Файл: Контрольная работа по дисциплине Методы принятия управленческих решений Вариант 5 Институт непрерывного Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Число показателей, описывающих состояние организации, может быть бесконечно большим. Поэтому большое значение приобретает информативность антикризисного управления. Она заключается в выборе показателей состояния организации. Критерием такого выбора является опасность кризиса.

  2. Лицо, принимающее решение, должно помнить характеристики всех возможных состояний организации. Но человек способен одновременно удерживать в памяти лишь от семи до девяти показателей. В случае, когда число возможных состояний более семи, эффективность принятия решения снижается. Это обстоятельство играет важную роль при принятии оперативных решений.

  3. Главное в технологии антикризисного управления – это процедура, позволяющая отнести реальное состояние организации к определенному классу возможных состояний.

Нередко в практике управления возникает ситуация автоматического принятия решения по сложившейся в результате накопленного опыта схеме. В антикризисном управлении такой подход может иметь отрицательные результаты. Ситуации, с которыми сталкиваются менеджер и персонал управления, нетипичны, достаточно сложны и требуют глубокого анализа, при этом часто принимать решения приходится в условиях ограниченного времени.

Антикризисное управление требует особенных технологических подходов:

1. Необходимо четкое и рациональное разделение управленческих решений на индивидуальные и коллегиальные.

2. Информационное обеспечение управления должно отвечать потребностям антикризисного управления – дифференциации информации по критическим ситуациям развития организации. Здесь важную роль играют приоритеты в поступлении информации и ее использовании при анализе ситуаций.

3. Технологии антикризисного управления требуют обостренного отношения к ресурсам времени. Необходима оптимизация использования времени в области решения разнообразных проблем функционирования и развития организации.

Потребность в ускорении процессов разработки управленческих решений должна и методологически, и организационно согласовываться с повышением их качества.

4. Технология антикризисного управления включает в себя разработку и принятие целой совокупности управленческих решений, которые в технологическом отношении должны быть связаны между собой определенным образом. Это должна быть связь временная, содержательная, пространственная (структура организации), функциональная. Здесь весьма положительную роль может сыграть методика сетевого планирования.


5. В технологии антикризисного управления существенную роль играют и социально-психологические факторы. Они проявляются в процессах генерации идей, оценки проблемы, выбора вариантов решения, понимания роли решения в развитии организации. Одну и ту же ситуацию различные люди и специалисты могут оценивать и понимать по-разному. Это не может не влиять на организацию разработки управленческого решения, и это касается разработки как индивидуальных, так и коллегиальных решений.

6. Исходными моментами построения технологии антикризисного управления могут быть определение цели, ситуации или, наоборот, прогнозируемого результата. Технологию необходимо проектировать с учетом многих факторов – особенностей организации, состояния внешней среды (конкуренция и пр.), наличия ресурсов, в том числе временных, опасности кризисных ситуаций и др.

В процессе развития организации часто наблюдаются турбулентные изменения. Это особый вид изменений, которые отличаются своей неустойчивостью, иногда внезапным возникновением, многоаспектностью проявления, влиянием на тенденции и темпы развития организации.

Турбулентность может возникнуть в связи с действием следующих факторов:

  • значительными изменениями в рыночной среде;

  • темпами (скоростью) изменений;

  • интенсивностью и характером конкуренции;

  • изменением приоритетов потребителя;

  • технологическими возможностями;

  • экономической политикой государства и региональных властей;

  • тактическими просчетами управления.

В процессе осуществления антикризисного управления очень важно владеть технологиями управления турбулентными изменениями. Это технологии реактивного антикризисного управления, способного эффективно и своевременно реагировать на возникающие изменения.

Необходимо учитывать турбулентность не только в изменениях внешней среды организации, но и во внутренних процессах ее функционирования – изменения в системе ответственности и дисциплины, компетенциях и методологии деятельности, структуре персонала, информационном обеспечении, стиле и лидерстве.

Вообще реактивное антикризисное управление, если оно является преобладающим в технологии управления, нельзя назвать положительным явлением. Наиболее приемлемым является опережающее управление, построенное на предвидении кризисных явлений, понимании общих тенденций происходящих в организации изменений. Однако в условиях турбулентности изменений реактивное антикризисное управление может быть наиболее эффективным.


1.3. Основные принципы экономических оценок при выборе решений
Принятие управленческих решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия, ведь именно в разработке решений, их принятии, реализации и контроле заключается деятельность всего аппарата управления.

Оценка эффективности управленческих решений играет важную роль в деятельности всей организации в целом. Она необходима для дальнейшей работы организации, поскольку, если принятое решение окажется неэффективным, то и работа всех подразделений будет также неэффективна. На этапе принятия управленческого решения необходимо проделать большую работу по разработке наилучшего варианта решения, чтобы в дальнейшем избежать неэффективной, плохой и некачественной работы.

Особенностью управленческого решения как продукта управленческой деятельности является его нематериальная сущность.

Реализованное в виде информации, управленческое решение формирует условия для создания продукции (товара, услугу информации или знания). Кроме того, до конкретной реализации управленческого решения проходит еще много операций управления и производства, каждая из которых может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на конечный результат. Поэтому прямую стоимость прибавочного продукта (прибыль от реализации управленческого решения) рассчитать затруднительно.

Положительный экономических эффект от управленческих решений – это экономия, отрицательный – убыток. Известны некоторые оценки экономической эффективности управленского решения, среди которых часто используются методы:

  • косвенный метод сопоставления различных вариантов;

  • по конечным результатам;

  • по непосредственным результатам деятельности;

Косвенный метод предполагает анализ рыночной стоимости управленческого решения и затрат на него путем анализа вариантов управленческих решений для одного и того же типа объекта, разработанных и реализованных примерно в одинаковых условиях.

Данный метод позволяет вместо рыночной стоимости управленческих решений использовать рыночную стоимость произведенной продукции.

Метод определения по конечным результатам основан на расчете эффективности производства в целом и выделении фиксированной (статистически обоснованной) части.

Метод определения по непосредственным результатам деятельности основан на оценке непосредственного эффекта от управленческих решений при достижении целей, реализации функций, методов и др.


Кроме рассмотренных методов оценки экономической эффективности управленческих решений, заслуживает внимания и другой подход, ориентированный на использование объемных показателей и удельных, качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации, предварительно отметив исходные положения методического характера.

  1. Результативность маркетинга проявляется через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятия понимается соизмерение затрат на его организацию и проведение и полученных результатов.

  2. Правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический эффект, т.к. в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей. Наряду с совокупным эффектом возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы.

  3. Хозяйственные организации ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, а с другой - на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет экономической и социальной эффективности (на качественном уровне).

  4. Точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых удельных показателей - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов.

Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде и, прежде всего, количественно выражается в приросте объема товарооборота и в уменьшении объема товарных запасов. Конечный экономических результат проявляется в увеличении доходов организации (или предприятия) и уменьшении расходов.

Необходимо отметить, что для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления, основными задачами которого являются: разработка программы реализации, руководство реализацией, контроль исполнения, оценка результатов.

Разработка и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, очень трудная задача даже для опытных руководителей.

Не всегда эффект от реализации управленческого решения соответствует ожидаемому, но, несмотря на это, должно быть постоянное стремление к максимизации этого эффекта.



2. Практическая часть

2.1. Этапы процесса принятия управленческого решения.
В качестве практического примера можно привести одну из проблем и ее решение, сложившееся на предприятии ООО «ПАН».

Перед директором предприятия стоит проблема в принятии на работу одной штатной единицы – специалиста по охране труда.

Проблемная ситуация заключается в необходимости принятия специалиста по охране труда с определенным опытом работы – специалист по охране труда должен иметь специальное образование, опят работы на промышленных предприятиях не менее 5 лет, в целях сокращения травматизма сотрудников предприятия на промышленных объектах, максимального устранения нарушений в области охраны труда сотрудниками предприятия и минимизации штрафных санкций со стороны генерального подрядчика – заказчика работ.

В данном случае цель принятия решения – обеспечение правильного достижения выполнения поставленной задачи директором.

В качестве ограничений рассматривали – сроки рассмотрения и принятия решения (должны рассматриваться не более 1 недели), подбор кадров с должными квалификационными требованиями (должен не превышать 1 месяца), другие особенности организации и технологии производства должны решаться до принятия на работу специалиста (в пределах 10 дней).

На предприятии штат различных специалистов сводится к штатному расписанию: директор, заместитель директора, старший мастер участка, мастер участка, бригадир и соответствующие рабочие. Проанализировав ситуацию, старший мастер участка предложил директору рассмотреть решение о назначении дополнительной единицы – специалиста по охране труда.

При формировании решения директор руководствовался:

Проанализировал проблемную ситуацию и выявил, что объективность существующей проблемы – подтверждается факторами:

  • Отсутствие в должностных инструкциях сотрудников всех звеньев должностных обязанностей по формирование системы охраны труда;

  • Невозможность ведения системы охраны труда ни одним из имеющихся сотрудников в связи с отсутствием специального образования, опыта работы в этой области;

  • Наличие за последний финансовый год множества штрафных санкций от генерального заказчика работ.

Аналогичная проблема не решалась руководством и причина возникновения этой проблемы остро встала в связи с участившимися случаями тяжелых травм, большого суммы выплаченных штрафных санкций, предстоящими проверками надзорных органов.