Файл: Контрольная работа по дисциплине Методы принятия управленческих решений Вариант 5 Институт непрерывного Студент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 531
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Число показателей, описывающих состояние организации, может быть бесконечно большим. Поэтому большое значение приобретает информативность антикризисного управления. Она заключается в выборе показателей состояния организации. Критерием такого выбора является опасность кризиса. -
Лицо, принимающее решение, должно помнить характеристики всех возможных состояний организации. Но человек способен одновременно удерживать в памяти лишь от семи до девяти показателей. В случае, когда число возможных состояний более семи, эффективность принятия решения снижается. Это обстоятельство играет важную роль при принятии оперативных решений. -
Главное в технологии антикризисного управления – это процедура, позволяющая отнести реальное состояние организации к определенному классу возможных состояний.
Нередко в практике управления возникает ситуация автоматического принятия решения по сложившейся в результате накопленного опыта схеме. В антикризисном управлении такой подход может иметь отрицательные результаты. Ситуации, с которыми сталкиваются менеджер и персонал управления, нетипичны, достаточно сложны и требуют глубокого анализа, при этом часто принимать решения приходится в условиях ограниченного времени.
Антикризисное управление требует особенных технологических подходов:
1. Необходимо четкое и рациональное разделение управленческих решений на индивидуальные и коллегиальные.
2. Информационное обеспечение управления должно отвечать потребностям антикризисного управления – дифференциации информации по критическим ситуациям развития организации. Здесь важную роль играют приоритеты в поступлении информации и ее использовании при анализе ситуаций.
3. Технологии антикризисного управления требуют обостренного отношения к ресурсам времени. Необходима оптимизация использования времени в области решения разнообразных проблем функционирования и развития организации.
Потребность в ускорении процессов разработки управленческих решений должна и методологически, и организационно согласовываться с повышением их качества.
4. Технология антикризисного управления включает в себя разработку и принятие целой совокупности управленческих решений, которые в технологическом отношении должны быть связаны между собой определенным образом. Это должна быть связь временная, содержательная, пространственная (структура организации), функциональная. Здесь весьма положительную роль может сыграть методика сетевого планирования.
5. В технологии антикризисного управления существенную роль играют и социально-психологические факторы. Они проявляются в процессах генерации идей, оценки проблемы, выбора вариантов решения, понимания роли решения в развитии организации. Одну и ту же ситуацию различные люди и специалисты могут оценивать и понимать по-разному. Это не может не влиять на организацию разработки управленческого решения, и это касается разработки как индивидуальных, так и коллегиальных решений.
6. Исходными моментами построения технологии антикризисного управления могут быть определение цели, ситуации или, наоборот, прогнозируемого результата. Технологию необходимо проектировать с учетом многих факторов – особенностей организации, состояния внешней среды (конкуренция и пр.), наличия ресурсов, в том числе временных, опасности кризисных ситуаций и др.
В процессе развития организации часто наблюдаются турбулентные изменения. Это особый вид изменений, которые отличаются своей неустойчивостью, иногда внезапным возникновением, многоаспектностью проявления, влиянием на тенденции и темпы развития организации.
Турбулентность может возникнуть в связи с действием следующих факторов:
-
значительными изменениями в рыночной среде; -
темпами (скоростью) изменений; -
интенсивностью и характером конкуренции; -
изменением приоритетов потребителя; -
технологическими возможностями; -
экономической политикой государства и региональных властей; -
тактическими просчетами управления.
В процессе осуществления антикризисного управления очень важно владеть технологиями управления турбулентными изменениями. Это технологии реактивного антикризисного управления, способного эффективно и своевременно реагировать на возникающие изменения.
Необходимо учитывать турбулентность не только в изменениях внешней среды организации, но и во внутренних процессах ее функционирования – изменения в системе ответственности и дисциплины, компетенциях и методологии деятельности, структуре персонала, информационном обеспечении, стиле и лидерстве.
Вообще реактивное антикризисное управление, если оно является преобладающим в технологии управления, нельзя назвать положительным явлением. Наиболее приемлемым является опережающее управление, построенное на предвидении кризисных явлений, понимании общих тенденций происходящих в организации изменений. Однако в условиях турбулентности изменений реактивное антикризисное управление может быть наиболее эффективным.
1.3. Основные принципы экономических оценок при выборе решений
Принятие управленческих решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия, ведь именно в разработке решений, их принятии, реализации и контроле заключается деятельность всего аппарата управления.
Оценка эффективности управленческих решений играет важную роль в деятельности всей организации в целом. Она необходима для дальнейшей работы организации, поскольку, если принятое решение окажется неэффективным, то и работа всех подразделений будет также неэффективна. На этапе принятия управленческого решения необходимо проделать большую работу по разработке наилучшего варианта решения, чтобы в дальнейшем избежать неэффективной, плохой и некачественной работы.
Особенностью управленческого решения как продукта управленческой деятельности является его нематериальная сущность.
Реализованное в виде информации, управленческое решение формирует условия для создания продукции (товара, услугу информации или знания). Кроме того, до конкретной реализации управленческого решения проходит еще много операций управления и производства, каждая из которых может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на конечный результат. Поэтому прямую стоимость прибавочного продукта (прибыль от реализации управленческого решения) рассчитать затруднительно.
Положительный экономических эффект от управленческих решений – это экономия, отрицательный – убыток. Известны некоторые оценки экономической эффективности управленского решения, среди которых часто используются методы:
-
косвенный метод сопоставления различных вариантов; -
по конечным результатам; -
по непосредственным результатам деятельности;
Косвенный метод предполагает анализ рыночной стоимости управленческого решения и затрат на него путем анализа вариантов управленческих решений для одного и того же типа объекта, разработанных и реализованных примерно в одинаковых условиях.
Данный метод позволяет вместо рыночной стоимости управленческих решений использовать рыночную стоимость произведенной продукции.
Метод определения по конечным результатам основан на расчете эффективности производства в целом и выделении фиксированной (статистически обоснованной) части.
Метод определения по непосредственным результатам деятельности основан на оценке непосредственного эффекта от управленческих решений при достижении целей, реализации функций, методов и др.
Кроме рассмотренных методов оценки экономической эффективности управленческих решений, заслуживает внимания и другой подход, ориентированный на использование объемных показателей и удельных, качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации, предварительно отметив исходные положения методического характера.
-
Результативность маркетинга проявляется через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятия понимается соизмерение затрат на его организацию и проведение и полученных результатов. -
Правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический эффект, т.к. в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей. Наряду с совокупным эффектом возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы. -
Хозяйственные организации ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, а с другой - на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет экономической и социальной эффективности (на качественном уровне). -
Точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых удельных показателей - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов.
Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде и, прежде всего, количественно выражается в приросте объема товарооборота и в уменьшении объема товарных запасов. Конечный экономических результат проявляется в увеличении доходов организации (или предприятия) и уменьшении расходов.
Необходимо отметить, что для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления, основными задачами которого являются: разработка программы реализации, руководство реализацией, контроль исполнения, оценка результатов.
Разработка и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, очень трудная задача даже для опытных руководителей.
Не всегда эффект от реализации управленческого решения соответствует ожидаемому, но, несмотря на это, должно быть постоянное стремление к максимизации этого эффекта.
2. Практическая часть
2.1. Этапы процесса принятия управленческого решения.
В качестве практического примера можно привести одну из проблем и ее решение, сложившееся на предприятии ООО «ПАН».
Перед директором предприятия стоит проблема в принятии на работу одной штатной единицы – специалиста по охране труда.
Проблемная ситуация заключается в необходимости принятия специалиста по охране труда с определенным опытом работы – специалист по охране труда должен иметь специальное образование, опят работы на промышленных предприятиях не менее 5 лет, в целях сокращения травматизма сотрудников предприятия на промышленных объектах, максимального устранения нарушений в области охраны труда сотрудниками предприятия и минимизации штрафных санкций со стороны генерального подрядчика – заказчика работ.
В данном случае цель принятия решения – обеспечение правильного достижения выполнения поставленной задачи директором.
В качестве ограничений рассматривали – сроки рассмотрения и принятия решения (должны рассматриваться не более 1 недели), подбор кадров с должными квалификационными требованиями (должен не превышать 1 месяца), другие особенности организации и технологии производства должны решаться до принятия на работу специалиста (в пределах 10 дней).
На предприятии штат различных специалистов сводится к штатному расписанию: директор, заместитель директора, старший мастер участка, мастер участка, бригадир и соответствующие рабочие. Проанализировав ситуацию, старший мастер участка предложил директору рассмотреть решение о назначении дополнительной единицы – специалиста по охране труда.
При формировании решения директор руководствовался:
Проанализировал проблемную ситуацию и выявил, что объективность существующей проблемы – подтверждается факторами:
-
Отсутствие в должностных инструкциях сотрудников всех звеньев должностных обязанностей по формирование системы охраны труда; -
Невозможность ведения системы охраны труда ни одним из имеющихся сотрудников в связи с отсутствием специального образования, опыта работы в этой области; -
Наличие за последний финансовый год множества штрафных санкций от генерального заказчика работ.
Аналогичная проблема не решалась руководством и причина возникновения этой проблемы остро встала в связи с участившимися случаями тяжелых травм, большого суммы выплаченных штрафных санкций, предстоящими проверками надзорных органов.