Файл: Исторический генезис органов прокуратуры в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре в тот период не определялось: велено было избирать "их из всяких чина", но "лучших". Прокуроры назначались на должности Сенатом по предложению генерал-прокурора. За те или иные проступки они могли быть наказаны только Сенатом. Сам же генерал-прокурор или обер-прокурор несли ответственность только перед императором. В то время существовал такой порядок действий прокуроров. Заметив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он приносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушил закон и от которого зависело на том "протесте утвердиться", то есть принять его или же "остаться при своих мнениях". В последнем случае руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось. В то же время прокурор, чей протест был отклонен, направлял специальное "доношение" генерал-прокурору, от которого зависело, поддержать своего подчиненного или нет. Непосредственное уголовное преследование лежало вне компетенции прокурора. Он только наблюдал за ходом расследования дела и имел "попечение" о "колоднических", то есть арестантских делах.

В круг ведения прокуроров входил также надзор за фискалами, за которыми они должны были "иметь крепкое смотрение". Фискалы в коллегиях и надворных судах доносили о всех замеченных ими злоупотреблениях прокурорам. Прокуроры на местах наблюдали также за правильным "собиранием" казенных доходов, за безубыточным для казны производством по подрядам и откупам, за правильностью финансовой отчетности и др.

Смерть Петра I и возведение на престол Екатерины I привели постепенно к сосредоточению фактической власти в руках аристократии. Это не могло не сказаться на положении генерал-прокурора, а затем и всей прокуратуры. Генерал-прокурор нужен был Петру для надзора за вельможами, а в условиях, когда монарх находился во власти вельмож, должность генерал-прокурора была излишней. При Екатерине I отмечается значительный отход от установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры за соблюдением законов в государстве; сужается государственное значение прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора. Во главе правительства был установлен Верховный тайный совет, а затем Кабинет, что привело к существенному ограничению полномочий Сената. Устремления "верховников" и "временщиков" к захвату верховной власти в государстве, их олигархические и своекорыстные намерения не могли найти совмещения с осуществляемым прокурорами надзором за состоянием режима законности. В этой связи в некоторых сферах деятельности государственных органов возрождается фискальная служба.


В октябре 1730 года императорским указом восстанавливалась должность генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях и надворных судах. Указ констатировал, что состояние законности в стране ниже всякого уровня: ":в государственных делах слабое чинится управление и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получить не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают". Возрожденным органам прокуратуры вверялся надзор за тем, "чтобы челобитчики правым и нелицемерным судом удовольствованы, а в государственных делах рассмотрение и решение чинимы были со всякою ревностию и добрым порядком". Таким образом, прокуратура восстанавливалась во имя тех же благородных целей, что и создаваемая Петром I.

Роль прокурора возрастает при Екатерине II. С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII века, продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. Укрепляя прокуратуру как орган надзора, Екатерина II в Наставлении вновь назначенному генерал-прокурору князю А.А. Вяземскому писала о наличии в Сенате двух партий: "Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться учтиво и беспристрастно, выслушивать всякого, имея только единственно пользу Отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине".

Во время царствования Александра I (1801-1825 гг.) прокурорский надзор был возрожден, причем начиная с 1802 г. генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Первым министром юстиции России с одновременным исполнением обязанностей генерал-прокурора и руководством всей прокурорской системы был назначен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин. Он ревностно взялся за работу, больше внимания стал уделять обер-прокурорскому и местному надзору.

И все же, объективно оценивая роль дореформенной (имеется в виду судебная реформа 1864 г.) прокуратуры, следует отметить, что она, как и большинство государственных органов царской России накануне реформы 60-х гг. XIX в., находилась в сложном положении. Система надзора в России в первой половине ХIХ в. сохраняла лишь относительное единство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а на местах - губернаторы. Обер-прокуратура, осуществлявшая надзор за решением дел в Сенате, была связана с губернской прокуратурой лишь подчинением генерал-прокурору. Не было и единого законодательного акта о прокурорском надзоре.


1.2 Органы прокуратуры России в период с 1864 года по 1917 год- Пореформенная прокуратура.

С принятием судебных уставов в 1864 г., включающих в себя четыре основных закона: Учреждение судебных установлений, определяющее порядок судоустройства, Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, изменилось и направление деятельности прокурора, которое стало в большей степени относиться к сфере судопроизводства.

Согласно Учреждению судебных установлений прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам, товарищам прокуроров под высшим наблюдением министра юстиции как Генерал-прокурора. При каждом окружном суде и при каждой судебной палате состоял особый прокурор и определенное число товарищей прокурора, одна часть которых находилась при самом окружном суде, а остальные – в других городах этого судебного округа. При кассационных департаментах Сената состояли обер- прокуроры и их товарищи.

Надзорные действия прокурором совершались только на основании своего убеждения и существующих законов. Органы прокуратуры составляли единое целое: низшие подчинялись высшим, последние могли защищать своих непосредственно подчиненных работников (чиновников) в суде. В судебном заседании принимало участие одно из должностных лиц прокурорского надзора, состоящих при судебном месте. При рассмотрении дел, по которым Уставом гражданского судопроизводства 1864 г. не требовалось предварительного заключения, участие в деле прокурора зависело от его усмотрения. В соответствии со ст. 142 Учреждения судебных установлений при совещании судей о постановлении по делу решения участие прокурора не допускалось, однако в разъяснениях Правительствующего Сената говорилось, что такое участие не воспрещалось во время совещания присяжных заседателей.

Порядок действий и предметы ведения лиц прокурорского надзора определялись Уставом гражданского судопроизводства 1864 г.

Участие прокурора в гражданском процессе состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как "примыкающая" сторона (partie jointe), представляя суду заключение после состязания сторон. В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как главная сторона (partie principal), состязаясь с другой стороной как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер (затрагивало интересы государства и общества). Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда. По ряду дел участие прокурора было обязательно в силу закона. В случае несогласия прокурора с решением суда он не имел права его обжаловать. Генеральный прокурор при кассационном суде имел право принести протест на решение апелляционного суда в "интересах закона". Но этот протест носил условный характер, так как хотя решение и могло быть отменено, оно оставалось в силе, если стороны не обжаловали его в кассационном порядке
[2].

В Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. предусматривалось, что прокурор дает заключение по делу. Такое заключение было обязательным:

1) по делам казенного управления, земских учреждений, городских и сельских обществ;

2) по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных;

3) по вопросам подсудности, пререкания между судебными и административными органами, устранения судей;

4) по спорам о подлоге документов и вообще в случаях, когда в гражданском деле обнаруживались обстоятельства, подлежащие рассмотрению судом уголовным;

5) по просьбам о выдаче свидетельства на право бедности (как основание для освобождения от судебных издержек);

6) по делам брачным и о законности рождения.

Заключением прокурора заканчивалось судебное разбирательство по делу, после чего стороны могли уже только указать на ошибки, допущенные прокурором, если такие были. Законодательством прокурору предоставлялся трехдневный срок для подготовки заключения.

На прокуроре лежала обязанность принимать участие по тем делам, где затрагивались государственные интересы, а также интересы граждан, которые в силу возраста или здоровья не могли самостоятельно отстаивать, защищать свои интересы в суде.

Прокурор не имел права обжаловать решение суда, кроме случаев, когда он заменял отсутствующую сторону, и дел об узаконении детей и об усыновлении. При рассмотрении кассационных жалоб (в кассационном департаменте Сената) по всем делам прокурор давал заключения.

Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев "в пустую формальность, тягостную для прокуроров и не нужную для суда".

Анализ законодательных актов, содержащих положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве в царский период, позволяет сделать вывод о том, что перед прокурором ставились задачи надзора за законностью при отправлении правосудия по гражданским делам. Однако в силу недостаточности предоставленных ему полномочий он не мог активно способствовать вынесению судом законного и обоснованного решения.

В последующем практика участия прокурора в гражданском судопроизводстве в течение 40 лет XIX–XX вв. привела к тому, что заключение прокурора превратилось в пустую формальность, вследствие этого предлагалось резко сократить круг гражданских дел, рассматриваемых судом с участием прокурора.


В ходе революции 1917 г. царская прокуратура была упразднена. Однако после революции 1917 г. прокуратура как орган, призванный осуществлять надзор за соблюдением законов всеми лицами в государстве, был снова востребован.

Глава 2. Советская и Новая прокуратура в России.

2.1 Органы прокуратуры в России в период с 1922 года по 1991 год- Советсая прокуратура.

24 ноября 1917 года Декретом о суде, принятым Советом Народных Комиссаров Советской России была ликвидирована, как факт, прокуратура бывшей Российской империи [16.С.50]. Это было знаменательным фактом, но в условиях стремительно развивающегося социально-экономического кризиса мало кто из обывателей его заметил.

Для большевиков, отличавшихся радикализмом во взглядах и действиях, прокуратура (и все, что с ней было связано) всегда ассоциировалась с понятием государственная «карательная машина»: именно прокуратура выступала тем элементом государственной структуры, тем элементом власти, который «преследовал за убеждения, а не за преступления».

Институт прокуратуры считался одним из «главных оплотов» прежней монархической власти, а потому восстановление его в какой-либо форме большевиками вообще не рассматривалось, и это вполне закономерно вытекало из марксистской трактовки социалистического государства.

Но особенности первых революционных лет предопределили передачу надзорных функций на отдел судоустройства, на военно-революционные комитеты, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и другие структуры большевистской власти. Об их эффективности в условиях гражданской войны судить очень непросто, так как «вверх брала» система внесудебной расправы. И эта система заменяла собой не только прокуратуру, но и сам суд, не говоря уже об адвокатуре (которую воспринимали не иначе как излишнее образование). Внесудебные, чрезвычайнореволюционные структуры большевистской власти не отличались профессионализмом, но оставались преданными революционному делу.

Подобный подход был обусловлен и самой марксистской теорией, согласно которой народ своей инициативой, своим творчеством в процессе создания нового государства мог заменить все существовавшие «буржуазные» атрибуты этатизма. И большевики, которые ни на йоту не отходили от марксизма, всерьез рассматривали возможность такой подмены. Практика государственной жизни диктовала свои требования, свое развитие событий.