Файл: I о принятии боевых решений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если это невозможно, то для лучшей маскировки создается достаточно высокий задний бруствер. Но нужно помнить, что задний бруствер нельзя делать слишком высоким. Высокий задний бруствер может служить хорошим ориентиром для корректирования врагом огня. Огонь из подствольных и ручных гранатометов атакующие могут нацелить на задний бруствер, чтобы разрыв гранаты поразил обороняющегося, находящегося в окопе впереди.

Кстати, это широко распространённый прием — стрелять разрывающимися боеприпасами (гранатами, снарядами) не по цели, а по предмету чуть позади нее (камень, дерево, стена, забор, пол) для того, чтобы осколки поразили находящуюся за укрытием цель. Например, артиллерия для самообороны при отсутствии картечных боеприпасов может вести огонь по верхушкам деревьев для поражения атакующей пехоты противника. Нужно отметить, что возможно целенаправленное использование этого приема при организации засад и укрытий-ловушек. Для этого на или рядом с местными предметами-целями делаются отметки, помогающие стрельбе по этим целям.

Г) Наконец, еще один вариант расположения обороны — обратный скат холма. Возвышенность закрывает от наземного наблюдения неприятеля этот скат (склон). Позицию занимают на боевом гребне обратного ската, то есть на таком максимальном удалении от топографического гребня, чтобы обеспечивался его (топографического гребня) полный прострел. Если же боевой гребень обратного ската слишком близок к топографическому гребню, то лучше располагать позицию ниже него, так как нужна буферная зона между топографическим гребнем и позицией. При прохождении этой зоны противник уничтожается.

Позиция на обратном скате в условиях большой войны оптимальна, поскольку холм впереди — естественное препятствие для значительной части огня артиллерии противника и существенно затрудняет пристрелку даже для тех видов артиллерии, которые могут вести огонь через холм. После пересечения гребня противник окажется под губительным огнем обороняющихся. Солдаты и техника противника будут хорошо видны на фоне неба. При пересечении вершины бронетехника подставит самое уязвимое место — свое днище — под огонь обороняющихся.

Имеется разные способы использования обратного ската. Один способ — топографический гребень или некоторые позиции на переднем скате занимаются отдельными малочисленными подразделениями обороняющихся для наблюдения за противником, а основные оборонительные позиции оборудуются на обратном скате. Другой способ — на переднем скате и/или топографическом гребне оборудуется основная оборонительная позиция, но
занимают ее лишь отдельные подразделения, цель которых — замедлить атаку противника. А на обратном скате оборудуются блиндажи и запасная оборонительная позиция, соединенные перекрытыми траншеями с основной оборонительной позицией на переднем скате. После прекращения артобстрела и перехода противника в атаку, находящаяся на обратном скате пехота переходит по траншеям на основную оборонительную позицию и отражает атаку противника. В качестве средства замедления атаки можно использовать оборудованные в инженерном отношении пулеметные огневые точки (ДОТы и ДЗОТы), которые ведут косоприцельный и/или фланкирующий огонь, взаимно поддерживая друг друга, или прикрывают фронтальным огнем возможные маршруты подхода противника. В качестве варианта действий, возможно размещение бронегруппы на переднем склоне, а основной массы пехоты в окопах — на обратном. По мере продвижения противника, не допуская его опасного приближения к себе, бронетехника отходит и занимает места за позициями пехоты.
Однако при размещении на обратном склоне нельзя занимать наиболее удобные места, поскольку их, скорее всего, окажется немного, и они будут прочесаны огнем атакующих.

Заняв позицию на возвышенности, следует помнить, что цели укорачиваются (изменен угол зрения), и это может вызвать ошибки при стрельбе из автоматического оружия личным составом.

Нужно помнить, что все, о чем здесь говорится, нельзя, так сказать, автоматически применять на возвышенностях заросших лесом. Там основной тактический фактор, определяющий возможности ведения огня, — лес (его густота), а не высота места. Поэтому сильно поросшая лесом возвышенность может рассматриваться только как неудобство для противника, стремящегося на ее вершину, но не более.

Все, что сказано выше в отношении занятия позиции на обратном скате холма, нельзя автоматически переносить на ведение боев в горах. При ведении горной войны преимущества нахождения выше противника могут быть столь существенными, что возможно будет целесообразно не только занимать топографический гребень, но и оборудовать многоярусную систему обороны на переднем склоне горы.

Использование приданных боевых машин пехоты и иной бронетехники

Нужно помнить, что расположение боевых машин и окопавшейся пехоты на одной позиции — не единственно возможное тактическое решение. Можно создать отдельную бронегруппу, которой может быть выделен как один и тот же со спешенной пехотой, так и совершенно другой сектор обстрела, а сама бронегруппа может находиться на другой позиции. В процессе боя бронегруппа может маневрировать.



При зарывании техники в землю можно использовать метод «закапывания по башню», согласно которой окоп закрывает только корпус бронированной машины или танка, а башня остается над поверхностью земли, или метод «закапывания с башней». В последнем случае под технику готовится глубокий котлован, который скрывает ее всю, либо одно-два укрытия, полностью, «с головой», закрывающие технику. Так можно закрыть технику за обратными скатами высот, за лесом, в лощинах и т.п. Для ведения огня готовятся выезды (желательно не менее двух) из котлована или укрытия (при необходимости — с «дорожной» разметкой) и окоп(ы) для стрельбы, который(ые), как и в первом случае, закрывают лишь корпус. При приближении противника бронемашина выезжает из котлована или из-за укрытия в окоп и открывает огонь. Это позволяет держать технику вне обстрела противотанковых средств противника до тех пор, пока она не потребуется для ведения огня. А недостатком здесь является большее время реакции на открытие огня (машину нужно еще завести и вывести из котлована на позицию, откуда она может вести огонь.).

Если есть время можно изготовить фанерные макеты бронетехники и установить их на позиции, с которых реально можно вести огонь. После поражения макета противником, на его место ставиться другой макет, изображающий сожженную бронемашину (первый фанерный макет от взрыва разлетается). А при подходе противника позиция занимается уже настоящей техникой. Этот прием создает у противника ошибочное представление о степени подавленности обороны.

При размещении позиций для техники нужно помнить, что газы, вырывающиеся из дула орудия (особенно танка), способны оглушить или даже убить пехотинца, находящегося впереди бронированной машины. Размеры опасной зоны зависят от типа орудия. По форме это сектор, стороны которого идут под углом 45 градусов слева и справа от линии выстрела, а протяженность составляет от 30 метров (для пушек БМП) до 100 метров (для танковых пушек).
При стрельбе из пушек, если электрические и электронные системы бронетехники полностью задействованы, нужно включать двигатель для подзарядки аккумуляторов иначе они быстро разрядятся.

Для использования флангового огня в обороне нужно знать его достоинства и недостатки. Вообще-то, как было показано в подразделе о фронтальной атаке фланговый огонь намного эффективнее фронтального. Атакующему намного удобнее стрелять вперед, чем вбок, да еще под большим углом к направлению атаки. Поэтому обороняющийся стрелок, который, находясь за бруствером, ведет огонь вбок, находится в намного более выгодном и почти безопасном положении.


Ячейки или бойницы в траншее можно заранее так расположить, что корпус обороняющего будет развернут в сторону одного из флангов, то есть удобно для ведения огня вбок. Если расположить попарно стрелков — один стреляет вправо, один влево, — то перед передней позицией создается многослойная завеса флангового огня. Имеются рекомендации подготавливать позиции таким образом, чтобы на дальних подступах обороняющийся вел огонь прямо, а при усилении огня противника заходил за бруствер и начинал вести фланговый. Конечно, требуется большая слаженность действий, чтобы при переходе от фронтального огня к фланговому не возникали необстреливаемые участки. Однако у такой организации позиций имеются отрицательные моменты. Во-первых,вступает в силу психологический и моральный фактор. Человек стремится защищать себя от непосредственной опасности. Такой опасностью для обороняющегося солдата является противник, атакующий именно его позицию. Поэтому требуется большая выдержка, чтобы стрелять во фланг, зная, что прямо на тебя наступает враг, и что его остановить может только огонь другого солдата. Кроме того, в состоянии боевого стресса происходит отток крови от мозга к мышцам и человек теряет способность мыслить быстро и ясно. О необходимости перейти от фронтального к фланговому огню человек может просто не подумать. Во-вторых, стрельба ведется по более удаленному противнику, чем при фронтальной стрельбе, что делает завесу флангового огня эффективной только на ближней дистанции (до 100 метров от обороняемых окопов). К тому же цель постоянно смещается вбок относительно стрелка, что затрудняет прицеливание, заставляя стрелять с упреждением. Отметим также, что при взгляде с фланга человек становиться меньшей по ширине целью, чем при фронтальном взгляде.


Поэтому часто поступают следующим образом. Основная масса обороняющихся стреляет вперед от себя. А для ведения флангового огня выделяются отдельные группы солдат, как правило, пулеметчики, позиции которых подготавливаются таким образом, чтобы они не могли видеть солдат противника, непосредственно атакующих их позицию. Им назначается сектор обстрела — только во фланг. От командира требуется большая выдержка, чтобы в напряженный момент боя не потребовать от пулеметчика, стреляющего во фланг, ведения огня по противнику, непосредственно атакующему позицию. Конечно, подходы к позиции, используемой исключительно для флангового обстрела, должны защищаться другими солдатами подразделения либо должны простреливаться фланговым огнем с других позиций. Фланкирующие позиции можно располагать в глубине своей обороны.


Фланкирующие позиции часто являются позициями для ведения кинжального огня. То есть, огня открываемого при подходе противника близко к обороняемой траншее. Все остальное время такие позиции «молчат» — для эффекта внезапности в напряженный момент боя. Пока позиция «молчит», она практически не может быть обнаружена. Значение фланкирующих позиций велико. При надлежащей организации взаимного фланкирования, они могут служить основой обороны.

Учитывая преимущество фланкирующего огня, именно таким огнем стараются обеспечить проволочные и иные заграждения. Однако расположение фланкирующих позиций у основания линии заграждений выдает их местонахождение противнику. Поэтому нужно организовывать дополнительные линии заграждений, «размывающие» четкие линии основных заграждений.

Отметим, что нужно иметь возможность простреливать с фланкирующих позиций отдельные участки собственных окопов на случай захвата их противником.

Для определения момента открытия огня по атакующим нужно, прежде всего, принимать в расчет возможность пополнения боекомплекта. Высокая эффективность огня из стрелкового оружия достигается на гораздо меньших дистанциях, чем указано в его технических описаниях. Поэтому открывать огонь по врагу с дистанции максимальной дальности эффективного огня оружия можно лишь при наличии большого запаса боеприпасов либо при возможности беспрепятственно его пополнять. Иначе существует опасность попасть в ситуацию боя «на изъятие боекомплекта». Если же с пополнением боекомплекта все в порядке, то огонь можно открывать с дистанции максимальной дальности эффективного огня своего оружия.

Желательно вести сосредоточенный огонь по принципу «кучей на одного». Если есть время перед боем, следует определять участки сосредоточенного огня, согласовывать команды на его открытие по этим участкам, что упростит целеуказание в ходе боя.

Заметим, что для повышения эффективности сосредоточенного огня целесообразно, чтобы солдаты не стреляли все время в одну точку, а смещали огонь вправо-влево. «Кучей на одного» — не значит обязательно в одну точку.

Необходимо помнить о возможности обманных переносов огня вражеской артиллерией. При артподготовке атаки пехота обороняющегося находится либо в блиндажах, щелях, либо в подбрустверных нишах. Но с переносом артогня вглубь обороняемой позиции или с его прекращением пехотинцы обычно занимают свои позиции. В этот момент атакующий может снова открыть по ним огонь. Иногда для обмана имитируется пехотная атака, чтобы заставить пехоту противника выйти из укрытий. И все для того, чтобы повторно обрушить на нее артогонь.