Файл: Контрольная работа 1 вариант 1 по Психологии наименование дисциплины по учебному плану Студент 2 курса, шифр зачётной книжки 20зэбс071.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если человек должен усвоить какие-то знания, то очень важно вызвать у него непроизвольное внимание. Для этого надо заинтересовать его содержанием занятий, тогда его внимание без каких-либо усилий будет следовать за каждым словом, за каждым жестом, даже выражением лица обучающего.

Интерес человека бывает неустойчивым, да и внимание может колебаться независимо от интереса, поэтому обучающий должен направлять его внимание на главное "обратите внимание на…", "смотрите сюда", "внимательно присмотритесь к…". Собственно так и осуществляется управление вниманием человека.

Кроме непосредственного управления вниманием человека в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, также необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого необходимо:

а) чтобы человек мог работать в любых условиях, не обращая внимания на отвлекающие моменты, необходимо упражнять у него произвольное внимание;

б) формировать послепроизвольное внимание (умение сосредоточить сознание на объекте, значимом и ценном). Для этого надо увлекать его интересной, трудной работой;

в) добиваться осознанности и ответственности за выполняемую работу;

г) чтобы внимание было связано с требованиями дисциплины;

д) развивать устойчивость внимания, формировать волевые качества человека;

е) формировать объем и распределение внимания, чтобы научить одновременно, выполнять несколько профессиональных действий;

ж) обучить человека переключать внимание. Он должен выполнять

упражнения по переключению внимания с объекта на объект, а также упражнения по выделению наиболее важных объектов из множества второстепенных, при этом, не забывая тренировать скорость переключения внимания.

Лучший способ формирования у человека внимательности - это не позволять ему делать работу небрежно.


1.5. Внимательность и наблюдательность как профессиональные свойства личности

Наблюдательность – процесс в котором человек примечает малозаметное, в он видит и слышит не только главное и основное, но и умеет замечать много всяких мелочей. Наблюдательный человек умеет замечать вокруг себя многое из того, что другие не замечают и вообще пропускают. Но приметить незаметные мелочи мало, нужно еще быть внимательным к мелочам, то есть обдумать увиденное.


Внимательность – умение заинтересоваться, заду­маться над увиденным и услышанным, сосредо­точиться умом на интересном и нужном.

Наблюдательность и внимательность – важнейшие качества для глубокого постижения окружающего мира.

Замечать малые подробности, уметь сосредоточи­ваться на них умом и органами чувств – значит, лучше понимать целое. Наблюдательность – утон­ченность и чуткость восприятий, развивающие со­знание Внимательность – цепкость и хваткость лю­бознательного ума Внимательность и наблюда­тельность – ключи к проникновению во внутренний смысл вещей и явлений, благодаря им жизнь «читается между строк». Умение многое видеть, подмечать, и задумываться над увиденным очень полезно Чем больше человек замечает и интересу­ется увиденными мелочами, тем больше он

знает.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, ҹто внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. Внимание, в основном, выполняет регулирующую, контролирующую и селективную функции, имеет индивидуальные характеристики и отличается силой, широтой, динамикой.

Существует классификация видов внимания, основанная на житейских и профессиональных наблюдениях. Например, А.Ф.Кони выделяет сосредоточенное и рассеянное внимание. Рассеянное внимание выражается в трудности сосредоточения на одном предмете и рассеивании на побочные обстоятельства.

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Таким образом, внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятељности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. Внимание имеет огромное значение в психической деятељности.
Список используемой литературы:

1)Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

2) Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.

3) Дубровина И.В. Психология . -5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

4) Лавге Н.Н. Психологические исследования. - Одесса, 1893.

5) Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1975.

6) Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб., 2003.- 592 с.



7) Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология: В. 3 т. Изд. 2-е. Введение. - М.; "УМК "Психология"; Генезис, 2001.

8) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999

2.Практическая часть

2.1. Характеристика группы испытуемых

Цель: проверить объем, устойчивость внимания, его способность к переключению с помощью теста «отыскание чисел с переключением»

Объект исследования: работа проводилась с испытуемыми в количестве 5 человек.

Коллеги по работе - 4 человека, и я;

возраст: 21 - 31 год;

2 чел. – женщины, 3 чел. – мужчины.
Задание:

Тест «отыскание чисел с переключением»

На таблице арабские и римские цифры от 1 до 24 расположены в случайном порядке. Рядом с каждой цифрой стоит буква. Ваша задача: поочередно отыскивать в таблице римские и арабские цифры и выписывать в протоколе эксперимента буквы, стоящие рядом с ними. Сначала отыщите римскую цифру «І» и арабскую «24» и запишите буквы («д» и «Ч»). Затем – «ІІ» и «23» (соответственно выпишите нужные буквы), затем, «ІІІ» и «22», «ІV» и «21», «V» и «20» и т.д. Буквы записывайте парами. На это отводится 6 минут.

Корректурная таблица

14

К

V

О

XXII

Р

XII

Х

6

Ж

XV

Т

18

О

11

А

VIII

Ю

XVIII

Ф

8

В

21

З

XX

М

II

В



П

3

Е

XIII

Н

2

Х

23

С

III

П

17

Т

XXIV

М

15

Д

24

Ч

I

Д

16

П

XXI

А

10

Х

ХХIII

К

20

И

ХVI

Ы

13

Ш

5

М

Х

Л

19

Я

ХIХ

П

7

Х

XVII

Н

4

Г

XIV

Я

VII

С

9

Б

IV

Ч

1

О

ХI

Ж

12

Т

VI

Н

22

Л



Лист ответов 1

Испытуемый № 1

Возраст: 24 года

Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)


Кол-во найденных пар: 18 - хорошо

Кол-во ошибок: 4 - отлично
Лист ответов 2

Испытуемый № 2

Возраст: 21 год

Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)

Кол-во найденных пар: 15 - удовлетворительно

Кол-во ошибок: 1 – отлично

Лист ответов 3

Испытуемый № 3

Возраст: 31 год

Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)



Кол-во найденных пар: 13 – неудовлетворительно

Кол-во ошибок: 0 – отлично

Лист ответов 4

Испытуемый № 4

Возраст: 23 года

Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)



Кол-во найденных пар: 15 - удовлетворительно

Кол-во ошибок: 4 – отлично
Лист ответов 5

Испытуемый № 5

Возраст: 23 года

Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)



Кол-во найденных пар: 11 - неудовлетворительно

Кол-во ошибок: 0 - отлично