Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 1.
1.Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Философия – это сфера общественного сознания, которая занимается изучением наиболее общих законов развития, природы, общества, мышления.
Философия возникла в 6-7 вв до н.э. почти одновременно и независимо друг от друга в Древнем
Востоке (Китае, Индии, Иране) и в Древней Греции, Философия греческого происхождения
(характеризуется буквально: любовь к мудрости - Философ не обладает мудростью, он к ней стремится.
Крупнейший философ XX века К.Ясперс назвал этот период "резким поворотом" в истории человечества, "осевым временем", подчеркивая тем самым его всемирно-исторические масштабы. 700-
200 гг до н.э. В этот промежуток и появляются религия личностного спасения и первые философские концепции, которые отличаются от мифологического типа мышления. Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования.
В Древней Греции рождение философии связывается с социально-политической организации Греции - полис. Греция - не единое государство, а состоит из городов-государств. Полис отличался от империй тем, что каждый гражданин принимает участие в общественной (политической) жизни города.
Возникает культура рациональной аргументации (способствует развитию философии).
Мировоззрение в самом широком смысле слова - это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Оно является социально- историческим явлением, возникающим с появлением человечества
В истории человечества выделяют три исторических типа мировоззрения:
1) Мифологическое мировоззрение.
Миф - это исторически первая форма мировоззрения, присущая первобытному обществу и ранним этапам развития цивилизационных обществ. Ее основу составляет собрание мифов.
Мифология - это своеобразный архаичный способ понимания природы, общества и человека, характерный для ранних этапов человеческой истории. В отсутствие науки, философии человек объяснял мир через присущую той или иной культуре систему мифов. Структурно все мифы универсальны и похожи, так как основываются на чувствах и переживаниях.
Черты мифологического мировоззрения:

Синкретизм - нерасчлененность, слитность человека с природой, невыделенность его Я и не противопоставленность всему сущему (камню, дереву, животному и пр.).

Миф основывается не на логике и разуме, а на глубинных чувствах, переживаниях.

Смысл в мифе выражается в образах за счет ассоциативного мышления.

Очеловечивание, одушевление природы (анимизм, гилозоизм). Анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - первичная форма верования в души и духов.

Гилозоизм – (от греч. ὕλη - материя и ζωή - жизнь) - философское учение о всеобщей одушевленности материи.

Мистика и магия - нерациональные способы связи и управления людьми, природой и всем
Космосом. Все в мире пронизано мистическими связями, их разрушение вызывает индивидуальные и коллективные проблемы (засуха, болезнь, смерть, голод). Магическое действие и обряды призваны восстановить утраченные связи. Магия - это архаичная естественная практика управления природой и человеком.
2) Религиозное мировоззрение.
Религия - специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного (трансцендентного) Бога или богов.
Черты религиозного мировоззрения:
1) Выделенность человека из природы через связь с духовным миром (Богом).
2) Мистичность.
3) Разум занимает подчиненное положение по отношению к вере, вера нелогична, внерациональна
(например, в Троице Бог один, но в то же время представлен в трех ипостасях).
4) В центр ставится поиск спасения, обретения высших ценностей, утверждается вечная жизнь после смерти.
Существуют разные типы религий, их можно разделить на политеистические, где существует множество богов (индуизм, джайнизм, синтоизм, даосизм и др.), и монотеистические, где существует единый Бог (иудаизм, христианство, ислам). Политеистические религии во многом содержат в себе черты мифологии, а монотеистические, открывшие Бога как трансцендентное начало


(сверхъестественное, сверхсущее, потустороннее), являются принципиально новым типом мировоззрения.
3) Философское мировоззрение.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

основано на знании (а не на вере либо вымысле);

рефлексивно (обращенность мысли на саму себя);

логично (имеет внутреннее единство и систему);

опирается на четкие понятия и категории.
Объект философских размышлений — это мир и человек, представленные как целостное образование. Философия изучает бытие. Философские учения стремятся на основе наиболее общих понятий и категорий определить существенные стороны мира, закономерности его развития и функционирования. Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития, как искусством, религией и наукой.
Философия и искусство воздействуют на окружающий мир через деятельность человека, оказывая на нее влияние через чувства и разум, глубоко затрагивая различные личностные стороны индивида.
Но если основной формой самовыражения в области искусства является художественный образ, связанный с чувствами, то удел философского размышления - понятие, разум, логика, Логос.
Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь: нравственность, предназначение человека и смысл его существования. Но их разделяет то, что первая возвышается на вере, а основанием второй является разум, понятие, теоретическое знание.
Философия, также, как и наука, все подвергает сомнению, имеет теорию познания, методы и приемы исследования, систему понятий, категорий, доказательств. В этом отношении она является видом научного знания. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на естественнонаучные абстракции откуда в целях выявления необходимого содержания, элиминируется все личное, субъективное, "человеческое". В силу этого философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие.
Т.е., философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.
Философия — это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека.
Философия определенным образом структурирована, можно выделить ряд ее разделов:


1) Онтология (учение о бытии). Главный вопрос онтологии - что есть на самом деле, что есть мир.
2) Гносеология - философское учение о познании.
3) Философская антропология - раздел философского знания, исследующего проблемы бытия человека.
4) Социальная философия - раздел философского знания, исследующего общество как систему, общественные отношения.
5) Аксиология - философское учение о ценностях.
6) Этика - философское учение о морали и нравственности.
7) Эстетика - философское учение о прекрасном. Долгое время - учение о чувственном познании
(вплоть до Канта), после - учение о прекрасном и возвышенном, иногда понимается как философия искусства.
8) Историософия – философия истории, исторического процесса
Основные функции философии.
1) Мировоззренческая: способность давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
2) Гносеологическая (теоретико-познавательная): способность философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.
3) Методологическая: способность выступать в качестве методологии, т.е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.
4) Ценностно-ориентирующая: способность давать систему критериев оценочной деятельности, ориентировать человека в мире.
5) Критическая функция: способность осуществлять оценку происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.
6) Интегрирующая функция: способность обобщать накапливаемое человечеством знание, систематизировать и интегрировать его в единую систему.
7) Воспитательная функция: способность философии оказывать формирующее воздействие на сознание человека, прививать общечеловеческие, социальные и культурные ценности.
8) Прогностическая функция: способность давать прогнозы развития общества, человека, цивилизации.
Основным в философии традиционно считается вопрос о движущих силах развития мира:
1) Онтологическая сторона вопроса: что первично, материя или сознание, природа или дух?
Существуют следующие направления, в зависимости от ответа на данные вопросы: а) материализм- философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Материя имеет историко-философскую традицию, одним из первых материалистов был
Демокрит, родоначальнки атомизма б) идеализм- философское направление, утверждающее первичность сознания (разума, духа) и вторичность материи (природы). Первично духовное начало, Бог или какая-нибудь абсолютная идея
(Гегель) и пр. Первым из идеалистов считается представитель античной философии – Платон. Платон – объективный идеалист.
Идеализм делится на:
1) Объективный идеализм. Т.е. не зависит от воли и сознания людей
2) Субъективный. Джордж Беркли, он говорил – быть – значит быть воспринимаемым. И эта позиция субъективно-идеалистическая. в) дуализм- философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Декарт)
2) Гносеологическая сторона вопроса (познаваем ли мир?): об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
1) Гносеологические оптимисты. Ими могут быть как и материалисты (Маркс), так и идеалисты
(Гегель), но они тут отличались:
Гегель считал вообще, что он достиг абсолютного знания, а Маркс говорил что к абсолютному знанию будем приближаться по асимптоте, изучать и изучать, но не встречать препятствий к познаваемости.
2) Агностики (А- отрицание, гнозиз – знание). Они считают, что в мире есть нечто, что принципиально не познаваемо (Кант). Он считал, что мир как он есть сам по себе (и вне нашего восприятия) является принципиально не познаваемым. Существование мира вещей самих по себе. И как бы развивалась наука мы никогда не узнаем как вещи сами по себе, ибо они даны в нашем восприятии и мы не можем выйти за его пределы.


3) Скептики (Дэвид Юм - 18в, Англия) они говорят, что мы что-то знаем о мире, но мы не знаем, насколько это знание истинно, у нас нет критериев истинности. Мы не знаем, существуют ли причинно- следственные связи, или нет.
Основными философскими методами познания являются:
1) Метафизика (др.-греч.— «то, что после физики») - метод рассмотрения первоначальных умозрительных сущностей, причин мира, недоступных органам чувств.
Например, предмет метафизики - сущность любви, веры, Бога, души, свободы. Метафизика как первая философия и метод познания насчитывает свою историю с Древней Греции.
2) Диалектика - рассмотрение мира по принципу всеобщей связи и развития, с учетом исторических изменений, метод философского мышления.
Диалектика в своем первом виде зародилась в Древней Греции, но свой расцвет получила в немецкой классической философии и марксизме
2. Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
Понятие истины.
Истина - цель всякого познания, научного и философского. Истина - то, что сокрыто от исследователя, мыслителя. То, что не находится на поверхности. Необходимо усилие, чтобы это открыть.
Древние Греки думали, что истина - привилегия богов. Раскрытие того, что недоступно - философская истина, которая предполагает обнаружение истины.
Различные концепции истины.
Истина – это мысленное выделение и выражение сущности того, о чем речь идёт в нашем понимании
(определение Табакова)
Корреспондентная теория.
Истина - это то, что соответствует действительности (Аристотель).
Истина «Корреспондеро»-соответствовать. Была предложена ещё Аристотелем. Истина - это то, что соответствует действительности (Аристотель).
Сама по себе вещь не является истиной. Например, сказать, что стол истинен, мы не можем.
Истиной может быть суждение или высказывание о предмете. Например, стол деревянный – такое суждение может быть истинным (если стол действительно деревянный)
Слабые места этой теории: когда мы говорим о действительности (стул стол и пр.) мы оперируем неким инструментом, который опосредует действительность через речь. Есть объективная действительность, есть внутренняя наша действительность, и есть речь, через которую мы опосредуем.
Поэтому мы лишь опосредовано можем выстраивать картину.
Когерентная теория. Истиной являются те знания, которые согласованы между собой (Декарт
«Рассуждение о методе», Лейбниц). Истина – это суждение, которое соответствует и не противоречит другим суждениям, которые с ним связаны.
Формулируя своё понимание истины, Г. Лейбниц говорит: «Мы должны принимать за истину согласие наших феноменов друг с другом». Лейбниц критикует декартовские критерии истины за их неэффективность, утверждая, что они не работают в реальном теоретическом контексте.
Прагматическая теория. Истиной является то, что полезно, что необходимо человеку в его жизнедеятельности. Отталкивались от идей утилитаристов: философия слишком теоретична. Мы не можем видеть, ощущать бытие. Значит это не является истиной. Это слишком теоретично. Мы можем говорить лишь о том, что имеет реальность. Для человека истинно то, что приносит пользу.
Слабое место этой теории: ученый делает открытия не только ради пользы(фундаментальные науки, гуманитарные).
Конвенцианалистская теория. Научное сообщество договаривается с тем, что именно так и должно быть. Если ученые договорились, что то верно, то это истина. Истина основана на договоре. Конвенция - истина как договор.
Проблема критериев истины:
Декарт выделил критерий: ясность, четкость, очевидность.
Это логические критерии, о которых говорят рационалисты.
Если компоненты истине не противоречивы, а согласованны, то утверждение истинно.
Критерий непротиворечивости. ( от когерентной теории)
Всесторонний критерий. То что практично, то и истинно. Для марксистов- реакция в общественной деятельности.
Критерий фальсификации. Разделение научного и не научного познания. Поппер: «только научная теория подергается критике». Что мы не можем опровергнуть - то не наука.


В религиозной концепции понятие истины измеряется не доказуемостью, логичностью и пр., а там может быть абсурдностью, может быть чудо. «верую ибо понимаю, верую ибо знаю, верую ибо истина абсурдна».
1. Согласованность теоретических построений с окружающей действительностью. Насколько точно знания отражают окружающую действительность.
Квадрат: равенство сторон и углов . Квадрат - геометрическая фигура, угды кот 90 гр. Если не скажем про равенство сторон - прямоугольник, если про углы - ромб. Фигура д.б. на плоскости.
2. Внутренняя непротиворечивость и согласованность. Когда критерии между собой согласованы - они усиливают друг друга.
3. Принятие соглашения в отношении терминологии, выбора аксиом, стандартов объяснения и понимания.
4. Для прагматизма единственный критерий - критерий пользы, выгоды.
5. Практика (как источник познания, цель познания, критерий истины, ее проверка.)
Соотношение абсолютной и относительной истины.
(По Кобылину)
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее ее знание о действительности, которое в границах данной эпохи не уточняется и не дополняется
Но абсолютную истину не осознать без поэтапного приближения через относительные истины
(это не полное представление об окружающей действительности, которое имеет тенденцию к углублению, уточнению, делается более полным.)
Диалектика абсолютной и относительной истины заключается в том что: в любой относительной истине есть доля абсолютной и наоборот в любой абсолютной есть доля относительной.
Относительная истина – уточняется и дополняется по мере развития практики и познания.
Истина, ложь, заблуждение.
Заблуждение – это непреднамеренное ошибочное действие познавательного порядка, когда наши знания не соответствуют действительности.
Преднамеренное искажение действительности является ложью
Билет 2. Античная философия.
Первый этап развития европейской философии - это античная философия (греческая и древне-римская).
Появлению философии в Древней Греции способствовали следующие предпосылки:
1. Наличие городов-полисов.
2. Рабовладельческая демократия.
3. Высокий престиж знания и культуры.
4. Кризис мифологического сознания как следствие экономического развития Греции.
Периодизация античной философии:
1) Период зарождения и становления античной философии - VII-V вв. до н.э. Характеризуется исследованием природы, космоса, поисками первоначала, истоков сущего.
2) Классический период - V-IV вв. до н.э. Характеризуется расцветом древнегреческой демократии, интересом к познанию сущности материи, природы человека, общественной жизни и познания.
3) Период угасания и упадка философии - III в. до н.э.- VI в. н.э. (период эллинизма, эллинистический период). Характеризуется кризисом полисного устройства общественной жизни, завоеваниями
Александра Македонского и созданием Римской империи, разнообразием школ и направлений. Этот этап поздней античности совпадает с началом и развитием новой средневековой христианской культуры.
Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом -