ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 563
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Категория “экономика” и сферы её применения.
Эконом - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая Эконом (уход от налогов). В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): 1)что производить, 2)как производить, 3)для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством эконом ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов.
Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе произ-ва, распределения, обмена и потребления.
ЭТ изучает сферу произ-ва и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Английский экономист Лайнен Роббинс (1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человека, с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (проблема выбора)".
ЭТ изучаетдвижениеэкономжизни - тенденции в развитии цен, произ-ва, безработицы. экономика сфера применение
Эконом цели: эконом рост, полная занятость, эконом эффективность (макс отдача при мин издержек), стабильный уровень цен, эконом свобода, справедливое распределение доходов, эконом обеспеченность, торговый баланс.
2.Возникновение экономической науки и основные этапы её развития.
Понятие экономика (от греческого oikonomike, буквально – искусство ведения домашнего хозяйства) в современных условиях применяют в четырех значениях:
1)народное хозяйство определенной страны, группы стран или всего мира;
2)сфера хозяйственной деятельности человека, в которой создаются, распределяются и потребляются жизненные блага;
3)экономическая наука, которая изучает разнообразные экономические явления и процессы, которые происходят в обществе;
4)совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции, которые образуют определенную экономическую систему.
Экономика и экономическая теория находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. Экономика является объектом изучения экономической теории. Она существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Экономическая теория – явление сознания людей, которое отражает действие объективных законов экономической жизни. Для того чтобы выявить эти законы, необходима наука, способная проникнуть в сущность экономической жизни, выяснить ее причинно-следственные связи и движущие силы.
Экономическая наука – это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.
Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества известны еще из работ древних греческих и римских мыслителей (Ксенофонта, Аристотеля, Платона), а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Они исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и др.
Экономическая наука как система знаний о совокупности экономических процессов и явлений начала складываться только в 16-17 вв., когда рыночное хозяйство начало получать всеобщий характер.
Основные этапы развития экономической науки:
1.Меркантилизм (от итал. mercante-торговец, купец) (16-17 вв.) Представители: А.Монкретьен (Трактат политической экономии, 1615 г.), Т.Манн, У. Стаффорд, Ж.-Б. Кольбер, в России – А.Л. Ордин-Нащокин, И.И. Посошков, Петр 1 и др.
Богатство нации – металлические деньги (золотые и серебряные), его источником является сфера обращения, торговля. Необходимо ввозить в страну как можно меньше товаров, а вывозить как можно больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства и внешней торговли.
Это достигается в случае, когда государство проводит активную политику, защищая национальное производство и торговлю, т.е. осуществляя политику протекционизма (от лат. Protectio – заступничество, защита). Меркантилисты (Антуан де Монкретьен) дали новое название науке о способах увеличения общественного богатства – политическая экономия. Взгляды представителей этой школы отражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала и развития внешней торговли.
Постепенно с развитием сельского хозяйства как ведущей отрасли экономики возникла научная школа физиократов.
2.Физиократы (от греч. «физиократия» - власть природы) (17-18 вв.). Представители: Ф.Кене (Экономическая теория, 1758 г.), А.Тюрго, П.Буагильбер, В.Мирабо, Д.Норе.
Акценты исследования перенесли из сферы обращения в сферу производства. Источник богатства нации – сельскохозяйственное производство. В нем создается тот дополнительный продукт (превышение произведенного продукта над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Промышленность, транспорт и торговля – «бесплодные сферы», только перерабатывают продукты земледелия, а труд людей в этих сферах только покрывает затраты на их существование и не прибылен для общества.
Однако может ли природа сама по себе, без применения капитала и труда постоянно умножать общественное богатство? Наиболее обоснованный ответ на этот вопрос дает классическая школа.
3.Классическая школа политической экономии (17-18 вв.). Возникла с развитием капитализма. Основатели: У.Петти (Трактат о налогах и сборах, 1662 г.), А.Смит (Исследование о причинах и природе богатства народов, 1776 г.), Д.Рикардо (Начала политической экономии (1817 г.), Ж.Б.Сей.
Источник богатства нации – труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. Исследователи сосредотачивают внимание на анализе экономических явлений и закономерностей развития всех сфер общественного производства, стремятся раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, обращения, механизма конкуренции). Они ввели трудовую теорию стоимости, а рынок рассматривали как саморегулирующуюся систему.
В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами («экономический человек»), преследуют личные цели, но, управляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. А.Смит под «невидимой рукой» понимал действие объективных экономических законов.
4.Марксизм, или политическая экономия труда (сер. 19-20 вв.). Основатели: К.Маркс (Капитал, 1867 г.), Ф.Энгельс.
Продукт создается трудом наемного работника, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может
только в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее на общественную. Рынок необходимо заменить планом; всей экономической жизнью должно руководить государство.
Продолжая изучение трудовой теории стоимости, они сделали анализ развития форм стоимости, вводя свои концепции дополнительной стоимости, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, земельной ренты.
5.Маржинализм (от франц. Marginal – предельный, граничный) (19 в.). Представители: К.Менгер, У.Джевонс, Ф.Визер, Л.Вальрас, Е.Бем-Баверк.
Теория, которая объясняет экономические процессы и явления, исходя из универсальной концепции использования предельных, крайних («max» или «min») величин, которые характеризуют не внутреннюю сущность самих явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Исследования маржиналистов базируются на таких категориях, как «предельная полезность», «предельная производительность», «предельные затраты» и др.
Предмет изучения экономики – поведение отдельных субъектов, которые включены в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности собственными, субъективными оценками выгод и расходов, которые возникают в процессе экономической деятельности.
Маржинализм использует количественный анализ, экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективно-психологические оценки экономических действий индивида.
6.Неоклассическое направление (конец 19 в.) (включает монетаризм, неолиберализм, теория общественного выбора, теория рациональных ожиданий и др.). Основатели: А.Маршалл (Принципы экономикс, 1890 г.), Л.Пигу., последователи – Л.Мизес, Ф.Хайек, М.Фридман, А.Лаффер, Дж.Гилдер, Ф.Кейган и др.
Исследует и развивает идеи классической политэкономии с учетом современных условий. Отрицает необходимость вмешательства государства в экономику, рассматривает рынок как саморегулируемую экономическую систему, способную самостоятельно устанавливать равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
А.Маршалл разработал современную теорию рынка, проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние разнообразных факторов на спрос и предложение.
6.1.Монетаризм
(20 в.). Основатель: Милтон Фридмен (Количественная теория денег, 1956 г.), сторонники: Ф.Найт, Дж.Стиглер, Ф.Кейган, А.Голдмен.
Предлагает отказ от активного вмешательства государства в экономику и приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в формировании экономической конъюнктуры, развития производства и изменения объемов валового национального продукта. По правилу монетаризма прирост денежной массы должен быть скоординирован с темпами роста товарной массы, динамикой цен и скоростью обращения денег.
Государство, имея абсолютное право выпуска денег в обращение, может влиять на темпы экономического развития, безработицы, уровень цен, регулируя количество денег в обращении.
6.2. Неолиберализм (20 в.). Представители: Фридрих фон Хайек («Губительная самоуверенность», «Дорога к рабству», 1992).
Отстаивает приоритетное значение свободы субъектов предпринимательской деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ей объем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и отказаться от излишней регламентации рынка.
7.Институционализм (или институционально-социологическое направление) (нач. 20 в.). Представители: Т.Веблен (Теория праздного класса, 1899 г.), Дж.Коммонс, У.Митчелл, Д.Гелбрейт (Новое индустриальное общество, 1961 г.), Я.Тинберген, Г.Мюрдаль.
Рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и правовых, политических, социологических и социально-психологических факторов. Объектами изучения для них являются «институты», под которыми он понимают государство, корпорации, профсоюзы, а также конкуренцию, монополию налоги, правовые, морально-этические нормы, обычаи, инстинкты и др.
8.Кейнсианство (20 в.). Основателем является ведущий английский экономист Дж.М.Кейнс (Общая теория занятости, процента и денег, 1936 г.). Возникло в 30-х гг. 20 в. как ответ на потребности преодолеть Великую депрессию (1929-1933 гг.), которая поставила экономическую систему капитализма на грань полной катастрофы (кризис, инфляция, безработица, монополизация).
Теория обосновывает необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через проведение определенной кредитно-бюджетной политики.