Файл: Рабочая программа практики для обучающихся по направлениям 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.2. Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по практике

Промежуточная аттестация по практике осуществляется на основе проверки отчета по практике и экзамена.

Структура письменного отчета по практике:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Оглавление.

3. Индивидуальное задание для прохождения практики (Приложение 2).

4. Дневник практики, включая график выполнения работ (где по дням расписаны виды деятельности, реализованные в период практики) (Приложение 3).

5. Самоанализ работы практиканта (в свободной форме), который включает: описание видов деятельности, достижения, недостатки, замечания и предложения по организации и содержанию практики.

6. Ксерокопия свидетельства вожатого или выписка из протокола внутреннего экзамена с оценкой и подписью руководителя, или характеристика об обучении в школе вожатых с оценкой и подписью руководители и печатью организации, на базе которой студент обучался.

7. Методическая копилка вожатого (для одного отряда любого возраста, с которым планируется работа в летнем лагере), включающая следующие материалы:

1) методическая разработка воспитательного мероприятия;

2) игры (по 10 игр каждого вида):

  • на знакомство;

  • на сплочение;

  • подвижные игры на улице;

  • игры с залом;

  • интеллектуальные (развивающие).

3) разработки вечерних огоньков (тематика, цель, особенности проведения, необходимые материалы) – не менее 5 шт.

4) песни (не менее 5 песен). Песни должны соответствовать возрасту и содержать воспитательный потенциал;

5) диагностические методики (на выявление интересов, способностей, уровня сплоченности временного детского коллектива).
Требования к оформлению текста отчета

Текст отчета печатается с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта не менее 12, цвет черный, контуры букв и знаков четкие, без ореола и расплывающейся краски. Междустрочный интервал – одинарный (одинаковый по всему тексту). В наглядно-иллюстративном материале и Приложениях допускается другой размер шрифта и междустрочный интервал.

Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Текст печатается с абзацами, абзацный отступ – 1,25 мм. Текст выравнивается по ширине.

Нумерация страниц сквозная по всему тексту, включая приложения. Каждая страница нумеруется арабскими цифрами с использованием шрифта №10. Порядковый номер располагается в середине верхнего поля страницы без точек и литерных знаков. Титульный лист включается в общую нумерацию, однако номер на нем не ставится.


Отчет оформляется в папке-скоросшивателе с прозрачной обложкой.
Экзамен состоит из двух частей: теория- тест, практика- кейс.

Вопросы для подготовки к тестированию:

  1. Психолого-педагогические основы летнего отдыха.

  2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого.

  3. Должностные обязанности вожатого.

  4. Требования к личности вожатого. Педагогическая культура, имидж и этика вожатого.

  5. Организация пребывания ребенка в лагере. Общие меры безопасности.

  6. Основы оказания первой медицинской помощи.

  7. Санитарно-эпидемиологические требования к организации пребывания детей в лагере.

  8. Режим дня: цели, задачи элементов распорядка дня.

  9. Организация дней заезда, выезда и посещения родителями.

  10. Характеристика организационного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

  11. Характеристика основного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

  12. Характеристика заключительного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

  13. Программа смены как основа организации работы вожатого. Требования к содержанию план-сетки.

  14. Основы воспитательной работы в лагере. Цели и принципы воспитательной работы. Направления воспитательной работы в лагере и в отряде.

  15. Система дополнительного образования в лагере. Принципы и механизмы реализации.

  16. Соуправление и самоуправление в лагере: цели, задачи, механизм реализации.

  17. Система мотивации деятельности участников смены: цель, задачи, уровни, формы.

  18. Особенности и развитие детского коллектива.

  19. ВДК: характеристика и роль в развитии личности ребенка.

  20. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

  21. Возрастные особенности детей подросткового возраста (11-15 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

  22. Особенности детей раннего юношеского возраста (16-17 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

  23. Типология личности ребенка: подходы; типы личности. Учет типа личности ребенка в работе вожатого.

  24. Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения трудностей. Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с ВДК.

  25. Адаптация ребенка к лагерю: характеристика, стадии и стратегии адаптации. Причины трудностей адаптации.

  26. Общение как основа деятельности вожатого. Коммуникативные барьеры. Ошибки в восприятии.

  27. Общение как основа деятельности вожатого. Субъективность и объективность. Защитные механизмы личности.

  28. Конфликт в загородном лагере. Виды конфликтов и причины их возникновения.

  29. Виды конфликтов в лагере. Технология решения детских конфликтов.

  30. КТД: цель, задачи, механизм организации. Особенности КТД в разных периодах смены.

  31. «Огонек»: цель, задачи, виды, механизм организации.

  32. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Виды игр. Требования к организации игр.

  33. Игровое конструирование и моделирование.

  34. Отрядная работа с детьми. Формы и методы работы с детьми. Художественное оформление отрядных дел.

  35. Разработка мероприятий смены. Правила оформления документов. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана.



Примеры тестовых заданий по практике:

1. Вожатый может быть привлечен к уголовной ответственности за:

А) оставление в опасности

Б) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции

В) нарушение требований пожарной безопасности

Г) потеря вещей, переданных во временное хранение вожатому

2. Отпустить ребенка из отряда с родителями (или законными представителями) можно при соблюдении следующего условия:

А) родители написали вожатому расписку

Б) родители предъявили паспорт, в который вписан ребенок

В) родители написали заявление на имя директора и директор его подписал

Г) ребенок сказал, что это его родители

3. На первой стадии развития коллектива функция педагога:

А) создание условий для самоопределения и самореализации каждой личности

Б) передача функций управления активу

В) сплочение коллектива вокруг общей деятельности

Г) изучение интересов детей

4. В коллективе есть ребёнок, с которым никто не хочет дружить. Его слабые попытки идти на контакт заканчиваются неудачей. Ваши действия на месте вожатого:

А) попросить детей не обижать ребенка, принимать в свои группы

Б) дать персональное поручение, выяснить, в чём его «сила»

В) оставить его в покое – пусть учится налаживать отношения сам

Г) попросить родителей забрать ребенка
Пример педагогической ситуации

Последний день смены. Подвели итоги деятельности отряда. Неожиданно вожатый предложил: «Давайте устроим откровенный разговор, пусть каждый скажет каждому, что о нем думает». Начали с Наташи. Ей сказали много нелестного. Она расплакалась и убежала. Обида на ребят и вожатого осталась надолго. Какую ошибку допустил вожатый? Какие способы организации рефлексии в отряде Вы можете предложить?
Примерная структура проекта воспитательного события

  1. Тема

  2. Проблема

  3. Период смены

  4. Название события

  5. Актуальность

  6. Цель

  7. Задачи

  8. Форма события

  9. Количество участников

  10. Место проведения

  11. Возраст участников

  12. Техническое оснащение

  13. Реквизит

  14. Этапы проведения

  15. Ожидаемые результаты

  16. Критерии эффективности события

  17. Ход проведения


5.3. Система оценивания

Система оценивания по итогам практики – 5-балльная.


Система оценивания складывается из:

  1. оценки качества оформления отчетной документации;

  2. оценки по итогам сдачи экзамена.

По результатам оценивания письменного отчета и сдачи экзамена подсчитывается средний балл (наименьшая положительная оценка – 3 балла).

Критерии оценки качества оформления отчетной документации:

  • соответствие структуры и содержания требованиям программы;

  • полнота и качество представления требуемых структурных компонентов;

  • грамотность и аккуратность оформления.

Шкала оценивания:

5 баллов – полное соответствие всем требованиям, своевременность сдачи отчета.

4 балла – соответствие всем требованиям с незначительными замечаниями, незначительное нарушение сроков сдачи отчета.

3 балла – неполное соответствие требованиям с грубыми замечаниями, значительное нарушение сроков сдачи отчета.

2 балла – грубое нарушение требований к выполнению и сроков сдачи отчета.

Оценка за экзамен складывается из двух частей:

  • оценка за тест;

  • решение кейса.

По итогам экзамена рассчитывается средний балл по 5-балльной шкале.

Тестирование проводится письменно. Оценивается из расчета 1 балл за правильно выполненное задание. Затем результаты переводятся в 5-балльную шкалу.

Решение кейса оценивается экзаменатором по 5-балльной шкале.

Критерии оценки ответа на вопрос:

  • полнота и целостность;

  • логичность и структурированность;

  • корректное применение знаний к решению практического задания;

  • грамотность речи.

Шкала оценивания:

5 баллов – ответ полный, развернутый, аргументированный.

4 балла – ответ полный, развернутый, но недостаточно аргументированный, допускаются незначительные ошибки, которые исправляются с помощью преподавателя.

3 балла – недостаточно полный, недостаточно развернутый, недостаточно аргументированный ответ, допускаются значительные ошибки.

2 балла – неполный, поверхностный, неаргументированный ответ, допускаются грубые ошибки, либо студент отказывается от ответа.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

6.1. Основная литература:

  1. Педагогика детского оздоровительного лагеря : учебник / Н.Н.Илюшина, Н.П.Павлова, Т.Н. Щербакова [и др.] ; под ред. М.М.Борисовой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 216 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/25002. - ISBN 978-5-16-012565-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1094502 (дата обращения: 06.05.2020). – Режим доступа: по подписке.


6.2. Дополнительная литература:

  1. Педагогика детского оздоровительного лагеря: практикум : учебное пособие / Н. Н. Илюшина, Н. П. Павлова, Т. Н. Щербакова [и др.] ; под ред. М. М. Борисовой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 258 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-010876-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1045286 (дата обращения: 06.05.2020). – Режим доступа: по подписке.

  2. Психологическая подготовка к работе вожатого в детском оздоровительном лагере : учебно-методическое пособие / составители Ю. С. Пежемская [и др.]. — Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. — 152 c. — ISBN 978-5-8064-2598-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/98613.html (дата обращения: 06.05.2020). — Режим доступа: по подписке.

6.3. Интернет-ресурсы:

  1. https://edu.gov.ru/ – Министерство просвещения РФ.

  2. https://minobrnauki.gov.ru/ – Министерство науки и высшего образования РФ.

  3. http://www.edu.ru/ – Российское образование. Федеральный образовательный портал.

  4. http://window.edu.ru/ – единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  5. https://summercamp.ru/ – электронная библиотека для вожатых детских оздоровительных лагерей.

  6. http://orlyonok-umc.pavus.ru/library.html – электронная библиотека учебно-методических материалов для вожатых ВДЦ «Орлёнок».

  7. http://mpgu.su/obrazovanie/proekt-vserossiyskaya-shkola-vozhatyih/ – Проект «Всероссийская школа вожатых» МГППУ.

  8. https://vk.com/oshpv – Областная школа подготовки вожатых Тюменской области.

  9. http://festival.1september.ru/ – фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

  10. http://univertv.ru/ – образовательный видеопортал.


7. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

При организации практики могут использоваться информационные технологии, включая технологии дистанционного образования, и электронные образовательные ресурсы.

Лицензионное ПО, в том числе отечественного производства:

  • Платформа для электронного обучения Microsoft Teams;

  • Пакет Microsoft Office 365;

  • Пакет Adobe Creative Cloud: Photoshop, Illustrator, InDesign, Premiere, After Effects, Acrobat Pro и пр.

Свободно распространяемое ПО, в том числе отечественного производства: