Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1693

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1, что отчасти дает основание квалифицировать эту дисциплину как «аз Атепсап аз ап арр1е р1е»2. Вместе с тем в последнее время теория международных отношений достаточно интенсивно развивается и в Европе, в частности в Англии, где эта дисциплина имеет прочные традиции, во Франции и других странах.

В нашей стране судьба теории международных отношений, как и социальных наук в целом, была достаточно сложной. С одной стороны, учитывая потребность государства опираться на научные подходы при планировании международно-политических акций и принятии соот­ветствующих решений, власть была вынуждена создать и терпеть су-
1 Это не означает, что все авторы публикуемых в США работ — американские граж дане. Здесь ситуация полностью соответствует тому положению, которое существует в политической науке в целом (см. об этом: Хрушалев М.А. Теория политики и полити ческий анализ: Учебное пособие. М., МГИМО, 1991. С. 3—4).

2 См.: Когат В. Апагузе йез геЫюш 1п1егпаИопа1е8. АрргосЬез, сопсер1з е! сктеез. Моштеа!, 1987. Р. X.

шествование в рамках Академии наук специализированных исследо­вательских центров — таких, как, например, Институт мировой эконо­мики и международных отношений или Институт экономики мировой системы социализма. С другой стороны, бдительный контроль за «идеологической чистотой» научного поиска и стремление «оградить» граждан от «опасности проникновения буржуазного влияния» зачастую фактически сводили этот поиск на нет. Основным жанром, в рамках которого результаты научных Исследований находили свой выход, были «аналитические записки в инстанции», а также закрытые публикации системы закрытых институтов, существовавших при ЦК КПСС, КГБ и т.п. Что касается теории международных отношений как учебной дисциплины, то ей, конечно, не было места в рамках марксистско-ленинских общественных наук (исключение составляли полузакрытые «ведомственные» вузы типа МГИМО).

Положение начинает меняться только с 1990-х гг. Коренные со­циально-политические изменения в стране породили настоятельный «социальный заказ» на разработку научной базы в решении таких задач, как эффективная политическая социализация общества, повышение уровня политической культуры и политического участия граждан. Появляются как переводные, так и отечественные труды по проблемам политической науки, переориентируются многие из ранее существовавших периодических изданий по общественным наукам, возникают новые научные и публицистические журналы политоло­гического профиля. Введение политологии в программы высших учебных заведений стимулировало подготовку соответствующих учебников и учебных пособий. И пусть не во всем это проходило гладко, в целом можно сказать, что за короткий промежуток времени появляются признаки зарождения вполне состоятельной дифференцирующейся отечественной политологической школы, интегрирующейся в международное научное сообщество, отражающей как достижения мировой научной мысли, так и российские политические проблемы и задачи.


В то же время сказанное относится в большей мере к такому разделу политологии, который изучает «внутриполитические» реалии. Что же касается международных отношений, то здесь сложилось несколько иное положение. В настоящее время в стране существует множество центров международно-политических исследований. Однако их разобщенные усилия в большинстве своем направлены на выполнение сиюминутных заказов и прогнозов конъюнктурного характера и чаще всего далеки от разработки фундаментальных проблем международных отношений. Синтеза результатов подобных исследований, их теоретического обобщения не происходит еще и по­тому, что в большинстве отечественных вузов, в отличие от универ­ситетов «дальнего зарубежья», международные отношения не стали самостоятельным предметом изучения, что, безусловно, сужает рынок соответствующей научной и, особенно, учебной литературы, на котором фактически нет учебников и учебных пособий по теории международных отношений. Одновременно, несмотря на требования государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования по политологии, включающего в качестве самостоятельного раздел «Мировая политика и международные от­ношения», в существующей учебной литературе по политологии во­просы теории международных отношений либо «блистательно отсут­ствуют», либо наличествуют чисто формально, в виде необязательного «довеска», зачастую во многом диссонирующего или же слабо коррелирующего с основным содержанием учебников. Существующие же попытки «вписать» теоретические проблемы международных отношений в общий контекст политической науки носят изолированный характер и решают совершенно иные задачи.

С тех пор, как было опубликовано предыдущее издание данного учебного пособия, как в практике международных отношений, так и в ее теоретическом осмыслении произошли довольно значительные из­менения.

Практика международной жизни продолжает разрушать остатки иллюзий и надежд, связанных с окончанием холодной войны и распадом биполярной конфигурации мира. Формирование саморегулирующейся многополюсной системы, основанной на примате правовых норм, укреплении существующих международных институтов, отказе от конфронтации и силовых методов в решении возникающих проблем, по-прежнему остается далекой мечтой. Налицо не только дефицит необходимой для этого политической воли главных действующих лиц международной сцены, не только отсутствие сколь-либо заметного желания поступиться своими сиюминутными интересами во имя пер­спективных интересов всего человечества, но и стремление наиболее сильных из них воспользоваться переходной ситуацией с целью под­чинить мировое развитие своим «жизненным интересам». Операция НАТО во главе с США в Югославии показала опасный характер по­добного стремления, поставив под угрозу смысл самого существования Организации Объединенных Наций, ее институтов, целей и принципов, так же как место и роль ОБСЕ в системе европейской безопасности. В теоретическом отношении мы стали свидетелями своего рода двойного парадокса: с одной стороны, со всей очевидностью проявилась «небезобидность» одной из наиболее популярных гипотез либеральной парадигмы, согласно которой демократические государства не воюют друг с другом: оказалось, что вместе с этим в стремлении рас­пространения своих идеалов они способны не останавливаться перед нарушением общепринятых норм международного права и применением силы против тех, кто не вписывается в данные идеалы. С другой стороны, действия стран Запада в Косово вновь разбудили «старых демонов» — многократно раскритикованные в теории международных отношений реалистские концепции «баланса сил» и «баланса угроз». В практическом же плане Косовская операция НАТО и принятая Альянсом в апреле 1999 г. новая доктрина стали поворотным моментом в развитии международных отношений, знаменуя отказ наиболее сильного из акторов от соблюдения общепризнанных правовых норм, от принципа нерушимости государственных границ и суверенитета во имя «гуманитарной интервенции», целью которой провозглашается защита прав человека и решение региональных кризисов.



Не менее значительную роль играет углубление и расширение со­вокупности сложных и противоречивых процессов, получивших название глобализации и выражающихся, в частности, в трансформации содержания понятия «национальный (государственный) суверенитет», в явлениях региональной интеграции и субнациональной политики, распространении универсальных ценностей и гуманизации об­щественных отношений, конфликтов интересов и идентичностей между государствами, этносами, частными группами, предприятиями, индивидами... Каковы существо этих процессов, их влияние на характер международных отношений, их роль в переходе к новому мировому порядку? Все эти вопросы представляют собой, по сути, новый вызов теории международных отношений (ТМО) и, соответственно, рост попыток адекватного ответа на них со стороны последней.

При этом представители критического направления в ТМО считают важной причиной присущих ей недостатков то, что она остается, по их мнению, одной из последних дисциплин, все еще всерьез воспри­нимающих западные каноны — «теорией мертвых белых мужчин»1. Последние годы стали для мировой международно-политической науки этапом новых дискуссий между различными направлениями и теоретическими подходами, в центре которых — стремление определить характер и основные тенденции развития современных международных отношений, вывести ТМО за пределы западноцентричных представлений. Появились работы о «новых международных отноше-
1 См., напр.: Рогат оп ТНе Тгапз/огтап'оп о/ТоНИса1 СоттипНу//КеУ1е\у оГ Шегпа-йопа! ЗгасНез. Уо1. 25, № 1. Тапиагу 1999. ' ниях»1, об изменении мирового политического сообщества в «пост­вестфальскую эру»2, о трансформации государства и новой роли суве­ренитета в международных отношениях, эпохи глобализации3. Допол­нительный стимул для бурного развития получили такие ее субдис­циплины, как политическая социология международных отношений и международная политическая экономия3.

В то же время все это не означает полного отказа от традиций. Более того, некоторые авторитетные авторы предлагают вернуться к классическим парадигмам теории международных отношений — поли­тическому реализму, либеральному идеализму и марксизму, — с тем чтобы переосмыслить их, дать им новую интерпретацию с учетом со­временных реалий и попытаться синтезировать наиболее крупные и получившие подтверждения в практике международной жизни дости­жения каждой из них .


Автор разделяет убеждение, согласно которому одним из наиболее ярких признаков профессионализма является использование все большим числом исследователей сходных методов и их опора на одни и те же фундаментальные теоретические работы7. В этой связи основная цель предлагаемого вниманию читателя учебного пособия состоит в том, чтобы отчасти восполнить тот пробел, который существует в данной области учебно-методической литературы по политической, науке. Представляя собой новое издание книги «Международные отношения», оно призвано способствовать решению тех же задач: обобщение и систематизация наиболее устоявшихся положений и выводов, имею­щихся в мировой теоретической и учебно-методической литературе о международных отношениях; ознакомление студентов как с основны-; ми понятиями ТМО, так и с наиболее известными теоретическими направлениями этой дисциплины и их представителями; помощь в формировании первичного представления о современном уровне раз­работки этой дисциплины в нашей стране и за рубежом; освещение ее наиболее заметных достижений и проблем. В итоге студент должен получить тот теоретический инструментарий, используя который он сможет самостоятельно разбираться в специальной литературе, посвя­щенной теоретическому анализу и интерпретации сложных переплетений взаимодействий государств и их союзов, межправительственных и неправительственных организаций, многообразных частных субъектов; научиться вырабатывать обоснованное представление о потенциале участников международных отношений, их целях, средствах, стратегиях и т.п. В свою очередь, это позволит ему лучше понять место России в современном мире, ориентироваться в ее национальных интересах, оценивать международно-политическую деятельность различных институциональных и неинституциональных социальных общностей.

Вместе с тем в работу внесен ряд существенных изменений и до­полнений. Они сделаны с учетом того обстоятельства, что с 1996 г. ситуация на рынке отечественной учебной литературы по международ­ным отношениям претерпела некоторые изменения в лучшую сторону: наряду с публикацией ряда статей в периодической печати (здесь следует отметить прежде всего серию статей Н. А. Косолапова в журнале «Мировая экономика и международные отношения» под общим назва­нием «Введение в теорию мировой политики и международных отно-шений»1), вышли в свет работы А.Д. Богатурова, Г.Н. Новикова, учебное пособие под редакцией А.В. Торкунова, посвященные теории меж­дународных отношений
2. Кроме того, появились учебные пособия и монографии, в которых рассматриваются отдельные аспекты и проблемы международных отношений (больше всего здесь повезло геополитике3 и отчасти проблематике международных конфликтов"). Изданы книги с участием российских и зарубежных авторов5, ряд переводных работ, в том числе справочные издания по международно-политической проблематике1, фрагменты иэ классических произведений на меж­дународно-политическую тематику . Наконец, в глобальной сети Ин­тернет все более широко распространяется информация, посвященная теоретическим вопросам международных отношений — в том числе и отечественных авторов, и как следствие возрастают возможности ее использования для учебных целей3.

Все это, безусловно, несколько меняет общее положение с литера­турой, посвященной теоретическим вопросам международных отноше­ний, расширяет возможности их систематического изучения. И все же следует признать, что ситуация по-прежнему далека от идеальной ив этом смысле она резко отличается от ситуации, сложившейся в других общественных науках — философии, социологии,' политологии, куль­турологии и даже в такой области знания, как геополитология. Между тем в отечественном обществоведении имеются достаточно внуши­тельный научный потенциал и традиции исследования международных отношений, а происходящие в российской научной среде некоторые новые процессы, при всей драматичности имеющейся ситуации, дают определенные (хотя и достаточно сдержанные) основания для оптимизма4. Думается, что, несмотря на значительные препятствия, на которые справедливо указывает профессор И.Г. Тюлинь, в ближайшие годы следует ожидать более существенного сдвига в разработке теоре­тико-методологической базы изучения международных отношений. Стимулом здесь является расширяющийся социальный заказ и возрас­тание спроса на литературу по международным отношениям в связи с увеличением количества учебных заведений и структур, в которых изучается ТМО. Сегодня, помимо специализированных факультетов, отделений и кафедр международных отношений Санкт-Петербургского, Казанского, Томского, Московского, Иркутского, Краснодарского университетов, ТМО преподается в рамках специализированных курсов в Ульяновском, Тульском и в ряде других государственных уни­верситетов страны. Данную дисциплину вводят в свои учебные планы и многие негосударственные вузы в системе высшего образования России. Кроме того, дисциплина «мировая политика и международные отношения» составляет часть общеобразовательного стандарта по по­литологии, что существенно расширяет спрос на соответствующую ли­тературу...