Файл: Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенкадошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенка-дошкольника»

по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования"


Выполнена студенткой: Крапивной Екатериной Николаевной

(Ф.И.О.)

Специальности: 44.02.01 Дошкольное образование

номер группы: 31 ДО-11/20А-3
Руководитель: Харланова Юлия Викторовна

(Ф.И.О.)

2022 г.


Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты развития игровой деятельности детей дошкольного возраста 6

1.1 Сущность и функции игры в дошкольном образовании 6

1.2 Характеристика игрушки. Ее роль в формировании личности ребенка 12

Глава 2. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка 18

2.1 Требования к игрушке 18

2.2 Размещение и хранение игрушек 19

2.3 Подбор игрушек для разных возрастных групп 22

2.4 Методика ознакомления детей с новой игрушкой 24

Заключение 26

Список источников и литературы 28



  • Введение

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
1

Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.

Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются как в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.

Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.

Игрушки – дело серьезное. Пожалуй, не менее серьезное, чем выбор лекарств, няни, детского сада или школы для любимого чада. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они, же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка.

Во всех этих пушистых зайцах, погремушках, пестрых пазлах, блочных кубиках скрыта мощная - созидательная или разрушительная – воспитательная сила.

Следует отметить, что современный рынок игрушек представляет собой абсолютную стихию. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а нужных и важных для детского развития игрушек очень мало. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Выбор игрушек становится чрезвычайно хаотичным.

Актуальность. Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна, особенно в 21 веке, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают порой санитарно-гигиеническим требованиям, а иногда и педагогическим. Проблемой нашего исследования является современная игрушка и ее роль в развитии детей.



Объектом исследования: процесс развития детей дошкольного возраста посредством игрушки.

Предмет исследования: современные игрушки как средство развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение влияния игрушки на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • Определить сущность и функции игры в дошкольном образовании;

  • Дать характеристику игрушке, выявить ее роль в формировании личности ребенка;

  • Определить требования к игрушке;

  • Проанализировать правила размещения и хранения игрушек;

  • Определить подбор игрушек для разных возрастных групп;

  • Рассмотреть методика ознакомления детей с новой игрушкой.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анализ.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.

  • Глава I. Теоретические аспекты развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

  • 1.1 Сущность и функции игры в дошкольном образовании

В психолого-педагогической науке и практике давно и прочно закрепился особый статус игры на этапе дошкольного детства. При этом игра рассматривается, прежде всего, как вид человеческой деятельности. Причем она является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, что предполагает наличие в игре предпосылок для важнейших изменений в психике ребенка, для протекания таких психических процессов, которые готовят ребенка к переходу на новую, высшую ступень его развития2.

Игра — это «особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни»3. Отмечается специфичность игровой деятельности, ее значение для человека — как в детстве, так и во взрослой жизни. Причем когда мы становимся старше, игра остается не только свидетельством счастливого детства в нашей памяти. Человек живет, постоянно исполняя социальные роли, играя по установленным в социуме правилам, независимо от возраста получая удовольствие от творческих, развивающих и подвижных игр. Однако неоспоримым фактом остается всеобщее признание игры как главного, любимого, желанного вида деятельности ребенка-дошкольника.


Впервые в отечественной науке идею создания теории детской игры озвучил в начале прошлого века Л. С. Выготский. Впоследствии изучением различных аспектов детской игры как ведущего вида деятельности занимался он сам, а также известные советские исследователи (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.). На сегодняшний день такое понимание сущности игры является догмой. Отметим, однако, что зачастую психологи считают ведущим видом деятельности в дошкольном детстве именно сюжетно-ролевую игру, умаляя в этом смысле значение других видов игр.

При определении природы детской игры как деятельности исторически сложились два основных подхода. Первый подход — биологический — предполагает взгляд на происхождение и развитие детской игры по аналогии с игрой детенышей животных. В животном мире не вся энергия детенышей направлена на реализацию деятельности, имеющей целью выживание. В их жизни есть место и такой, в первую очередь, двигательной, деятельности, которая доставляет им удовольствие, одновременно способствуя приобретению определенных навыков, развитию значимых качеств, то есть самосовершенствованию.

Наиболее яркими представителями этого подхода являются Ф. Шиллер и Г. Спенсер («Теория избытка сил»), К. Гроос («Теория упражнения»), К. Бюллер, Г. Холл и В. Джеймс («Теория суммации»), Д. Шлосберг, З. Фрейд, Ж. Пиаже, С. Миллер4 и др. Отечественная педагогическая наука больше придерживается социального подхода к определению природы детской игры.

Впервые понимание игры как отражения социальной действительности ввел К. Д. Ушинский, он же доказал влияние содержания игры на формирование личности ребенка. Г. В. Плехановым, в свою очередь, была проведена большая исследовательская работа и доказана взаимосвязь игры с трудом, который, по мнению автора, возник в человеческом обществе раньше игры и во многом определяет ее содержание.

В настоящее время Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева и Н. А. Виноградова подчеркивают культуро-формирующее значение игровой деятельности, проявляющееся в соотнесении и согласовании ценностей и характеристик детской субкультуры с ключевыми положениями и проявлениями общечеловеческой культуры5.

Таким образом, игру можно определить как неотъемлемую естественную потребность человеческой природы и в то же время как уникальное явление социальной жизни6 [14, с. 34]. В таком варианте формулировки объединяются различные подходы к определению природы игры.


Современные исследователи, рассматривая игру как деятельность, отмечают двойственность ее проявления. Так, в учебнике по дошкольной педагогике под редакцией А. Г. Гогоберидзе и О. В. Солнцевой отмечается, что игра одновременно протекает в двух планах7. В этом и состоит специфическая особенность игровой деятельности. С одной стороны, она подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. В игре реальные предметы и / или действия могут быть заменены на символические, подменяющие настоящие. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений. Кроме того, в игре ребенок воссоздает различные виды человеческой деятельности — общение, труд, учение.

Таким образом, наличие игры в дошкольном детстве является важнейшим условием социального развития ребенка. Однако в практике дошкольного образования при решении многочисленных образовательных задач зачастую происходит подмена различных значений понятия «игра». Далее попытаемся прояснить свою позицию. Часто игру называют «деятельностью ради деятельности», так как она «в наименьшей степени подчиняется каким-либо внешним целям и в наибольшей степени сама является своим собственным двигателем»8.

Действительно, для детей в игре важен и интересен не столько ее результат, сколько сам игровой процесс (хотя это утверждение можно считать дискуссионным: оно является верным скорее в тех случаях, когда речь идет о творческих видах игр, так как игры с правилами (дидактические и подвижные) достаточно четко ориентируют ребенка на конечный результат). В этой связи важно помнить, что игра — это «не упражнение в какой-то частной функции, а форма жизни дошкольника, главное средство его развития и формирования общих человеческих ценностей»9, а не знаний, умений и навыков.

Многие работники дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО), а также родители воспитанников детских садов не в полной мере осознают важность игры в жизни ребенка. Они отдают предпочтение специально организованным формам образовательной деятельности, занятиям по реализации основной или дополнительных программ дошкольного образования.

Для свободной игровой деятельности детей не всегда находится время и место в режиме дня детского сада. К сожалению, многие воспитатели, способные блестяще организовать образовательную деятельность, испытывают серьезные затруднения при осуществлении педагогического сопровождения игр детей, особенно творческих.