Файл: Контрольная работа 1 вариант 1 по Психологии наименование дисциплины по учебному плану Студент 2 курса, шифр зачётной книжки 20зэбс071.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если человек должен усвоить какие-то знания, то очень важно вызвать у него непроизвольное внимание. Для этого надо заинтересовать его содержанием занятий, тогда его внимание без каких-либо усилий будет следовать за каждым словом, за каждым жестом, даже выражением лица обучающего.
Интерес человека бывает неустойчивым, да и внимание может колебаться независимо от интереса, поэтому обучающий должен направлять его внимание на главное "обратите внимание на…", "смотрите сюда", "внимательно присмотритесь к…". Собственно так и осуществляется управление вниманием человека.
Кроме непосредственного управления вниманием человека в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, также необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого необходимо:
а) чтобы человек мог работать в любых условиях, не обращая внимания на отвлекающие моменты, необходимо упражнять у него произвольное внимание;
б) формировать послепроизвольное внимание (умение сосредоточить сознание на объекте, значимом и ценном). Для этого надо увлекать его интересной, трудной работой;
в) добиваться осознанности и ответственности за выполняемую работу;
г) чтобы внимание было связано с требованиями дисциплины;
д) развивать устойчивость внимания, формировать волевые качества человека;
е) формировать объем и распределение внимания, чтобы научить одновременно, выполнять несколько профессиональных действий;
ж) обучить человека переключать внимание. Он должен выполнять
упражнения по переключению внимания с объекта на объект, а также упражнения по выделению наиболее важных объектов из множества второстепенных, при этом, не забывая тренировать скорость переключения внимания.
Лучший способ формирования у человека внимательности - это не позволять ему делать работу небрежно.
1.5. Внимательность и наблюдательность как профессиональные свойства личности
Наблюдательность – процесс в котором человек примечает малозаметное, в он видит и слышит не только главное и основное, но и умеет замечать много всяких мелочей. Наблюдательный человек умеет замечать вокруг себя многое из того, что другие не замечают и вообще пропускают. Но приметить незаметные мелочи мало, нужно еще быть внимательным к мелочам, то есть обдумать увиденное.
Внимательность – умение заинтересоваться, задуматься над увиденным и услышанным, сосредоточиться умом на интересном и нужном.
Наблюдательность и внимательность – важнейшие качества для глубокого постижения окружающего мира.
Замечать малые подробности, уметь сосредоточиваться на них умом и органами чувств – значит, лучше понимать целое. Наблюдательность – утонченность и чуткость восприятий, развивающие сознание Внимательность – цепкость и хваткость любознательного ума Внимательность и наблюдательность – ключи к проникновению во внутренний смысл вещей и явлений, благодаря им жизнь «читается между строк». Умение многое видеть, подмечать, и задумываться над увиденным очень полезно Чем больше человек замечает и интересуется увиденными мелочами, тем больше он
знает.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, ҹто внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. Внимание, в основном, выполняет регулирующую, контролирующую и селективную функции, имеет индивидуальные характеристики и отличается силой, широтой, динамикой.
Существует классификация видов внимания, основанная на житейских и профессиональных наблюдениях. Например, А.Ф.Кони выделяет сосредоточенное и рассеянное внимание. Рассеянное внимание выражается в трудности сосредоточения на одном предмете и рассеивании на побочные обстоятельства.
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Таким образом, внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятељности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. Внимание имеет огромное значение в психической деятељности.
Список используемой литературы:
1)Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
2) Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.
3) Дубровина И.В. Психология . -5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
4) Лавге Н.Н. Психологические исследования. - Одесса, 1893.
5) Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1975.
6) Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб., 2003.- 592 с.
7) Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология: В. 3 т. Изд. 2-е. Введение. - М.; "УМК "Психология"; Генезис, 2001.
8) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999
2.Практическая часть
2.1. Характеристика группы испытуемых
Цель: проверить объем, устойчивость внимания, его способность к переключению с помощью теста «отыскание чисел с переключением»
Объект исследования: работа проводилась с испытуемыми в количестве 5 человек.
Коллеги по работе - 4 человека, и я;
возраст: 21 - 31 год;
2 чел. – женщины, 3 чел. – мужчины.
Задание:
Тест «отыскание чисел с переключением»
На таблице арабские и римские цифры от 1 до 24 расположены в случайном порядке. Рядом с каждой цифрой стоит буква. Ваша задача: поочередно отыскивать в таблице римские и арабские цифры и выписывать в протоколе эксперимента буквы, стоящие рядом с ними. Сначала отыщите римскую цифру «І» и арабскую «24» и запишите буквы («д» и «Ч»). Затем – «ІІ» и «23» (соответственно выпишите нужные буквы), затем, «ІІІ» и «22», «ІV» и «21», «V» и «20» и т.д. Буквы записывайте парами. На это отводится 6 минут.
Корректурная таблица
14 К | V О | XXII Р | XII Х | 6 Ж | XV Т | 18 О | 11 А |
VIII Ю | XVIII Ф | 8 В | 21 З | XX М | II В | IХ П | 3 Е |
XIII Н | 2 Х | 23 С | III П | 17 Т | XXIV М | 15 Д | 24 Ч |
I Д | 16 П | XXI А | 10 Х | ХХIII К | 20 И | ХVI Ы | 13 Ш |
5 М | Х Л | 19 Я | ХIХ П | 7 Х | XVII Н | 4 Г | XIV Я |
VII С | 9 Б | IV Ч | 1 О | ХI Ж | 12 Т | VI Н | 22 Л |
Лист ответов 1
Испытуемый № 1
Возраст: 24 года
Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)
Кол-во найденных пар: 18 - хорошо
Кол-во ошибок: 4 - отлично
Лист ответов 2
Испытуемый № 2
Возраст: 21 год
Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)
Кол-во найденных пар: 15 - удовлетворительно
Кол-во ошибок: 1 – отлично
Лист ответов 3
Испытуемый № 3
Возраст: 31 год
Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)
Кол-во найденных пар: 13 – неудовлетворительно
Кол-во ошибок: 0 – отлично
Лист ответов 4
Испытуемый № 4
Возраст: 23 года
Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)
Кол-во найденных пар: 15 - удовлетворительно
Кол-во ошибок: 4 – отлично
Лист ответов 5
Испытуемый № 5
Возраст: 23 года
Таблица № 1 – Бланк ответов (Лист ответов)
Кол-во найденных пар: 11 - неудовлетворительно
Кол-во ошибок: 0 - отлично