ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 618
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжая изучение трудовой теории стоимости, они сделали анализ развития форм стоимости, вводя свои концепции дополнительной стоимости, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, земельной ренты.
Марксизм - направление в теоретической эконом, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой эконом системы. Карл Маркс(1818 - 1883 г.г.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд - “Капитал”, 1 том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:
1)учение об общественно-эконом формациях;
2)выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-эконом системы;
3)теория воспроиз-ва и эконом кризисов;
4)учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;
5)учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;
6)оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения $;
7)сущность абсолютной ренты.
Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам эконом отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их.
Немарксистское направление: общая характеристика школ эконом теории.
Самуэльсон. Предмет эконом теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества. 1. эконом - это исследование поведения человека в процессе произ-ва, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов. 2. эконом исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения макс удовлетворения материальных потребностей человека.
7.Предмет и функции экономической теории.
Эволюция представления о предмете экономической теории:
1.Древнегреческие и древнеримские мыслители: учение о законах хозяйства, домоводства.
2.Меркантилисты, физиократы, классическая политическая экономия
: наука о создании, приумножении и распределении богатства нации.
3.Марксисты: наука о производственных отношениях и законах, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением благ на разных этапах развития человеческого общества.
4.Современные западные экономисты (20 в.):
А.Маршалл: сфера индивидуальных и общественных действий людей, которая наиболее тесным образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния.
П.Самуэльсон: действия людей в процессе выбора ограниченных ресурсов для производства разных товаров.
К.Р.Макконнелл, С.Л. Брю: эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.
Э.Долан: деятельность людей в условиях редкости ресурсов.
Дж.Робинсон: определение поведения людей как связи между целью и ограниченностью средств, которые могут иметь альтернативные пути применения.
Таким образом, видим, что предмет экономической теории представители традиционных школ связывали с приумножением богатства, экономическими законами, производственными отношениями между людьми, а современные западные экономисты – с проблемами «редкости», «ограниченности ресурсов и эффективности их использования», «альтернативности выбора» и др.
При этом также учитывается национально-историческая составляющая, которая учитывает специфику национальной экономики, менталитет народа, исторические, культурные, демографические и другие особенности страны.
Итак, развитие экономической теории происходит на основе интеграции разнообразных направлений и школ, с преобладанием комплексных и синтезированных подходов к исследованию социально-экономических процессов.
Экономическая теория – это наука, которая изучает законы развития экономических систем, деятельность экономических субъектов, направленную на эффективное использование ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных индивидуальных и общественных потребностей.
Термин «экономия» ввели древнегреческие мыслители Ксенофонт и Арестотель (в переводе с греческого он означает «искусство ведения домашнего хозяйства», «домоводство» («ойкос» - дом, домашнее хозяйство; «номос» - учение, закон).
Термин «политическая экономия» введен Антуаном де Монкретьеном в труде «Трактат политической экономии» (1615 г.). С греческого «политикос» переводится как государственный общественный. Т.о., этот термин с сочетании с термином «экономия» означает науку о ведении хозяйства в государстве, обществе.
Этот термин в экономической науке доминировал до конца 19 в. – выхода (1890 г.) работы английского экономиста А.Маршалла «Принципы экономики». Экономикс – это неоклассическое направление в экономической науке, имеет целью синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм. Основой служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке.
В современных условиях в большинстве стран мира (особенно англо-американских) политическая экономия функционирует под названием «экономикс», в ряде других – как «экономическая теория» или как «политическая экономия». Это названия одной и той же экономической науки, которая постоянно развивается и исследует экономические явления и процессы на разных этапах развития человеческого общества.
Объектом изучения экономических наук является экономика в целом, но предмет изучения разный. Поэтому экономическая теория включает следующие разделы:
1.Основы экономической теории (политэкономия) – это фундаментальная, методологическая часть экономической науки, которая раскрывает сущность экономических категорий, законов и закономерностей функционирования и развития экономических систем в разные исторические эпохи.
2.Микроэкономика изучает экономические процессы и поведение экономических субъектов первичного звена: домашние хозяйства, предприятия, фирмы. Она исходит из проблемы поиска путей эффективного использования ограниченных ресурсов отдельных экономических субъектов и анализирует проблемы функционирования отдельных рынков товаров и услуг, факторы формирования рыночных цен, ставит целью нахождение факторов минимизации расходов и максимизации прибыли фирм, работающих в условиях разных типов рыночных структур.
3.Макроэкономика – это наука о развитии экономической системы страны в целом. Она изучает агрегированное поведение всех субъектов национальной экономической системы, влияние на ее развитие экономической политики государства, исследует такие значимые для каждого человека проблемы, как инфляция и безработица, экономический рост и его влияние на благосостояние населения, налогообложение и формирование ставки банковского процента, причины дефицита бюджета, его последствия и поиск способов его покрытия, колебания валютных курсов и др.
4.Мезоэкономика («мезо» - промежуточный, посередине). Ее развитие обусловлено тем, что в современной экономике большую хозяйственную самостоятельность приобретают регионы, усиливается роль отраслей и подотраслей народного хозяйства, широко развиваются разные формы хозяйственных объединений и сетевых структур. Поэтому мезоэкономика стала основой для развития отраслевых и региональных экономик и изучает закономерности развития отдельных регионов страны, отдельные отрасли и подсистемы национальной экономики.
5.Мегаэкономика изучает закономерности функционирования и развития мировой экономики в целом, т.е. на глобальном планетарном уровне.
Каждая из этих составляющих развивается в неразрывной и органичной взаимосвязи, то обеспечивает рост ее роли в развитии общества; обеспечивает целостное восприятие экономики как самодостаточной и динамичной системы, которая функционирует на национальном и общемировом уровнях.
Экономическая теория в зависимости от функциональной цели разделяется на позитивную и нормативную экономическую теорию.
Позитивная экономическая теория ставит целью всестороннее познание экономических процессов и явлений, раскрывает их взаимосвязи и взаимозависимости, которые обуславливаются реальной действительностью. Она исследует экономическую действительность и отвечает на вопрос: какая она?
Нормативная экономическая теория выясняет объективные процессы, дает им оценку, делает выводы и разрабатывает рекомендации по совершенствованию экономической системы, перехода ее на более высокую ступень развития.
В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы ее основные функции:
1.Познавательная функция реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формулируя экономические законы и категории, экономическая теория тем самым обогащает знания людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение, содействует научному предвидению экономического развития общества.
2.Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает теоретико-методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, категории, принципы хозяйствования, которые реализуются во всех отраслях и сферах человеческой деятельности.
3.Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработки рекомендаций по применению принципов и методов рационального хозяйствования.
Экономическая политика – это целостная система мероприятий государства, направленных на развитие национальной экономики в интересах всех социальных групп общества. Она должна определить оптимальные варианты решения макроэкономических проблем.
Между экономической теорией и практикой существует тесная взаимосвязь (экономическая реальность → экономическая теория (знания и рекомендации) → экономическая политика (цели и действия) → хозяйственная практика (результат)).
Этот цикл взаимосвязей постоянно повторяется, каждый раз переходя на более высокий уровень.
4.Прогностическая функция экономической теории проявляется в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. По сути, она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов и возможных конечных результатов.
5.Воспитательная функция – заключается в формировании у граждан экономической культуры, логики современного рыночного экономического мышления, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает у них осознание того, что достигнуть профессиональных успехов и более высокого жизненного уровня можно только овладев глубокими знаниями, в результате постоянного труда, проявления предприимчивости и инициативности, принятия и обоснования решений и способности принимать на себя ответственность за свои хозяйственные действия в условиях конкуренции.
Экономическое мышление – это совокупность взглядов, представлений и суждений человека о реальной экономической действительности, которые определяют его хозяйственное поведение.
Существует два вида экономического мышления: обыденное и научное.
Обыденное мышление – поверхностное, однобокое и бессистемное восприятие человеком реальных экономических процессов, на основе чего он делает субъективные, часто ошибочные выводы и суждения об экономических проблемах.
Научное мышление – всестороннее и глубокое познание человеком экономической действительности на основе использования научных методов исследования, что позволяет раскрыть сущность экономических процессов, объективно оценить их общественную значимость и прогнозировать тенденции развития в будущем.