Файл: Особенности и динамика безработицы в россии и развитых странах курсовая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


17





допустимого уровня, критической величиной которого считается 10 - 12%. [14. с 93]

Эксперты выделяют социальные последствия безработицы, такие как падение уровня жизни, снижение возраста смертности, спад рабочей активности, усугубление криминальной ситуации в стране, увеличение числа разводов, усиливает дифференциацию населения, а также экономические последствия, например сужение производства, снижение объема ВВП, уменьшение поступающих налогов государству, увеличение государственных расходов, сокращение покупательной способности населения и квалифицированных кадров. Следует отметить, что вследствие безработицы увеличивается уровень эмиграции, что может привести к задержке экономического развития страны и ее глубокой дестабилизации.

В то же время влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво, так как существуют и позитивные моменты. Например, она стимулирует рост производства, путем появления новых предприятий, поднимает дисциплину и эффективность труда, является стимулом повышения качества рабочей силы, обостряет конкуренцию на рынке труда, освобождает время для повышения образования и переобучения, увеличивает время досуга.

В целом, безработица порождает серьезные издержки, как для общества, так и для страны. Серьезные социально - экономические последствия безработицы увеличивают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного населения. Для решения этой проблемы государству следует сократить законодательно установленное рабочее время в период безработицы, создать новые рабочие места, ограничить въезд в страну иностранных рабочих и детский труд. Также государство может использовать меры косвенного регулирования в сфере налогово - бюджетной и денежно - кредитной политики.


18



Особенности безработицы в России


2.1 Анализ рынка труда в России

Рынок труда является одним из показателей, по которому можно судить о национальном благополучии, эффективности и стабильности социально - экономической политики. Формирующаяся многоукладная экономика требует высокий уровень качества рабочей силы. Это приводит к обострению конкуренции между работниками. На современном этапе развития рынок труда в России характеризуется следующими тенденциями.

По данным Росстата, происходит сокращение численности трудоспособного населения. В период с 2005-2018 численность всего населения страны увеличилась на 5 тыс. человек, а численность лиц трудоспособного возраста уменьшилась на 7 тыс. человек. Эта статистика показывает ухудшение тенденции развития рынка труда. Однако, рассматривая динамику численности рабочей силы этого же периода, можно заметить незначительный рост. На январь 2018 года численность рабочей силы составила 75,8 млн. человек. При этом 71,9 млн. человек квалифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,9 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) [19].

Проанализировав уровень занятости населения, можно заметить его увеличение. С каждым годом численность занятых постепенно увеличивалась и к 2018 г. составила 59,3%. Хотя, если провести сравнение с 2016 г., то можно отметить, что численность занятого населения составляла 65,7 %. К 2018г., хоть уровень безработицы уменьшился на -0,3%, уровень занятости населения сократился на 6,4%.

Можно отметить, что в 2018г. наблюдается преобладание женской




19







Январь

2018г.

2017г.

Январь 2018г.

(+, -) к

январь

декабрь

в среднем за год

январю

2017г.

декабрю

2017г.

Тыс. человек



















Рабочая сипа

75846

76128

76489

76285

-282

-643

занятые

71929

71838

72611

72316

91

-682

безработные

3918

4290

3877

3969

-372

41

В процентах



















Уровень участия в рабочей силе

(рабочая сила к численности населения в возрасте 15 лет и старше)

62.6

62.6

62.9

62.8

0.0

-0.3

Уровень занятости

(занятые к численности населения в возрасте 15 лет и старше)

59.3

59.1

59.7

59.5

0,2

-0.4

Уровень безработицы

(безработные к численно­сти рабочей силы)

5.2

5.6

5.1

5.2

-0.4

0.1



Среди безработных доля женской безработицы составила 46,7%. Причиной такой ситуации являются физиологические особенности женщины и их предрасположенность к деторождению. В связи с этим мужчины являются более привлекательными для работодателей. [24. с 42 - 44]


УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ


Уровень общей безработицы Уровень безработицы среди молодёжи (15-19 лет) —Уровень безработицы среди молодёжи (20-24 года)








5.4% 5.3% 5 2% 5.5% 5,8% 5.8% 5.8% 5.8% 6.0% 5,9% 5,6% 5,4% 5.3% 5 2% 5.2% 5.4% 5.4% 5.3% 5,5% 5.6% 5.4% 5.3% 5.2% 5,1%


I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I






$> <S ^

«■ sf Vs
'


Так же экспертами отмечен высокий уровень безработной молодежи. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 20,1%, в том числе в


20





возрасте 15-19 лет - 3,2%, 20-24 лет - 16,9%. Во многом это объясняется тем, что данная группа людей находится в определённой зависимости от различных факторов. Примером является образование, уровень которого влияет на получение высокооплачиваемой работы. Однако даже наличие высшего образования ещё не гарантирует возможность устроиться на работу.

Характерно превышение уровень безработицы сельских жителей (8,1%) над городскими (4,3%). В январе 2018г. это превышение составило 1,9 раза. Причиной этого является глубокие экономические проблемы провинции. Связано это явление с сокращением аграрного производства и внедрением нового оборудования, которое уменьшает необходимость в большом количестве работников.

Что касается занятости населения на региональных рынках труда, то по всей территории России уровень безработицы абсолютно различен. Это объясняется тем, что каждый регион имеет свои особенности и отличается от другого рядом факторов - социокультурными, демографическими, сложившейся структурой экономики и т. д.

В соответствии с приложением 1, самый высокий уровень безработицы характерен для Севере - Кавказского федерального округа на 2017-2018 гг. он составил 11,0 %. Это говорит о сильной отсталости округа по сравнению с другими. Для сравнения, можно привести самый низкий показатель, который составляет 3,1% в Центральном округе.

Говоря о сфере востребованных профессий, по мнению экспертов, главным трендом остается интеграция IT - технологий во все сферы деятельности. С развитием технологий, работодатели ставят уже совершенно другие требования перед работниками. Цифровая революция и необходимость оптимизации расходов компаний будет приводить к тому, что доля удаленных сотрудников, сотрудников с частичной занятостью или фрилансеров будет расти. На рынке труда становятся все более востребованными профессионалы в IT - сфере. За ними следуют работники сферы торговли и продаж, инженеры и высококвалифицированные рабочие.



21





За последние годы отмечено увеличение рынка профессий, стремление к гибкому графику (удаленная работа, фрилансер). Это способствует продвижению информационных технологий и выход на рынок труда нового поколения. А соответствие с прогнозами специалистов, до 2020г. 20% рабочих мест станут виртуальными.

Итак, на 2018г. востребованными профессиями являются IT- специалисты (программисты, вебдизайнеры), специалисты в сфере маркетинга. Все так же остаются востребованными социальные профессии, такие как педагоги, врачи и переводчики.

Главным регулятором занятости населения и трудоустройства является государство. Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту от безработицы. [10. ст. 37 ч.2]

Также сферу занятости и трудоустройства регулирует трудовой кодекс РФ. В нем зафиксированы основания заключения и прекращения трудовых договоров. Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства является закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 14 апреля 1991 года (ред. от 07.03.2018) с последующими изменениями и дополнениями. В Закон «О занятости населения в РФ» 1991г. постоянно вносятся изменения и дополнения, в результате которых режим правового регулирования в сфере занятости становится более жестким. Это говорит о том, что государственная политика в сфере занятости направлена на стимулирование поиска работы безработным гражданином.

Следует отметить, что регулируют вопросы занятости и трудоустройства Указы Президента РФ и постановления Правительства, например Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «О порядке регистрации безработных граждан», положение «Об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения», утвержденное


22





постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г., Положение «Об организации общественных работ», утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г.

Таким образом, современный этап развития рынка труда находится в нестабильном состоянии, так как основные показатели ухудшаются. На данный момент для России характерны высокий уровень безработицы среди женского населения и молодёжи, превышение уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с жителями города, неравномерность распределения занятого населения по регионам. Рынок труда требует эффективных мер в сфере сокращения уровня безработицы и урегулирования занятости населения по стране в целом.

2.2 Основные проблемы занятости в России

Проблема развития рынка труда является одной из главных и наиболее обостренных за последние годы. Невостребованность категории профессий, минимальная оплата труда, необеспеченность трудовых ресурсов необходимыми рабочими местами, приток дешевой рабочей силы из стран ближнего зарубежья ведет к негативным последствиям безработицы, в том числе к появлению теневой безработицы. Конечно, решением подобных вопросов должно заниматься государство, так как именно у него есть необходимые инструменты регулирования, которыми может пользоваться Федеральная служба по труду и занятости.

Рассматривая современную ситуацию в России в сфере занятости, можно выделить основные ее проблемы, с которыми сталкиваются не только основные категории граждан, но и слабозащищённые.

Одной из основных проблем является неформальная занятость. Она появляется, когда граждане работают без официального трудоустройства. Можно подумать, что такая форма трудоустройства не несет никакой опасности, но, по мнению экспертов, она приносит негативные последствия,