Файл: Конституционные права и свободы человека и гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1123

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исполнительные органы государственной власти – органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнение законов, принятых законодательными органами, а соответственно, осуществляют непосредственную реализацию прав и свобод граждан во всех сферах общественной жизни.

Судебные органы государственной власти при рассмотрении различных правовых споров, осуществляют защиту нарушенных прав и свобод и восстанавливают их.

Конституция Российской Федерации, а также Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»1 направлены на развитие всех форм осуществления судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, реализуемого Конституционным Судом Российской Федерации (конституционными судами субъектов федерации), судами общей юрисдикции, арбитражными судами. Кроме того, этот Закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. Таким образом, законодательство ориентирует гражданина на использование всего потенциала судебного способа защиты прав и свобод, нарушенных неправомерными действиями, решениями администрации, т.е. предоставляет право в случае необходимости выбирать различные формы правосудия: конституционное, арбитражное, а также судов общей юрисдикции.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми органами исполнительной власти, а также различными организациями, учреждениями, предприятиями. В соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации»2, в качестве одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законов федеральными министерствами и другими органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т.д.

Однако среди надзорных приоритетов главным для органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; исполнением законов, направленных на социальную защиту граждан, охрану трудовых, жилищных и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина.


Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за законностью проведения выборов в РФ, а соответственно за реализацией избирательных прав.

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) осуществляет контроль за реализацией прав и свобод человека и гражданина в РФ во всех сферах общественной жизни.

Все органы российского государства, которые связаны с защитой прав человека, можно условно разделить на две большие группы: во-первых, это органы, для которых защита прав человека является важным, но не основным видом деятельности, и, во-вторых, органы, для которых правозащитная функция является основным видом деятельности. К первой группе относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание и законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Ко второй группе можно отнести такие специализированные правозащитные органы, как суды, прокуратура, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах.

Органы, относящиеся к первой группе, осуществляют функцию защиты прав человека наряду с другими, не менее важными направлениями своей деятельности

Заключение

Целью данной курсовой работы являлось исследование юридической природы и содержания прав и свобод граждан в Российской Федерации и системы их государственных гарантий. На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1) Права и свободы человека - это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса. Конституционные права и свободы – это социальные возможности личности, установленные Конституцией РФ.

2) Конституция РФ, провозглашая права и свободы человека и гражданина как основу конституционного строя, признаёт человека источником своей свободы, которая существует независимо от государственной воли.

3) Конституционные права и свободы представляют собой определенную систему, которая имеет логические основания, и отражает специфику самих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

4) Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей предполагает, что в их составе выделяются определённые группы элементов правового статуса личности, которые обладают некоторыми общими чертами и признаками.



5) Закрепляя право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, Конституция РФ выступает высшим, актом, гарантирующим их беспрепятственное выполнение.

6) В общей теории права традиционным считается подразделение прав и свобод на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции РФ, непосредственным образом разделение прав и свобод не делается, однако в изложении прав и свобод определённая сгруппированность прав и свобод по указанным критериям присутствует.

7) Юридические гарантии имеют то или иное социальное содержание, отражают и закрепляют общественные отношения, однако это не означает, что сами эти отношения не выступают в качестве важнейших условий реализации прав и свобод граждан. Именно наличие этих условий выступает решающей гарантией провозглашения и реализации прав личности. При этом, гарантиями реализации прав и свобод граждан являются только социальные отношения, способствующие этой реализации.

8) Гарантирующие нормы – это нормы Конституции, назначение которых состоит в обеспечении предписаний других норм. По своей сущности эти нормы являются установлениями общего характера, указывающими государству, его органам, общественным организациям и гражданам определенный вариант поведения, направленного на обеспечение реальных условий для осуществления тех прав, которые записаны в охраняемой ими норме

9) Являясь ядром института личной безопасности граждан, конституционные нормы, закрепляющие универсальные права человека и гражданина на жизнь, здоровье и физическую свободу, выступают конституционно-правовыми гарантиями личной безопасности граждан. Они обеспечивают условия реализации не только отраслевых прав, входящих в институт личной безопасности граждан, но и остальных субъективных прав, так как для их осуществления, в первую очередь, необходимо быть живым, здоровым и физически свободным.

10) Органы государственной власти реализуют, гарантируют, защищают права и свободы человека и гражданина в рамках компетенции каждого из органов. Все органы российского государства, которые связаны с защитой прав человека, можно условно разделить на две большие группы: во-первых, это органы, для которых защита прав человека является важным, но не основным видом деятельности, и, во-вторых, органы, для которых правозащитная функция является основным видом деятельности. К первой группе относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание и законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Ко второй группе можно отнести такие специализированные правозащитные органы, как суды, прокуратура, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах.


Органы, относящиеся к первой группе, осуществляют функцию защиты прав человека наряду с другими, не менее важными направлениями своей деятельности

В заключение отметим, что являясь ядром института личной безопасности граждан, конституционные нормы, закрепляющие универсальные права человека и гражданина на жизнь, здоровье и физическую свободу, выступают конституционно-правовыми гарантиями личной безопасности граждан. Они обеспечивают условия реализации не только отраслевых прав, входящих в институт личной безопасности граждан, но и остальных субъективных прав, так как для их осуществления, в первую очередь, необходимо быть живым, здоровым и физически свободным.


СПИСОК НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно - правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1997 N 1. Ст. 1.

3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992г. N 2202-1 (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. N 63-ФЗ (в актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

5. Федеральный закон "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" от 3 июля 2016г. N 226-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2016. N 27 (Часть I). Ст. 4159.

6. Федеральный закон «О государственной охране" от 27 мая 1996г. N 57-ФЗ (в актуальной редакции ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

7. Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011г. N 3-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900

8. Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993г. N 5473-1 (в актуальной редакции) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1316.

Международные акты

9. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.) //Российская газета. 1998. 10 декабря.

10. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.), ратифицированный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18сентября 1973г. №4812-VIII //Ведомости ВС СССР. 1976. №17. Ст. 291.

11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17(1831).

Учебная и научная литература

12. Азаров А., Ройтср В., Хюфнср К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. - М.: Московская школа прав человека, 2003. – 340 с.

13. Андрианова В. В. Личные права человека – правовая категория // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №6. - С. 13-16.

14. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма-Инфра, 2016. – 784 с.

15. Венгеров А. Б. Теория государства и права - М.: Юриспруденция. - 2017. - 528 с.

16. Государственное (конституционное) право Российской Федерации/ В. Г. Стрекозов, Ю. Д. Казанчев - М.: Зерцало, 2017. - 670 с.

17. Дзыбова С. Г., Парасюк Е. А. К вопросу о понимании прав человека в современной теории государства и права // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №1 (156) - С. 175-179.

18. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. - М.: Юристь. - 2007. – 460 с.

19. Иванов С. В. Понятие и сущность конституционно-правовых гарантий // Вестник Омского университета. 2016. № 2. – С. 68.

20. Краснослободцева Н. К. Соотношение понятий «Свобода» и «Права» человека // Ленинградский юридический журнал. 2014. №4 (38) - С. 75-82.

21. Конституционное право России: учебник /под ред. В. В. Комарова. — М.: КНОРУС, 2017. - 460 с.

22. Курскова Г. Ю. К вопросу о конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской федерации //Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 8. - С. 14-17.

23. Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 521 с.

24. Лукашова Е. А. Права человека: учеб, для вузов. - М.: Норма, 2011. – 340 с.

25. Мелков Г. М. Международная защита прав и свобод человека - М.: Юридическая литература, 2009. – 240 с.

26. Фокина Л. Ю. Конституционные гарантии защиты основных прав граждан // Наука и современность. 2016. №13-3. - С. 233.

27. Чайковский Л. Л. К вопросу о структуре конституционных норм о правах и свободах // Аграрное и земельное право. 2015. № 2 (122). - С. 29-35.

28. Холодова Е. И., Жаринова А.В. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина: соотношение норм международного и конституционного права /В сборнике: Роль студенческой науки в развитии экономики и кооперации Материалы международной студенческой научной конференции. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2016. - С. 142-146.

29. Конституционное право. Практикум: учебное пособие для вузов / Г. Н. Комкова [и др.] ; под общей редакцией Г. Н.Комковой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020 — 207 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03721-0.

30. Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7 Разделение властей и система государственных органов. М.:Едиториал УРСС, 2019 568