Файл: Рабочая программа практики для обучающихся по направлениям 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ

Ответственный за

общепедагогический блок

_____________О.В. Огороднова _____________2020 г.

ШКОЛА ВОЖАТЫХ

Рабочая программа практики

для обучающихся по направлениям

44.03.01 Педагогическое образование,

профили подготовки «Начальное образование», «Изобразительное искусство»,

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),

профили подготовки «История, иностранный язык»,

«Русский язык, русская литература»,

«Математика, информатика»,

44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

профиль подготовки «Дошкольное образование»

очная и заочная формы обучения

Патрушева И.В., Кудашов Г.Н. Школа вожатых. Рабочая программа практики для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020, 16 с.

Программа практики опубликована на сайте ТюмГУ: Школа вожатых [электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.utmn.ru/sveden/education/#

© Тюменский государственный университет, 2020.

© Патрушева И.В., 2020.

© Кудашов Г.Н., 2020.

1. Пояснительная записка

Учебная практика «Школа вожатых» предусмотрена для всех студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Практика предполагает осуществление как профессиональной, так и личностной подготовки будущих педагогов к практической педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.

Практика «Школа вожатых» проходит в форме теоретического обучения и инструктивных сборов на базе загородных оздоровительно-образовательных центров, в соответствии с программой профессиональной подготовки вожатских кадров «Областная школа подготовки вожатых». Обучение строится преимущественно в практической и теоретико-практической форме с использованием активных методов обучения, таких как: мозговой штурм; дискуссия; метод анализа конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема); социально-психологический и сенситивный тренинг; игровое моделирование (имитационные игры): деловая, дидактическая игра, организационная игра, ролевая игра.


Практика в полном объеме реализуется в форме практической подготовки.
Цель практики – формирование профессиональной и личностной готовности к педагогической деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Задачи:

  1. Познакомиться с нормативно-правовыми основами работы вожатого.

  2. Освоить необходимые знания в области охраны жизни и здоровья детей, обеспечения безопасности, соблюдения их прав и законных интересов.

  3. Изучить психолого-педагогические закономерности и способы формирования временного детского коллектива, логику развития смены, формы и методы организации досуга, особенности воспитания и развития детей в детском лагере.

  4. Формировать умения и навыки организации деятельности временного детского коллектива, реализации технологий организации досуга детей и подростков на основе их возрастных и индивидуальных особенностей.

  5. Развивать аналитико-рефлексивные, коммуникативные, организаторские, проектные, диагностические и прикладные умения, творческие способности и профессионально важные личностные качества.


1.1. Место практики в структуре образовательной программы

Учебная практика «Школа вожатых» входит в блок «Б 2. Практика. Учебная практика». Опирается на компетенции, освоенные обучающимися в курсах «Детство как социокультурный феномен. Психологические основы педагогики», «Возрастная анатомия, физиология и здоровый образ жизни». Данная практика является подготовкой к прохождению летней педагогической (вожатской) практики.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате практики


Код и наименование компетенции (из ФГОС ВО)

Планируемые результаты обучения

(знаниевые/функциональные)

ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

  • знает законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей, деятельности детских и молодежных общественных организаций, информационной безопасности, включая защиту персональных данных;

  • знает логику развития смены, психологические механизмы и динамику развития временного детского коллектива с учетом возрастных особенностей детей;

  • знает технологии проектирования и организации воспитательной деятельности во временном детском коллективе

  • умеет планировать и организовывать свою деятельность и ежедневную деятельность временного детского коллектива в соответствии с планом работы организации отдыха и оздоровления детей, возрастными особенностями, особыми образовательными потребностями;

  • умеет управлять динамикой развития детского коллектива, выявлять и развивать интересы детей;

  • умеет проектировать и конструировать воспитательные события, направленные на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния;

  • умеет организовывать совместную деятельность детей, находить индивидуальный подход с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей



2. Структура и трудоемкость практики

Учебная практика «Школа вожатых» проводится в 4 семестре (для студентов очной и заочной форм обучения). Форма проведения практики – распределенная в семестре. Способ проведения практики – стационарная, выездная (проводится на базе университета, инструктивные сборы – в организациях сферы отдыха и оздоровления). Общая трудоемкость практики составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часа, продолжительность 1,33 недели.
3. Содержание практики


п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая контактную работу и самостоятельную работу студентов

Трудоемкость (в академических часах)

Формы текущего контроля



Подготовка к практике

  1. уточнение распределения на практику и режима ее прохождения

  2. обсуждение программы практики, особенностей выполнения заданий

  3. прохождение инструктажа по технике безопасности

2

Проверка плана практики студента



Практика

  1. теоретическое обучение

  2. практикум на базе лагеря

  3. самостоятельная работа с информационными ресурсами

64

Решение педагогических ситуаций, профессиональные пробы



Консультация в период практики

Обсуждение проблем и затруднений в период практики, особенностей выполнения заданий

2

Проверка дневника практики



Промежуточная аттестация

  1. сдача отчета по практике

  2. сдача экзамена

4

Проверка отчетной документации, тестирование, собеседование по вопросам к экзамену, разработка проекта воспитательного события







Итого

72





Содержание теоретического обучения

Раздел 1. Основы профессиональной деятельности вожатого


1.1. Вожатый как профессионал.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение детского отдыха и деятельности вожатого.

1.3. Загородный лагерь как организация.

1.4. Основы обеспечения безопасного пребывания ребенка в лагере.

1.5. Основы организации смены.

Раздел 2. Особенности организации лагерной смены.

2.1. Программирование смены.

2.2. Основы организации лагерной смены.

2.3. Периоды лагерной смены.

2.4. Основы воспитательной работы вожатого в лагере.

2.5. Педагогическая документация, планирование и анализ деятельности.

Раздел 3. Психолого- педагогические основы деятельности вожатого

3.1. Возрастные особенности детей.

3.2. Адаптация детей к условиям загородного лагеря.

3.3. Временный детский коллектив.

3.4. Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого.

3.5. Общение как основа деятельности вожатого.

3.6. Стрессоустойчивость у вожатых.

3.7. Конфликты в условиях загородного лагеря.

Раздел 4. Практическая подготовка вожатых

4.1. Адаптация вожатых к условиям загородного лагеря.

4.2. Система соуправления в лагере.

4.3. Система мотивации деятельности детей на смене.

4.4. Отрядная работа с детьми.

4.5. Игра как вид деятельности.

4.6. Огонек как вид деятельности.

4.7. Методическая копилка вожатого.

4.8. Основы сценического мастерства.

4.9. Информационное- медийное сопровождение деятельности вожатого.

Практикум на базе лагеря предполагает погружение будущих вожатых в практическую деятельность, моделирующую профессиональную. В условиях, приближенных к реальным, участники сборов в формате профессиональных проб прорабатывают основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления в отряде; работают с методической литературой, развивают необходимые умения на практикумах по туризму, игровой, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе, оформительскому делу, природоохранной, здоровьесберегающей деятельности.
Самостоятельная работа с информационными ресурсами предполагает изучение научной и учебно-методической литературы, методических разработок, размещенных на ресурсах организаций сферы отдыха и оздоровления детей.

Рекомендуемые для самостоятельного изучения учебно-методические ресурсы:

  1. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль: Академия развития, 2003.

  2. Богданова Е. В. Вожатское лето: день за днем /Е. В. Богданова, Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 161 с.

  3. Богданова Е. В. Лайфхаки для вожатого: учебно-методическое пособие для студентов, осуществляющих подготовку по модулю «Основы вожатской деятельности» / Е. В. Богданова, О. М. Давыденко. –Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2018. – 120 с.

  4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие для прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 166 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-06307-3. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/436488 (дата обращения: 06.05.2020).

  5. Емельянова, И. Н. Основы воспитания: учебное пособие/ И. Н. Емельянова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. – 136 с.

  6. Каникулы. Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. М.,1997.

  7. Каникулы: игра, воспитание / Газман О.С. – М., 1998.

  8. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 236 с.

  9. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

  10. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 215 с.

  11. Практикум по организации летнего отдыха детей [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: электронное учебное пособие/ авт.-сост. Н. И. Астахова; Алтайская гос. пед. акад., Ин-т психологии и педагогики. - Барнаул: [б. и.], 2012. – 220 с. – Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/645040/ (дата обращения 06.05.2020).

  12. Савельев, Д. А., Симпирович, С. В. Мастер-класс для вожатых: Пособие для педагогов дополнительного образования / Д. А. Савельев, С. В. Симпирович. – Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 127 с. - ISBN 978-5-691-02154-1. – Текст: электронный. – URL: http://znanium.com/catalog/product/1052564 (дата обращения 06.05.2020).

  13. Слизкова, Е. В. Педагогика дополнительного образования. Методика работы вожатого: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Слизкова, И. И. Дереча. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 149 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06468-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/438726 (дата обращения: 06.05.2020).

  14. Тетерский С.В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: Научно-методическое пособие. – М., 2006.

  15. Чеканова Е.Н. Психологический справочник вожатого: методический сборник из опыта работы с вожатыми и детьми. Тюмень: «Ребячья республика», 2014. – 198 с.



4. Промежуточная аттестация по практике

Форма промежуточной аттестации – экзамен.

По окончании практики (за 2-3 дня до окончания практики) студенты сдают руководителю отчет по практике и устный экзамен. Экзамен состоит из двух частей: тестирование, решение кейса. Результаты практики обсуждаются на итоговой встрече.
5. Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам прохождения практики

5.1. Критерии оценивания компетенций:

Карта критериев оценивания компетенций

п/п

Код и наименование компетенции

Индикаторы достижения компетенций, соотнесенные с планируемыми результатами обучения

Оценочные материалы

Критерии оценивания



ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

  • знает законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей, деятельности детских и молодежных общественных организаций, информационной безопасности, включая защиту персональных данных;

  • знает логику развития смены, психологические механизмы и динамику развития временного детского коллектива с учетом возрастных особенностей детей;

  • знает технологии проектирования и организации воспитательной деятельности во временном детском коллективе

Педагогическая ситуация



Полнота предложенного решения, соответствие решения профессиональным и этическим требованиям к деятельности вожатого, грамотность сделанных выводов

Профессиональная проба+


Соответствие требованиям к профессиональной компетентности вожатого, ответственность и активность в выполнении заданий, способность к рефлексии результатов профессиональной деятельности

Тест


Правильно выполненное задание в соответствии с эталоном (оценивается в 1 балл, максимально – 20 баллов)

Вопросы к экзамену для собеседования


Полнота и целостность; логичность и структурированность ответа; корректное применение терминов; грамотность речи

Проект воспитательного события


Соответствие проекта заданным параметрам, грамотность формулирования цели и задач, соответствие содержания поставленным целям, соответствие подобранных форм и методов содержанию воспитательного события, грамотность оформления проекта

  • умеет планировать и организовывать свою деятельность и ежедневную деятельность временного детского коллектива в соответствии с планом работы организации отдыха и оздоровления детей, возрастными особенностями, особыми образовательными потребностями;

  • умеет управлять динамикой развития детского коллектива, выявлять и развивать интересы детей;

  • умеет проектировать и конструировать воспитательные события, направленные на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния;

  • умеет организовывать совместную деятельность детей, находить индивидуальный подход с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

План практики


Соответствие содержания программе практики, соответствие планируемых результатов цели и задачам практики, грамотность и аккуратность оформления

Педагогическая ситуация



Полнота предложенного решения, соответствие решения профессиональным и этическим требованиям к деятельности вожатого, грамотность сделанных выводов

Профессиональная проба


Соответствие требованиям к профессиональной компетентности вожатого, ответственность и активность в выполнении заданий, способность к рефлексии результатов профессиональной деятельности

Проект воспитательного события


Соответствие проекта заданным параметрам, грамотность формулирования цели и задач, соответствие содержания поставленным целям, соответствие подобранных форм и методов содержанию воспитательного события, грамотность оформления проекта

Отчет по практике

Соответствие структуры и содержания требованиям программы, полнота и качество представления требуемых структурных компонентов, грамотность и аккуратность оформления