Файл: 1. Категория экономика и сферы её применения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Источники покрытия гос. бюджета:

1) эмиссия денег;

2) займы в частном секторе внутри страны;

3) внешние источники;

4) сокращение расходов на соц. нужды.

Последствия источников покрытия:

1) гос. займы стали в современных условиях хроническим явлением;

2) возникает проблема государственного долга как внутреннего, так и внешнего.

52. Принципы налогообложения и налоговая система. Сущность и виды фискальной политики государства.

Налоги – одна из форм финансовых отношений, которая осуществляется в виде обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц с целью перераспределения национального дохода.

Сбор гос. налогов называют фискальной политикой.

Принципы налогообложения:

1) обязательная уплата всеми налогов;

2) удобство и дешевизна взимания налогов;

3) налог должен быть четко определен по сроку, размеру и способу изъятия;

4) размер налога не должен наносить вреда налогоплательщику;

5) налоги берут с дохода, а не с капитала.

На практике такие принципы реализуются в государственной налоговой системе.

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Фискальная политика государства – системное регулирование экономики при помощи государственных расходов и налогов.

Типы фискальной политики:

1. Дискреционная(активная) – её осуществление связано с принятием новых законодательных актов

Основные инструменты:

А) изменение ставок налогообложения;

Б) проекты общественных работ;

В) трудоустройство населения, создание дополнительных рабочих мест.

Когда дискреционная фискальная система политики применяется в целях сглаживания экономического цикла, то ее подразделяют на 2 типа:

1) экспансионистская (стабилизирующая) – связана с увеличением гос. расходов и (или) снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает производство за счет дефицитного финансирования.

2) рестрикционная (контрактивная) – сдерживающая, связанная с увеличением налогов и снижением гос. расходов (или и то и другое). Проводится с целью ограничения инфляционного роста в экономике.


2. Недискреционная (автоматическая). Особенность: не требует специальных государственных (правительственных) решений. Действие основано на применении так называемых встроенных стабилизаторов (или автоматизмов) – экономических механизмов, автоматически реагирующих на изменения экономической конъюнктуры.

В качестве встроенных стабилизаторов выступают:

- прогрессивный, подоходный налог;

- пособие по безработице;

- пособие по бедности;

- различные субсидии

С помощью этих стабилизаторов и сглаживаются колебания экономической конъюнктуры, но не исчезают.

53. Доходы и их распределение в рыночной экономике.

Доходы населения— это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве, произведенных домашним хозяйством или какой-либо другой деятельностью за определенный промежуток времени.

В доходы населения входят заработная плата, предпринимательский доход, дивиденды на имеющиеся у населения акции, проценты на сбережения, вложенные в банк, рента на сданную в аренду недвижимость и др. Источниками доходов предприятий или фирм являются прибыль, процент или рента (в зависимости от типа предприятия). Однако в доходы предприятий входит не вся прибыль. Из валовой прибыли делают внешние отчисления. Часть прибыли, полученной предпринимателем, становится его личным предпринимательским доходом. Оставшаяся часть прибыли составляет собственно доход самого предприятия, который используется на расширение производства, подготовку кадров, социальную сферу и т.д.

Доходы населения подразделяются на денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходов от оказания на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления, а также полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы — общее количество денег, которое получено за определенный период времени; характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен



Располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а также на сбережения, т.е. располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы, налоги, обязательные платежи (отчисления в Пенсионный фонд, на социальные нужды и др.).

Реальный доход отражает покупательную способность нашего денежного дохода, представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени (т.е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Выделяют следующие основные принципы распределения доходов.

1. Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества получают равные доходы. Такой принцип характерен для первобытного общества и коммунистического способа производства.

2. Рыночное распределение доходов предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (земли, труда, капитала) получает разный доход в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора.

3. Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

4. Привилегированное распределение особо характерно для стран с неразвитой демократией и пассивным гражданским обществом. Правители таких стран самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устанавливают себе повышенные оклады и пенсии, создавая хорошие условия жизни, труда, лечения, отдыха, и другие льготы.

54. Социальная политика государства в условиях рыночных отношений.

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных групп.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1)стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2)сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;


3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов

4)развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

55. Теории экономических циклов. Концепции антициклической политики государства.

Под экономическим циклом понимают следующие один за другим подъемы и спады национального производства.

В макроэкономической науке выделяют различные типы экономических циклов:

1) краткосрочные экономические циклы продолжительностью два — четыре года

2) среднесрочные экономические циклы, которые чаще всего анализируются в экономической литературе, продолжительностью 7—12 лет.

Эти циклы описаны также немецким экономистом К. Марксом (1818—1883) и американским экономистом Дж.Б. Кларком (1847—1938);

3) строительные, продолжительностью 16—25 лет, исследованные американским ученым, лауреатом Нобелевской премии С. Кузнецом (1901—1985) и названные циклами Кузнеца.

4) длинноволновые циклы Кондратьева продолжительностью 48—55 лет, которые впервые проанализировал русский экономист Н.Д. Кондратьев (1892—1938).

Экономический цикл включает в себя следующие фазы: оживление, (подъем), пик цикла, спад, низшую точку спада.


Выделяют две группы теорий, объясняющих цикличность экономического роста.

1. Теории, которые объясняют циклическое изменение экономики внешними воздействиями (экзогенными факторами) называют экстернальными теориями: войны, революции, освоение новых территорий, новые открытия.

2. Теории, которые объясняют цикл внутренними факторами – называются интернальными теориями (например, монетарные теории, теории недопотребления).

Левые теории: частная форма собственности не позволяет государству в полной мере регулировать экономику.

Антициклическая политика.

Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей – национального дохода, занятости, инфляции и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей «упасть» слишком глубоко.

Основными инструментами стабилизационной программы являются:

денежно-кредитная (или монетарная)

бюджетно-налоговая (или фискальная) политики.

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Следует отметить, что монетарная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос, поскольку она оказывает влияние на решения индивидов о потреблении и сбережении и на решения фирм об инвестициях. Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. И наоборот, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Для уменьшения циклических колебаний следует сокращать денежную массу в период подъема (снижая совокупный спрос) и увеличивать ее в период спада (стимулируя совокупный спрос).

Фискальная политика предполагает воздействие на фазы экономического цикла с помощью изменения государственных расходов и налогов. Изменение государственных расходов также влияет на сдвиг кривой совокупного спроса, изменение же налогов воздействует на совокупное предложение. В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику – сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.