Файл: 1. Категория экономика и сферы её применения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 622

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. способность актива сохранять во времени и пространстве свою первоначальную стоимость (антиинфляционная устойчивость).

Денежные агрегаты – это элементы, часть денежной массы, представленная определенной совокупностью денежных активов, сгруппированных по убыванию степени ликвидности, по срочности, причем каждый последующий денежный агрегат включает в себя предыдущий.

Принципы построения денежных агрегатов:

-каждый следующий денежный агрегат включает в себя предыдущий;

-каждый следующий денежный агрегат является менее ликвидным, чем предыдущий;

-каждый следующий денежный агрегат более доходный, чем предыдущий.

Для целей экономического анализа рассчитываются различные денежные агрегаты – М0, М1, М2, М3.

Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банкноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах).

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на расчетных, специальных, текущих счетах предприятий и организаций, плюс средства страховых компаний, плюс депозиты населения до востребования в коммерческих банках и сбербанке.

Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные

Агрегат М3 содержит агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями.

49. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели и основные инструменты реализации.

Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояния населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными учреждениями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы и приспособления её к изменяющимся условиям.

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы,
процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Методы ГРЭ:

1. Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

2. Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Фискальная политика государства – системное регулирование экономики при помощи государственных расходов и налогов.

Цели:

1) сглаживание колебаний экономического цикла;

2) обеспечение устойчивого экономического роста;

3) достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Антикризисная политика (конъюнктурная) – политика, которая направлена на регулирование колебаний экономической активности в обществе в периоды предкризисных состояний и в периоды резких колебаний делового цикла. Это означает, что государство в состоянии существенно сгладить экономические колебания делового цикла.

50. Мировое хозяйство: сущность, структура и основные тенденции развития.

Мировая экономика - совокупность национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей; законодательный процесс интернационализации и глобализации хозяйственной жизни.

Мировое хозяйство - это многоуровневая, глобальная экономическая система, совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

Субъекты мировой экономики. Субъектами мирового хозяйства являются национальные экономики, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения, международные экономические организации, которые сами являются системами с присущим только им регулированием.

Составными частями современной системы мирового хозяйства являются: 1)национальные экономики;

2) транснациональные корпорации;

3) интеграционные объединения;

4) международные экономические организации.

В соответствии с классификацией ООН по уровню экономического развития и социально-экономической природе хозяйствования все страны подразделяются на:



1. индустриальные (промышленно развитые);

2. развивающиеся страны;

3. страны с переходной экономикой.

Основной тенденцией развития экономики является движение к созданию единого рынка капиталов, товаров и услуг, объединению отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс- тенденция глобализации.

Другая тенденция развития мировой экономики является формирование региональных экономических объединений стран- международных экономических интеграций. Происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направление создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.


51. Финансы: сущность и структура финансовой системы страны. Государственный бюджет проблема его дефицита.

Финансы — это экономические отношения по поводу образования, распределения и использования целевых фондов денежных средств.

Субъектами финансовых отношений являются фирмы, домашние хозяйства и государство.

Для финансов характерны следующие основные черты:

1) денежная форма финансовых отношений. Финансовые отношения — это денежные отношения;

2) определенная самостоятельность движения денежных средств в отличие от эквивалентного обмена товаров на деньги. Финансы раскрываются через такие экономические категории, как доходы и расходы, налоги, бюджетное финансирование, трансфертные платежи и т.д.;

3) распределительный характер финансовых отношений. Распределение ВНП происходит через определенные фонды денежных средств (на уровне макроэкономики — государственный бюджет, пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д.).

Основные функции финансов:

мобилизационная — состоит в аккумулировании государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его функций в экономике;

контрольная — осуществляется в виде денежного контроля при взаимоотношениях предприятий между собой, с финансовыми органами (налоговая служба, государственное казначейство), банковской системой;

распределительная — обеспечивает распределение и перераспределение ВНП и НД в целях оптимизации накопления и потребления в стране.

Совокупность различных форм организации финансовых отношений и соответствующих им учреждений, обслуживающих движение фондов денежных средств, образует финансовую систему.

Она включает в себя следующие звенья:

финансы организаций;

региональные финансы;

общегосударственные финансы;

финансы банков и других финансово-кредитных учреждений.

Исходным звеном финансовой системы являются финансы организаций. Они обслуживают кругооборот основного и оборотного капитала в процессе воспроизводства, формирование и использование денежных доходов предприятий. Денежные доходы предприятий служат источником формирования финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Финансовая политика — это воздействие государства на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Поэтому финансовую политику называют также налогово-бюджетной или фискальной политикой.


Реализуя финансовую политику, государство регулирует совокупный спрос и совокупное предложение, сглаживает циклические колебания и стремится обеспечить стабилизацию экономики, борется с проблемами инфляции и безработицы, осуществляет распределение и использование национального дохода.

Различают дискреционную и недискреционную финансовую политику.

Государственный бюджет – эту категорию надо рассматривать с 2х сторон:

1) бюджетом называют основной централизованный фонд денежных ресурсов, которым распоряжается Правительство страны. Это самая большая сумма денег, которая имеется в стране. Структурно бюджет определяется государственным устройством страны.В РФ бюджет 3х звеньев: Федеральный бюджет, субъектов РФ, местного уровня. Все звенья располагаются на одной линии.

2) бюджет – основной финансовый план формирования использования данного централизованного денежного фонда государства. Это документ, который отражает структуру расходов и доходов гос. бюджета.

Проблема дефицита бюджета. Теоретически бюджетный процесс предполагает балансировку (выравнивание) гос. расходов и гос. доходов. Но в большинстве стран рыночные системы хозяйства имеет место значительное превышение гос. расходов над гос. доходами. Вследствие этого возникает проблема дефицита гос. бюджета.

Причины возникновения дефицита гос. бюджета:

1) невозможность мобилизовать доходы в результате снижения производства в стране (кризиса в экономике).

2) высокий уровень затрат.

3) низкая производительность труда.

4) чрезвычайные обстоятельства экономического и природного характера.

5)неэффективность гос. управления.

Концепции по поводу этой проблемы:

1. Концепция недопустимости гос. бюджета(надо ежегодно балансировать доходы и расходы государства). Стремление к балансированию гос. бюджета может отрицательно сказаться в будущем (повышение налогов, снижение расхода во имя баланса приводит к падению совокупного спроса АО, а за ним упадет и объем производства, а затем и доходы, т.е. падение поступлений в бюджет).

2. Концепция автоматического сбалансированного бюджета в ходе экономического цикла.

3. Концепция – дефицит бюджета не может служить показателем, характеризующим экономическое состояние страны. Бездефицитный бюджет не означает вовсе экономического благосостояния страны. Экономический рост может быть достигнут и достигается и в условиях бюджетного дефицита.