всего сущего. Он утверждал, что мир состоит из материального и духовного, и что духовное является высшей формой бытия. Бёме также подчеркивал значение внутреннего опыта и интуиции для достижения понимания божественного.


Скептицизм Мишеля де Монтеня был связан с его сомнением в возможности достоверного знания. Он утверждал, что все знание является относительным и зависит от контекста. Монтень также подчеркивал значение скептицизма как способа критического мышления и отказа от догматизма.

Оба направления представляют собой различные попытки понимания мира и человеческой природы, однако они имеют разные подходы и акценты. Мистицизм Бёме связан с верой в божественное, тогда как скептицизм Монтеня связан с отказом от догматизма и поиска альтернативных путей понимания мира.

  1. Натурфилософское направление. Философия Реформации

Натурфилософское направление в философии возникло в XVI-XVII веках и было связано с развитием науки и интересом к природе. Философы этого направления стремились объяснить мир и его явления с помощью естественных законов, а не божественной воли.

Одним из представителей натурфилософии был французский философ Жан Боден, который разработал концепцию "механической вселенной". Он утверждал, что природа подчиняется законам механики, и все явления могут быть объяснены с помощью математических формул.

Философия Реформации была связана с религиозными изменениями, произошедшими в Европе в XVI веке. Реформаторы, такие как Мартин Лютер и Жан Кальвин, выступали за отказ от католической церкви и утверждали принцип веры через личное отношение к Богу.

Философия Реформации была связана с развитием протестантизма и новыми подходами к религии и морали. Она также повлияла на развитие политических и социальных идей, таких как принципы свободы и равенства.

  1. Политическая философия Н.Макиавелли. Философия социалистов-утопистов

Никколо Макиавелли был итальянским политическим философом, жившим в XVI веке. Он считал, что для достижения целей государство должно использовать любые средства, включая ложь, обман и насилие. Он также утверждал, что правитель должен быть жестоким и беспощадным, чтобы сохранить свою власть.

Социалисты-утописты были философами XIX века, которые разрабатывали идеи об идеальном обществе. Они считали, что социальные проблемы могут быть решены путем
создания равных условий для всех людей, а также путем коллективного владения средствами производства. Одним из представителей социализма-утопизма был Шарль Фурье

Оба направления философии имели значительное влияние на политические и социальные процессы своего времени и на будущее развитие философии.

  1. Специфика философии ΧⅤⅠⅠ в. Рационализм и дуализм Р. Декарта. Эмпризм Ф.Бэкона

Философия XVI века отличалась от предыдущих эпох тем, что она была сильно связана с религиозными и политическими конфликтами. Философы того времени стремились найти новые методы познания мира, которые были бы независимы от религии и авторитетов.

Один из главных представителей рационализма Рене Декарт разработал метод сомнения, который позволял выявлять истину через логические выводы. Он также разделил мир на две субстанции: материальную и духовную, что стало основой дуализма.

Фрэнсис Бэкон, в свою очередь, был представителем эмпиризма, который утверждал, что знание возникает только через опыт и наблюдение. Он призывал к научному подходу к познанию мира и критиковал рационализм за его абстрактность.

Оба направления философии XVI века оказали значительное влияние на развитие науки и философии в будущем. Рационализм стал основой для классической философии, а эмпиризм привел к появлению научного метода.

  1. Проблема государства и гносеология Т.Гоббса. Сенсуализм Дж.Локка

Томас Гоббс был одним из главных философов политического абсолютизма. Он считал, что единственной целью государства является обеспечение безопасности и порядка в обществе. Гоббс утверждал, что люди живут в постоянном состоянии войны друг с другом, и только сильное государство может обеспечить мир и стабильность.

Сенсуализм Джона Локка представлял собой философское учение, основанное на идее, что все знание возникает только через опыт и наблюдение. Локк утверждал, что мы не рождаемся с инстинктивными знаниями, а приобретаем их в процессе жизни. Он также разработал концепцию "чистого разума", которая стала основой для критики рационализма.


Оба направления философии имели большое влияние на развитие политической и социальной мысли, а также на формирование научного метода.

  1. Рационализм и монизм Б.Спинозы. Теория познания и учение о монадах Г.Лейбница.

Рационализм – это философское направление, которое выдвигает разум как источник знания о мире. Оно отвергает авторитет традиционных верований и утверждает, что только разумный анализ и логические выводы могут привести к истине.

Бенедикт Спиноза был одним из главных представителей рационализма. Он разработал свою философскую систему, основанную на монизме – учении о единстве всего сущего. Спиноза считал, что все существующее – это проявление единого бесконечного существа, которое он называл Богом или Природой. Он также разработал теорию познания, согласно которой знание может быть получено только через разумное мышление и интуицию.

Готфрид Лейбниц был другим представителем рационализма, который разработал учение о монадах. Он считал, что все существующее состоит из монад – неделимых и непроницаемых единиц, которые обладают внутренней жизнью и способностью воспринимать мир вокруг себя. Лейбниц также разработал теорию познания, согласно которой знание может быть получено только через анализ идеальных форм и отношений, которые находятся внутри монад.

Таким образом, рационализм и учение о монадах были важными философскими направлениями, которые выдвигали разум и логику как источник знания о мире. Они оказали значительное влияние на развитие философии и науки в Европе.

  1. Специфика философии французского Просвещения. Деистическое направление.

Философия французского Просвещения отличалась рационализмом, критическим подходом к традиционным верованиям и убеждением в возможности разумного устройства общества. Она была связана с развитием науки и техники, а также с политическими изменениями, происходившими во Франции.

Деистическое направление в философии Просвещения выдвигало идею о существовании бога, но отвергало религиозные догмы и принципы. Деисты считали, что бог создал мир и законы природы