Файл: "Травмы паренхиматозных органов у детей".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И.ВЕРНАДСКОГО»

ИНСТИТУТ «МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО»

Кафедра детской хирургии с курсом урологии

Реферат на тему: “Травмы паренхиматозных органов у детей”

Подготовила: студентка 4-го курса

1 медицинского факультета

Группы 196-1

Аметова Л.О.

Преподаватель: Васильев О.В.

Симферополь, 2022 г.

ВВЕДЕНИЕ

Закрытая травма органов брюшной полости составляет 3% всех повреждений у детей. Чаще всего страдают паренхиматозные органы (селезёнка, печень, почки, поджелудочная железа). Из полых органов в основном травмируется двенадцатиперстная кишка.

Абдоминальную травму преимущественно регистрируют у детей в возрасте от 9 до 12-13 лет, чаще у мальчиков. Наибольшее количество повреждений приходится на весенние и осенние месяцы. Основными причинами травм бывают неорганизованный досуг и несоблюдение правил дорожного движения. В последние десятилетия отмечен рост травматизма при автомобильных катастрофа

КЛАССИФИКАЦИЯ

В зависимости от характера и глубины повреждения паренхиматозного органа различают следующие виды травм органов брюшной полости.

• Ушибы с субсерозными и подкапсульными гематомами.

• Внутриорганные гематомы.

• Трещины и разрывы паренхимы с нарушением целостности капсулы.

• Размозжение.

• Отрывы частей или целого органа.

ЭТИОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМ ТРАВМЫ


Закрытая травма органов брюшной полости происходит при сильном ударе по животу или спине, автомобильной травме, падении с большой высоты, сдавлении и т.п. Среди факторов, влияющих на степень и тяжесть повреждения внутренних органов брюшной полости, большое значение имеет их состояние в момент травмы. Активное напряжение мышц брюшной стенки предохраняет внутренние органы от повреждения. Наполненный полый орган легко разрывается с истечением содержимого в свободную брюшную полость. Патологическое изменение органа предрасполагает к его ранению даже при небольшой травме.

Основными симптомами закрытых повреждений паренхиматозных органов у детей в большинстве случаев являются шок и кровопотеря. Причем если при повреждениях печени и селезенки степень выраженности их тесно связана с величиной кровопотери), то при повреждениях поджелудочной железы большую роль играют место и характер повреждения, а также интенсивность излияния секрета поджелудочной железы в брюшную полость.


ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРАВМЫ:

  • Внешний вид ребенка, его общее состояние и поведение, а также ряд признаков позволяют хирургу установить первоначальный предположительный диагноз.Внешний вид ребенка довольно характерен: бледность, а иногда и синюшность кожных покровов и видимых слизистых оболочек, холодный пот, затрудненное дыхание, одышка. Эти клинические симптомы являются доминирующими в первые часы после травмы. Также при повреждении печени - будут отмечаться симптомы желтухи.

  • Нарушения ритма, частоты и глубины дыхания относятся к нередким симптомам повреждений паренхиматозных органов брюшной полости.

  • Одышка, затрудненный вдох из-за болей могут указывать на раздражение диафрагмы. Подобные симптомы отмечены у 60 детей, имевших разрыв селезенки, и у 26 — печени. Эти признаки относятся к числу ранних проявлений повреждений органов, расположенных в непосредственной близости от диафрагмы, что в совокупности с другими симптомами может свидетельствовать о повреждении паренхиматозных органов.

  • Поведение ребенка нередко не соответствует тяжести повреждения и бывает неадекватно истинному состоянию. Некоторые дети во время осмотра возбуждены, сопротивляются, отталкивают руку исследующего врача, другие угнетены и безучастны, третьи настойчиво стремятся сохранить наиболее удобное для них положение, чаще всего на правом (при повреждениях печени) или левом (при повреждении селезенки) боку. Наиболее объективным свидетельством повреждения паренхиматозных органов брюшной полости у детей является вынужденное положение. Больные находятся в характерной позе — на боку с поджатыми к животу коленями. При попытке вывести их из этого положения они быстро принимают его вновь.

Среди детей, госпитализированных с повреждениями паренхиматозных органов, вынужденное положение было отмечено у 63, в том числе симптом «Ваньки-встаньки» Симптом «Ваньки-встаньки» выражается в следующем: пострадавший предпочитает сидеть, а не лежать и при попытке уложить его в момент обследования с криком поднимается, принимает сидячую или полусидячую позу, опираясь на локоть, объясняя при этом, что у него «так меньше болит».

  • Рвота при повреждениях паренхиматозных органов — один из наиболее частых симптомов.

По результатам исследований, у больных рвота при повреждении селезенки была у 140, печени —у 59 и поджелудочной железы— у 10 детей. Необходимо отметить, что у детей с изолированными повреждениями паренхиматозных органов рвота была несколько чаще, чем у детей с сочетанными повреждениями. Особое

значение имеет так называемая поздняя рвота, которая, как правило, указывает на наличие патологического процесса в брюшной полости и обусловлена раздражением периферических окончаний вегетативных нервных волокон, иннервирующих брюшину и паренхиматозные органы, излившейся кровью. Отмечено, что «поздняя» рвота встречалась у детей с повреждением паренхиматозных органов значительно чаще «ранней», возникавшей у ребенка непосредственно после травмы.

У детей имеется определенная зависимость вида рвоты от степени и характера повреждения паренхиматозного органа. Так, при изолированных повреждениях селезенки во всех случаях «поздней рвоты» определялись повреждения в области ворот селезенки, чаще в виде глубоких разрывов, а также разрывы органа на части, отрыв от сосудистой ножки и т. д.

При повреждении печени «поздняя» рвота наблюдалась у 28 детей, из них у 23 имелись повреждения II и III степени. Аналогичная картина была и у детей с травмой поджелудочной железы, у которых в последующем на операции были выявлены повреждения II (4 детей) и III степени (1 ребенок).

Нередко рвота может быть обусловлена не только повреждением паренхиматозных органов, но и травмой черепа и головного мозга. В. И. Гребенюк, Р. И. Житнюк (1964), изучая особенности диагностики повреждений органов брюшной полости у больных с травмами головного мозга, указывают, что при повреждении внутренних органов рвоте предшествует тошнота с последующими мучительными рвотными позывами, как это было у нашего больного, описанного выше. При травме же черепа рвота возникает неожиданно, без предшествующих к ней позывов, нередко в виде «фонтана». Однако определить причину рвоты в этих условиях очень трудно.

  • Боль — постоянный симптом у детей с повреждением паренхиматозных органов. Локализация болевых ощущений является важным диагностическим признаком при обследовании ребенка с травмой живота. Многие отечественные и зарубежные хирурги отмечают, что боль всегда сопутствует внутрибрюшному повреждению и является самым постоянным симптомом.

  • Локализация болей в большинстве случаев указывает на место повреждения. Так, при изолированных повреждениях печени боль определяется в области верхнего квадранта правой половины живота и в области правого подреберья, в то время как при повреждениях селезенки боль локализуется в области левого подреберья.


Отдельные авторы отмечают, что при изолированных повреждениях селезенки больные нередко жалуются на боль в грудной клетке, причем этот симптом был доминирующим в клинической картине.

У детей с разрывом поджелудочной железы, по данным Н. К. Куща, А. Д. Тимченко (1973), Г. А. Баирова ,Н. Л. Куща (1975), A. Kerr, J. Blaudy, M. Hamblen (1959), сразу же после травмы возникает боль в животе, локализирующаяся в эпигастральной области, но она может иррадиировать в лопатку, поясницу или носить опоясывающий характер.

Почти у всех пострадавших детей отмечается боль в животе. Однако больные младшей возрастной группы (до 7 лет) не могли четко локализировать свои болевые ощущения и чаще всего жаловались на разлитые боли по всему животу или же в области пупка. По данным С. Я. Долецкого (1970) и других авторов, подобные явления могут быть объяснены функциональной незрелостью нервной системы ребенка, а также недостаточной координацией между импульсными и тормозными процессами, протекающими в его ЦНС.

В отдельных случаях интенсивность болей настолько сильная, что у ребенка можно наблюдать обморочное состояние. Ряд авторов считают потерю сознания или первичный обморок у взрослых больных, возникающий сразу же после травмы живота, одним из симптомов, указывающих на повреждение паренхиматозного органа. Едва ли такое утверждение достаточно обосновано, так как из практической деятельности врача хорошо известно, что кратковременная потеря сознания бывает нередко при ударе в живот, особенно в области солнечного сплетения, без всяких повреждений внутренних органов.

Нередко наблюдался первичный обморок в результате эмоциональных реакций ребенка. Из 75 детей, госпитализированных в больницу в обморочном состоянии в связи с ударом в область живота, только у 11 из них в дальнейшем были диагностированы закрытые повреждения печени (6 детей), селезенки (4 ребенка) и поджелудочной железы (1 ребенок).

Нередко в первые часы после травмы дети жалуются на сильную жажду, возникающую у них вследствие обезвоживания организма как следствие острой кровопотери. Так, при повреждении печени жажда в первые часы после травмы наблюдалась у 34 больных, с разрывом селезенки — у 62 детей. Причем, чем больше кровопотеря и меньше возраст ребенка, тем жажда выражена ярче.

ДИАГНОСТИКА

  1. Определенную роль в диагностике повреждений паренхиматозных органов брюшной полости у ребенка могут играть так называемые иррадиирующие боли, происхождение которых обусловлено раздражением кровью нервных окончаний, в первую очередь — раздражение диафрагмального нерва, проходящего по нижней поверхности диафрагмы.


К числу этих симптомов относятся: симптом Кера — боль, иррадиирующая в надплечье, и симптом Елекера — в область лопатки.

  • Симптом Кера рядом авторов рассматривается как один из наиболее достоверных симптомов, указывающих на повреждение селезенки, он встречается при данном виде травмы в 30— 60% случаев Однако другие клиницисты, считают этот признак не столь уж ценным, полагая, что в основе его лежит неспецифическая реакция со стороны брюшины.

Среди группы больных симптом Кера отмечен у 51 ребенка (у 39 с повреждением селезенки и у 12 с травмой печени). С изолированным повреждением селезенки этот симптом определялся у 32 детей, при комбинированных и сочетанных повреждениях— у 7. Относительная редкость симптома Кера у детей с сочетанными и комбинированными повреждениями может быть объяснена развитием у них шока и снижением интенсивности локальной боли, а также тем, что дети часто не могут правильно оценить и локализировать свои болевые ощущения. При повреждении верхнего полюса селезенки интенсивность болей в плече в первые часы после травмы может в значительной степени превалировать над болями в животе, что затрудняет диагностику травмы.

  1. Особое место среди объективных и ценных показателей при повреждениях паренхиматозных органов занимают показатели пульса и АД. В большинстве работ приводятся показатели пульса и АД у взрослых больных. В работах же, посвященных закрытой травме живота у детей, эти данные представлены без учета их возрастных особенностей.

Большинство авторов констатируют, что при разрывах паренхиматозных органов и внутрибрюшном кровотечении пульс уже в ранние сроки травмы бывает частый, малого наполнения и напряжения. 3. А. Сусленникова (1962) в своей работе приводит следующие показатели пульса у детей с разрывами селезенки: у 4 больных 70—100 в минуту; у 3 больных 101— 120 в минуту и только у 1 ребенка отмечалось урежение пульса.

Наиболее часто у больных с разрывами селезенки отмечалось учащение пульса (более 100 в минуту) при удовлетворительном и среднем его наполнении. Необходимо тут же оговориться, что, оценивая частоту пульса и величину АД, следует иметь в виду, что у детей они различны в зависимости от возраста: чем младше ребенок, тем чаще (в норме) у него пульс и ниже АД.

Недооценка этой особенности в отдельных случаях может привести к диагностической и тактической ошибке