ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1637
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конечно, нельзя не видеть того, что основные принципы являются главным каналом проникновения в международные отношения общечеловеческих норм взаимодействия между социальными общностями. Как отмечает немецкий юрист Г. Каде, в десяти основных принципах взаимоотношений между государствами «были сформулированы основные международно-правовые нормы политических взаимоотношений и этические правила, соблюдение которых всеми государствами-участниками... является непременной предпосылкой дальнейшего прогресса» (цит. по: Коршунов. 1988. С. 119). Правомерно и утверждение о том, что «действительное право не может существовать без нравственной основы» и поэтому «нельзя говорить о легитимации, полностью игнорируя моральный аспект проблемы» {Захаров. 1994. С. 115). Однако нельзя согласиться с выводом о том, что, «когда нравственная норма требует вмешательства ради предотвращения или превращения несправедливости, а то и преступления, тот или иной правовой принцип не может служить препятствием» (там же). Необходимость соотнесения правовых норм и нравственных ценностей не тождественна подмене первых вторыми. Международные отношения ждут произвол и анархия, если будет стерто всякое различие между правом и моралью. Их взаимодействие основано не только на наличии ряда объединяющих их общих черт, но и на существенных особенностях каждого из этих общественных институтов.
4. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
Взаимодействие международного права и международной морали, их диалектическое единство не исчерпываются общностью основных принципов поведения международных акторов. В основе этого единства лежат: их генетическая общность (т. е. общность социальных основ происхождения, обусловленность особым родом общественных отношений): функциональная общность (регулятивное назначение); об-
яшость международного права и международной морали в плане их нормативно-ценностной природы (и право, и мораль представляют собой обязательные правила поведения, приобретающие роль юридического или нравственного долга и ответственности за его нарушение, отражающие существующий уровень развития международной системы, человеческой цивилизации в целом) (см. об этой: Дмитриева. 1991. С. 54-56; Коршунов. 1988. С. 193).
Вместе с тем нравственное и правовое единство не означает тождественности международного права и международной морали. В одних принципах преобладают юридические элементы (например, в принципе суверенного равенства государств), в других, напротив, — моральные элементы (например, в принципе сотрудничества). «Единство означает лишь тождественность их идейного содержания»
(Дмитриева. 1991. С. 22). В рамках объективно обусловленного единства мораль и право характеризуются существенными различиями, которые необходимо учитывать при анализе той роли, которые они играют в регулировании международных отношений. Суммируя выводы специалистов, указанные различия можно свести" к следующим основным положениям.
Во-первых, правовые нормы носят фиксированный характер, записанный в соответствующих уставах, соглашениях, международных договорах и т.п. С этим тесно связан и институциональный характер права вообще и международного права в частности: оно тесно связано с государственными институтами и межправительственными организациями (ООН и ее организации, Совет Европы, другие региональные организации). Система международного права охватывает, таким образом, правовое сознание, правовые нормы, правовые отношения и правовые институты. В отличие от системы международного права, в механизме нравственного регулирования международных отношений последний элемент (т. е. институты) отсутствует. Однако следует иметь в виду и специфику международной морали. Она «также непосредственно связана с государством: она создается и реализуется в процессе межгосударственного отношения (конечно, данная особенность относится лишь к одной разновидности международной морали — межгосударственной)» (Дмитриева. 1988. С. 57). Следует оговориться, что эта «институциональность» условна, относительна, ибо в конечном итоге институты, продуцирующие между-народные моральные нормы (государства, межправительственные организации), не являются некими специализированными органами по выработке и распространению всеобщих нравственных правил взаимодействия на мировой арене.
В конечном итоге и государства, и международные организации опираются на нравственные нормы, складывающиеся в самой практике международного общения, основой которых являются вырабатываемые в процессе всей истории человеческой цивилизации универсальные образцы поведения и взаимодействия социальных общностей и индивидов. С другой стороны, в разработке и развитии норм международной морали и роль такого социального института, как наука (хотя в данном случае речь идет об ином смысле самого термина «институт»), выглядит бесспорной.
Во-вторых, международная мораль и международное право различаются сферами своего действия: моральные нормы носят всеохватывающий характер, в то время как право имеет в каждый данный момент ограниченную сферу применения. «Во многом международные отношения
регулируются одновременно нормами как права, так и морали. Например, военная агрессия является и нарушением общепризнанных правовых норм, и моральным преступлением. Однако моральные нормы шире и эластичнее, чем нормы правовые» (Коршунов. 1988. С. 197).
И моральные, и правовые нормы связаны с системой ценностей, принятой в той или иной социальной общности и определяющей выбор средств для обеспечения ее потребностей и интересов. Для того чтобы эти средства были адекватными и гарантировали достижение поставленных целей, они должны согласовываться с обязательными в системе международных отношений образцами, т.е. с такими способами поведения, которые признаны как нормальные или допустимые в определенной обстановке. Полностью они могут быть понятными только в той социокультурной среде, в которой они сформировались. Но это не говорит о невозможности их передачи или заимствования. Содержащийся в них универсальный элемент способствовал тому, что некоторые из них были закреплены и формализованы в нормах международного права.
Закрепление общепринятых образцов поведения имеет большое практическое значение: от степени согласованности с ними поведения общности зависит ее успех в системе международных отношений, ими определяется предсказуемость действий актора и в конечном счете динамическое равновесие самой международной системы. Однако далеко не все универсальные образцы поведения могут быть формализованы в международно-правовых нормах. Значительно большая их часть закрепляется в нормах международной морали. В принципе каждая этническая, территориальная или функциональная общность имеет свой специфические образцы поведения и собственные системы ценностей, которые не подвержены влиянию международного права. В то же время общность способна модифицировать некоторые из них под воздействием существующих и вновь возникающих в международной жизни правил и норм этического поведения. Необходимость их усвоения и применения во взаимодействии с другими международными акторами (что может быть достигнуто только при условии определенной трансформации таких правил и норм с учетом собственных образцов-поведения и ценностей) особенно возрастает в современных условиях взаимозависимости и кризисных явлений в развитии человеческой цивилизации. Но если моральные нормы допускают и даже предполагают такую трансформацию, то правовым нормам это противопоказано. Последние рассчитаны на внешнее поведение актора и носят преимущественно рациональный характер; их пределы четко изучены и направлены на достижение стандартов такого поведения (см. об этом:
Дмитриева. С. 58—62).
В-третьих, международное право и международная мораль различаются с точки зрения форм, методов, средств и возможностей воздействия на поведение международного актора, а следовательно, и возможностей регулирования системы международных отношений. Правовое регулирование предполагает использование средств принуждения (международный суд, военные, экономические и политические санкции, исключение из членов межправительственных организаций, разрыв дипломатических отношений и т.п.). Основной регулятор в соблюдении нравственных норм международного поведения — мировое общественное мнение. Его влияние на участника международных отношений может оказаться более эффективным, чем воздействие международного права. Специфика международного права состоит в том, что, в отличие от внутригосударственного законодательства, его нормы носят, как правило, рекомендательный характер и применяются с согласия его субъектов. Случаи обязательного и насильственного применения норм международного права довольно редки и всегда вызывают проблемы.
Различия международно-правовых и моральных норм могут служить источником возникновения противоречий между ними (см.. об этом: Дмитриева. С. 73—75). Это не отменяет их единства и взаимодействия как регуляторов системы международных отношений и вместе с тем требует глубокого понимания особенностей, которые присущи Каждому из них. В данной связи необходимо остановиться на специфике этического измерения международных отношений, которая будет рассмотрена ниже.
376 Глава 12. Проблема правового регулирования международных отношений ЛИТЕРАТУРА
-
Баталов Э.Я. Политическое — слишком человеческое // Полис. 1995. -
Бекпазар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., 1996. -
Бдищенко И.П., Солнцева ММ. Мировая политика и международное право. М., 1991. -
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. -
Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М, 1956. -
Действия Международного Комитета Красного Креста в случае нарушений международного гуманитарного права. М., 1994. -
Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М., 1991. -
Жирар М. (рук. авт. колл.). Индивиды в международной политике. М., 1996. -
Захаров Ю.М. Легитимация международного вмешательства во внутренние дела государства // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 3.
-
Коновалов А А. Формирование стратегии национальной безопасности России в условиях меняющейся политической ситуации в Европе и мире (рук. текст лекции). 1999. -
Коновалов АА. Как Россия и США «потеряли» друг друга // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7. -
Корту нов А. Реализм и мораль в политике — Прорыв. Становление нового политического мышления. М., 1988. -
Курс международного права: В 7 т. Т. 1. Понятие, предмет и система международного права. М., 1989. -
Курс международного права: В 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права. М„ 1989. ' -
Макиавелли Н. Государь. М., 1990. -
Монбриаль Т. де. Память настоящего времени. М., 1997. -
Нахлик СЕ. Краткий очерк международного гуманитарного права. М., 1993. -
Орджоникидзе С. Концепции гуманитарной интервенции исполняется год. Но этот «младенец» уже успел подорвать всю систему международных отношений // Независимая газета. 2000. 20 аир. -
Офуатеи-Коджое. ООН и зашита индивидуальных и гражданских прав // Международный журнал социальных наук. 1995. -
Поздняков Э.А. Мировой социальный прогресс: мифы и реальность // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 11. -
Пустогарон В.В. Между народи ос гуманитарное право: Учебное пособие. М., 1997. -
Пучала Д. Ж. Мировые имиджи, мировые порядки и «хсуюдцые войны»: мифы истории и Объединенные нации // Международный журнал социальных наук. 199э. № 11. -
Спасский Н. Н. Новое мышление по-американски // Мировая экономика и международные отношения. 1991. >Л> 12. -
Смуте М.-К. Международные организации и неравноправие государств // Международный журнал социальных наук. 1995. Ноябрь. -
Тузмухамедов Б. Утраченные иллюзии // Сегодня. 1996. 1 нояб. -
Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983. -
Веппи РИ. Ь'епцмге соп1ге 1'ОХИ // Ьйр:/Ау\у\У. шопс1е-а1р1отацдие.1г/1999/12/ ВЕМГО5 Г>ЬуШ§..Л2220.Ыт1 -
ВШг Т. Бос1ппе оР 1Ье 1п1егпа1юпа1 Соттшпйу // Аййг姧 Ьу Впи§Ь Рпте Мт1§1ег Топу ВЫг 1о 1Ье Есопопйс С1иЬ. СЫсадо, 111. 1999. 22 АрпХ ■ -
ВоиСои1 С. Тгайе йе ро1ето1о§1е. 8осю1о§1е ие§ §иегге§. Р., 1970.
-
СИетйНег-Сепйгеаи М. Ь'огйге ^пйНдие т1егпаиопа1, ипе сЫтеге? // Ьйр:/Ау\улу. топйе-а1р1отаияие.Рг/1999/07/СНЕМ1ЬЬ1ЕК_ОЕ№.,/12220.Ь1т1 -
Со11агй С.А. 1п§1г011юп§ йе§ ге1аиоп§ т1егпаиопа1е§. Р., 1985.
-
ВеткИе1 Р. Е1етеп1§ роиг ипе йюопе йе§ Ке1а1юп§ т1егпаиопа1е§. Р., 1986. -
Ритетоге М. Ма1юпа1 Рп1еге§1§ т Рп1егпа1юпа1 8ос1е1у. НЬаса; >1.У., 1996. -
СгеаИ А. Ье§ 1о1§ йе 1а диегге // Ьйр:/Лу\у\у топДе-Й1р1ота11дие.1'г/1999/09/аге5Ь/ 12468.Ыт1 -
МагНп Р-М. Шгойисиоп аих ге1а1юп§ т1егпаиопа1е§. Тои1ои§е, 1982. -
Моп1Ъпа\ Т. йе. Ье топйе аи Роигпаи! йи §с1ес1с // Кдт§е§, 2000. -
Могеаи Ое/агдеа РИ. Ье§ ге1а1юп§ т1егпа1юпа1е§ йап§ 1е топйе й'ащоигсГЬш. Еп1ге д1оЬаН§аиоп е1 РгадтепШюп. Р., 1991. -
Могеаи Ое/агдеа РИ. Ке1аиоп§ т1егпаиопа1е§. 2. С)ие§1юп§ тошЦа1е§. Р., 1992. -
Мог§еп(Иаи. РоШс§ атопд Ма1юп§. ТЬе 81гидд1е Рог Ротеег апй Реасе. ТЬЫ Еййюп. >1.У., 1961. -
ВохепаиЗ. ТигЬи1епсе ш №огЫ РоНис§. №У., 1990. -
ЗсИуиапепЪегдег С. Ротеег роНис§. А 81ш1у оР ХУогЫ 8оае1у Ь., 1964. -
№а1асИ Ьоп М. Е1аЬоге аи §ет й РОСБЕ, а Гитзи йе§ сйоуеп§ 1е поиуеаи ташРе§1е йи саркаН§те тошНа1 // Мопйе й1р1ота^ие. Реупег 1998. -
№епАА. ТЬе адеп1-§1гис1иге ргоЬ1ете т т1егпаиопа1 ге1аиоп§ // Рп1егпаиопа1 Огдаш§аиоп. 1987. №41.