Файл: Контрольная работа 1 вариант 1 по Психологии наименование дисциплины по учебному плану Студент 2 курса, шифр зачётной книжки 20зэбс071.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 вариант 1

по Психологии

наименование дисциплины по учебному плану

Студент 2 курса, шифр зачётной книжки 20-ЗЭБс-071

Специальность (направление) 38.03.01 группа 20-ЗЭБс-ЭК2

Фамилия, имя, отчество Чернявская Анна Дмитриевна

Дата поступления работы________________

Оценка________________________________

Рецензент______________________________

«_______»__________________20____г. Подпись_______________________

Тема № 1 «Внимание»

Содержание

Введение……………….....….............................................................……………3

1.Теоретическая часть............................................................................................5

1.1. Общая характеристика внимания, его психологические основы .....5

1.2. Основные свойства внимания..............................................................6

1.3. Взаимосвязь внимания с другими психическими процессами и деятельностью личности…………………………………………………………8

1.4.Особенности и способы организации различных видов внимания в учебной и профессиональной деятельности……………………………………9

1.5. Внимательность и наблюдательность как профессиональные свойства личности………………………………………………….…………. 11

Заключение………………………………….......................................................12

Список литературы…....................................................................................…..12

2. Практическая часть…………..........................................................................14

2.1. Характеристика группы испытуемых………………………….................14

2.2. Листы ответов испытуемых ……............................................................15-19

Введение

Внимание — это способность сознания избирательно воспринимать информацию о том или ином объекте.

О внимании говорится как о способности человека воспринимать и фиксировать информацию о множестве объектов, важность которых неочевидна, не задана заранее.

Первая функция внимания — фиксирование и отбор разнородной информации в потоке — реализуется нашим мозгом непроизвольно, как бы «в автоматическом режиме».

Где бы мы ни находились, чем бы ни занимались, мозг постоянно получает огромный массив информации об окружающем пространстве, обо всем, что попадает в сферу восприятия наших органов чувств. Но абсолютное большинство этой информации не привлекает нашего внимания, не запоминается. Это и понятно: если бы мы начали запоминать все, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, ощущаем в каждый момент времени, наш мозг не выдержал бы такой нагрузки. Тем более, что в обыденной жизни почти вся информация, поступающая к нам, носит регулярный, привычный характер: один и тот же режим, та же дорога на работу и домой, те же люди вокруг и т.д.


Однако стоит нам почувствовать, что что-то меняется — и какая-то часть нашего внимания переключается на это изменение: движение, изображение, звук, запах, жар или холод, новый вкус во рту… Дело в том, что мозг воспринимает любое изменение как потенциальную опасность — это роднит нас с животными, чье выживание зависит от быстроты и четкости реакции.

С этого момента наше внимание становится произвольным, поскольку мы осознанно удерживаем определенный объект «в фокусе», позволяя нашему мозгу получать и анализировать необходимое количество информации о нем. Если объект не важен для нас (не представляет опасности или интереса) — он переходит в разряд «фона». Если же он опасен или интересен — мы изучаем его более пристально и детально, чтобы на основании полученной информации принять решение о том, что и как нужно делать: бежать или защищаться от опасности — либо каким-то образом использовать новый объект в собственных интересах.

Так мы подошли к выводу о том, что от нашего внимания зависит наша безопасность или успех (в работе, например, или в отношениях с людьми).

4

1. Теоретическая часть.

1.1. Общая характеристика внимания, его психологические основы

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе выражение в отношении субъекта (например, человека) к объекту.

Психологические основы внимания:

- имеют место движения приспособительного характера – специфическая поза всматривания, вслушивания, если внимание направлено на внешние объекты. Если же оно направлено на собственные мысли и чувства, то у человека наблюдается так называемый «отсутствующий взгляд» – глаза «устанавливаются на бесконечность», благодаря чему окружающие предметы воспринимаются неясно и не отвлекают внимания;



- все лишние движения задерживаются – для напряженного внимания характерна полная неподвижность;

- при напряженном внимании дыхание становится более поверхностным и редким; вдох делается короче, а выдох удлиняется;

- когда человека что-то удивляет, это четко выражается в мимике внимания: здесь оно обнаруживается, как писал Ч. Дарвин, «...легким приподнятием бровей. Когда внимание переходит в чувство неожиданности, то поднятие бровей становится энергичнее, глаза и рот сильно раскрываются... Степень раскрытия этих двух органов соответствует интенсивности чувства неожиданности»;

- на основе двух критериев – соотношения внешней (поведенческой) и внутренней картин внимания – профессор И.В. Страхов выделил четыре состояния внимательности: действительная и кажущаяся внимательность и невнимательность. При действительной внимательности (невнимательности) отмечается полное совпадение внешней и внутренней картин внимания, при кажущейся – их несоответствие, расхождение.
1.2. Основные свойства внимания
Избирательность внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Через наушники испытуемому подавались в оба уха одновременно две магнитные записи. Когда, испытуемого просили внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова. Но из другой записи он не улавливал почти ничего. Складывается впечатление, что в мозгу существует как бы “фильтр”, который ограничивает способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. Однако было установлено, что этот фильтр не всегда действует безотказно. Так, при слуховом восприятии достаточно, чтобы в другое ухо испытуемого было произнесено особо важное для него слово, например, его имя, чтобы он автоматически поменял канал восприятия. Это ограничение возможностей внимания проявляется и тогда, когда одновременно действуют слуховая и зрительная системы. Например, во время лекции студент может читать интересную книгу. Однако даже если его внимание будет перескакивать с одного канала на другой, вряд ли он сможет хорошо понять хотя бы то, что передается по одному из них, а тем более по обоим.

Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности


внимания.

Объем. Внимание может быть охарактеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

По подсчетам В.Вундта, человеческое сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на гораздо меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера.

Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5+2.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например, одновременно вспоминать вслух стихотворение и письменно производить вычисления. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Вероятно, что в данном случае несколько дел совершаются не совсем одновременно: скорее всего, здесь имеет место очень быстрое чередование внимания от одного к другому. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности: в тех случаях, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует присутствия внимания (пример с глажкой белья и телевизором, вышиванием и беседой). Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Переключаемость – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Известную роль в быстроте переключаемости играют также индивидуальные особенности индивида, в частности, его темперамент. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

1.3. Взаимосвязь внимания с другими психическими процессами и деятельностью личности
Психологические процессы присущи каждому человеку. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности.

Психологические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии, какого - либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность - это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно.

Неспецифические, т. е. универсальные, психические процессы - память, внимание и воображение. Эти процессы называют также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство «своего Я» во времени:

а)память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

б) внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;

в) воображение прогнозирует будущий опыт.
1.4. Особенности и способы организации различных видов внимания в учебной и профессиональной деятельности
Особенности внимания во многом определяются природными задатками, но путем тренировки оно может быть развито и улучшено.

Первое условие хорошего внимания - это наличие широких и устойчивых интересов.

Второе, что нужно для развития внимания - это выработать в себе умение заставлять себя произвольно сосредоточивать внимание в любой момент и на любом предмете.

Третье средство воспитания внимания - приучить себя работать в неблагоприятных условиях.

Четвертое условие - никогда не работать невнимательно.

Наконец, последнее, пятое условие - возможно лучше знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны. Для исправления недостатков внимания нужна большая работа над собой. Но нельзя приступать к этой работе, не поняв сначала, в чем эти недостатки заключаются.

Формирование внимательности начинается с первых шагов малыша, продолжается в школе, других учебных заведениях и на работе. Оно заключается в управлении вниманием каждого индивидуума в процессе его учебной и трудовой деятельности. В зависимости от цели и методов обучения применяются различные способы этого управления.