Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная детская психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Специальная детская психология_________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

по учебному курсу «Специальная детская психология»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Наталья Викторовна Смирнова







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-1901г













Преподаватель



  •  

Некрасова Екатерина Владимировна







(И.О. Фамилия)






Тольятти 2023
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ………………………………..6

    1. Школьная готовность как психолого – педагогическое понятие ……………………………………………………………………………….6

    2. Интеллектуальный компонент школьной готовности в психолого педагогической литературе у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………12

    3. Проблемы интеллектуальной готовности детей с задержкой психического развития…………………………………………………18

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….29


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СВОЕОБРАЗИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР………………………………………………31

2.1.Методы и методики диагностики интеллектуального компонента школьной готовности у детей дошкольного возраста………………………...31

2.2 Диагностика интеллектуального компонента школьной готовности детей с задержкой психического развития …………………………………………33

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… .45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….47

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….48


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обследования поступающих в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами, медиками, показывают сходные результаты, согласно которым около трети детей, достигнувших шести - семи - летнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению.

От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Наиболее распространённой причиной неуспеваемости учащихся начальных классов является так называемая задержка психического развития. На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих задержку психического развития, постоянно увеличивается. По данным разных авторов, число таких детей колеблется в пределах 5-11% от детской популяции. Без квалифицированной педагогической помощи дети с задержкой психического развития не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам.

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, ЈІ.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Подъякова, А.М. Пыткало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

Исследования Т.А. Власовой, Т.В. Егоровой, В.И. Лубовского, Н.А. Ни-кашиной, У.В. Ульенковой и других исследователей, показывают, что без специального коррекционно-развивающего воздействия школьная готовность детей с 3ПP крайне низкая. Так, для этих детей характерно: неравномерное развитие видов мышления (наиболее значительно отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций, таких как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и сравнение; преимущество наглядной памяти над вербальной, ослабление механизмов памяти (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания); неустойчивость внимания, лёгкая отвлекаемость, слабая распределённость и концентрация; нарушения внимания сказываются и на особенностях процесса восприятия, существенным недостатком которого является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, усиливающиеся в условиях одновременного действия нескольких факторов и при необходимости вычленения отдельных элементов из целого; устная речь детей с задержкой психического развития содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя, отмечается недостаточность словарного запаса; поведение детей импульсивно и зависит от их настроения в данный момент; дети или не хотят идти в школу, или хотят, но не понимают правильно смысл своего пребывания в ней; дети с задержкой психического развития не умеют, а зачастую и не хотят общаться с взрослыми и сверстниками.



Исследованию процесса формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посвящено много работ разных авторов (У.В. Ульенкова, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, Н.А. Никашина).

Цель – выявить своеобразие интеллектуального компонента школьной готовности детей с задержкой психического развития.

Объект: интеллектуальный компонент школьной готовности.

Предмет: своеобразие интеллектуального компонента школьной готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Гипотеза: дети с ЗПР имеют низкий уровень интеллектуального компонента школьной готовности в особенности, такие как внимание, память и речь.

В соответствии целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты интеллектуального компонента школьной готовности.

  2. Подобрать диагностический инструментарий.

  3. Провести эмпирическое исследование по выявлению своеобразия интеллектуального компонента.

  4. Проанализировать результаты исследования.



ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ


    1. Школьная готовность как психолого – педагогическое понятие


Проблема школьной готовности существовала всегда, но была сформулирована несколько десятилетий назад в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но и практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказывается на его здоровье. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представленной психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Изучение проблемы подготовки детей к школе имеет давнюю историю. Еще Я. А. Коменский призывал родителей и педагогов ответственно подходить к поступлению ребенка в школу и заранее готовиться к столь серьезному событию. Я. А. Коменский считал, что шести - семилетний возраст — наиболее оптимальный для поступления ребёнка в школу. Им были сформулированы показатели готовности к систематическому обучению:


- способность к логическому рассуждению;

- познавательная направленность и ярко выраженное стремление к более высокому образованию, чем в материнской школе - учебной деятельности. [19,c.21-22,49].

Одним из первых в России к этой проблеме обратился К.Д. Ушинский.

Он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определённых показателях развития этих психических функций [10, с. 31-59]. В качестве противопоказаний к началу обучения К.Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов».

Большой вклад в проблему готовности к учебной деятельности внёс Л. С. Выготский. Л.С. Выготский считал, что именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, количестве, природе я обществе, в этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Поэтому он не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Выготский [28, с29] писал, что быть готовым к школе — значит уметь на необходимом возрасту уровне обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающей действительности.

Таким образом, в качестве показателя готовности к школе выделялись определённые критерии умственного развития.

1. Ребёнок должен быть готов к систематическому школьному обучению, хотеть учиться.

2. У ребёнка должны быть обширные, систематизированные знания, необходимые для предметного обучения.

3. Ребёнок должен быть грамотным. [15, с. 209].

С.Л. Рубинштейн в своих работах говорит о роли игры в подготовке ребёнка к школьному обучению, в которой происходит развитие не только способностей, но и самой деятельности ребёнка. Учебная деятельность не возникает на пустом месте, она есть продолжение и развитие игровой деятельности. [13, с. 588].

А.Н. Леонтьев также исследовал данную проблему. Основой психологической готовности к школе он называет «управляемое, сознательно контролируемое поведение» [11,с68]. Согласно А.Н. Леонтьеву «управляемое» поведение предполагает два момента:

1. Чтобы действия ребёнка направлялись мотивами.

2. Чтобы в поведении установилась иерархия мотивов, соподчинение их, чтобы важные, общественно ценные мотивы стали сильнее и подавляли бы, подчиняли случайные побуждения и желания.


Л.И. Божович рассматривает понимание школьной готовности как многокомпонентного образования. В качестве же основного показателя готовности к школе Л.И. Божович называет такое психологическое новообразование дошкольного возраста как «внутренняя позиция школьника», включающая в себя новый уровень познавательных потребностей и потребностей в общения. «Внутренняя позиция складывается из того, как ребёнок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определённую структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды» [14, с. 174]. Готовый к школе ребёнок, стремится к учению, чтобы занять такую позицию в обществе людей, которая бы открывала доступ в мир взрослых, а также потому, что имеющуюся у него познавательную потребность ребёнок не может удовлетворить дома. Поэтому в этом возрасте и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений.

Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец [3,с49], отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

В качестве условий, обеспечивающих успешность обучения в школе, он выделил наличие интеллектуальной готовности, которая включала в себя сформированность наглядно-образного и зарождение логического мышления, высокий уровень развития воображения и памяти (обратной, смысловой), произвольности внимания. Под общей готовностью понималась сформированность различных психических процессов, необходимых для овладения школьными знаниями и умениями. Под специальной — сам факт овладения этими знаниями, умениями и навыками. При этом А.В. Запорожец отмечал, что для успешного обучения в школе общая готовность имеет большее значение, чем специальная.

В работах Д.Б. Эльконина [35,с41,], так же как и в работах Л. И. Божович [3,с14] отмечается необходимость такого компонента, как интеллектуальное развитие ребёнка, важность которого признается почти всеми исследователями этой проблемы.