Файл: I о принятии боевых решений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Точность метода расстояний от ориентира сильно зависит от умения солдата определять расстояния на удалении от себя. 10 метров на дальности в 100 метров выглядят не так как на дальности в 500 метров.

При целеуказании с использованием направления движения/атаки, следует помнить, что разные солдаты по-разному воспринимают эти направления, что приводит к трудностям с отысканием указываемой цели. Найти выделяющийся ориентир также не просто. Например, в лесной местности определить какое из «отдельно стоящих деревьев» является ориентиром либо указателем направления, тяжело, так как таких деревьев может быть много. Другие возможные зацепки для глаза встречаются не реже — «желтый куст», «старый пень» да «мшистый камень» тут плохие помощники.

Чтобы облегчить целеуказание, рекомендуется во время движения по незнакомой местности периодически говорить, в направлении какого объекта осуществляется движение, и называть появляющиеся по мере движения ориентиры, добиваясь, чтобы все солдаты поняли эти указания одинаково. Например, сказав, что «направление движения/ориентир — вершина холма, поросшего лесом, в дальнейшем — холм», необходимо добиться, чтобы все солдаты поняли о каком холме идет речь. При внезапной встрече с противником можно использовать уясненные солдатами обозначения для целеуказания. Например, «направление — холм, 14 часов, пулемет противника, дальность 200».

Особенно трудно определиться с направлением движения или атаки, разглядеть ориентир или цель ночью.

Помимо того, что просто мало света, человеческий глаз не может ночью долго фокусироваться на одном предмете. Выстрел после ночного прицеливания следует производить очень быстро, иначе очертания предмета расплывутся. Лучше всего в ночной темноте смотреть чуть вбок от разглядываемого предмета. Взгляд нужно отводить вбок примерно на ширину ладони на вытянутой руке. Если прямо смотреть на одну точку, то через несколько секунд изображение размывается. Поэтому взгляд должен быть гуляющим. Ночью лучше всего видно, если глаз медленно описывает горизонтальную восьмерку вокруг предмета, либо взгляд медленно отводится в сторону от рассматриваемого предмета, или надо как бы прыгать взглядом вокруг предмета, смещая взгляд каждые 4—10 секунд. Рецепт с виду простой, но человеку так смотреть очень непривычно, поэтому и трудно найти или разглядеть предмет.

Особенностями механизма ночного зрения объясняется невозможность оценить истинные размеры светящихся предметов и, нередко, дальность до них. Их видимые размеры связаны с их сравнительной яркостью, которая сильно зависит от расстояния до предмета. Нередко, расстояния до источника света ночью кажутся больше, чем они есть на самом деле.


Заметим также, что глаза должны привыкнуть к переходу от света к темноте и наоборот (зрение ухудшается в сумерках или на рассвете, при резком переходе из светлого в темное помещение или наоборот). Отметим, что привыкание к темноте происходит медленнее, чем привыкание к свету. По этой причине при наблюдении источников света в темноте рекомендуется закрывать «стреляющий» глаз, чтобы не испортить ночное зрение. А перед входом в затемнённое помещение со света рекомендуется заранее закрывать один глаз, чтобы он привык к темноте. Даже при кратковременном наблюдении за ярко освещенным предметом ночью необходим повторный переход к ночному зрению. Для более быстрого привыкания к темноте можно посветить в глаза красным светом. Можно использовать очки с красными стеклами — в таких очках можно адаптироваться к темноте, находясь в освещенном помещении.

Для улучшения ночного зрения можно использовать физиологическое стимулирование организма (глубокое дыхание, воздействие холодной водой, прием небольшого количества вкусной пищи, физические упражнения, умственная концентрация и т.п.). Дело в том, что раздражение одной из систем организма влечет активизацию других, в данном случае — зрительной.

Иногда ночью в качестве тактического приема применяют стрельбу из ракетницы или осветительными артиллерийскими снарядами по противнику, чтобы его ослепить.

Отстреливаться ночью лучше при свете ракет, так менее заметны вспышки выстрелов. В полной темноте вспышки выстрелов мгновенно выдают местоположение стреляющего. Разумеется, отстреливающийся солдат должен быть надлежащим образом закамуфлирован.

Для сокрытия своих действий можно зажечь ряд огней, что сделает наблюдение без приборов ночного видения бесполезным — противник будет видеть лишь огни.

При ведении огня во время освещения местности ракетницей следует помнить, что предметы кажутся смещающимися из-за того, что источник освещения движется (падает вниз).

Если нужно смотреть на то, что происходит в районе костра ночью, то это следует делать через дырочки в картонке или даже в пуговице (тот же способ применяется при ведении наблюдения против солнца или для рассматривания предметов на фоне блестящего снега).

Наименьшее влияние на ночное зрение оказывает свет, пропускаемый красным светофильтром.

Если светит Луна, то видимость лучше всего, когда она расположена за спиной наблюдателя. В этом случае освещенность рассматриваемых предметов наибольшая.



Из изложенного видно, что стрельба трассирующими пулями — вероятно наиболее удобное средство указать на обнаруженную цель, особенно для тех, кто располагается сильно позади или сбоку от указывающего на цель. Желательно, чтобы командир имел несколько рожков с трассирующими пулями, да и каждый солдат имел бы по такому рожку. Скажем для вызова минометной поддержки по определенному участку местности можно использовать как сигнал огонь трассирующими пулями в направлении нужного участка. Длиной очереди трассирующих пуль можно даже сообщать какой тип оружия и боеприпаса следует применить для поражения той или иной цели.

Удобно использовать снайперскую винтовку, заряженную трассирующими патронами для высокоточного указания на местонахождение цели.

Но у целеуказания трассирующими пулями есть свои недостатки: указывается не только цель, но и позиция самого указывающего, и враг может открыть по ней огонь. Требуется также сменять магазин и иметь соответствующий боеприпас. К тому же, если трассирующие пули сразу будут использовать несколько солдат, указывая на разные цели, то воспринять целеуказание будет сложно.

Кроме того, последние четвертый и третий патроны, а также средний патрон в «обычном» магазине нередко бывают трассирующими, чтобы предупредить об опустошении магазина. Иногда, в группе у каждого солдата может быть разное количество «предупреждающих» трассирующих на магазин (от 2 до 7) — чтобы опустошение магазина отследил не только сам автоматчик, но и другие солдаты его группы. Выстрелы этими трассирующими патронами могут быть спутаны с выстрелами, сделанными для целеуказания. Во избежание такой путаницы рекомендуют просверливать в магазинах маленькие дырочки на уровне третьего и каждого десятого патрона с той стороны, где располагаются капсули патронов. Тогда можно не вставлять трассирующие патроны в магазин. Иногда используют пропилы вдоль всего магазина, но это чревато попаданием в него грязи, а, следовательно, задержками в стрельбе.

Для указания направления на цель, разумеется, можно воспользоваться компасом, указав на азимут цели, но во время перестрелки им бывает трудно воспользоваться.

***

Еще одна возникающая при стрельбе проблема — определение дальности. Имеется очень много факторов, искажающих восприятие дальности. Мозг человека определяет дальность двумя способами: сравнивая углы зрения на наблюдаемый предмет правого и левого глаза (чем ближе предмет, чем больше угол) и при помощи зрительных привычек.


Перечислим зрительные привычки:

А). Чем ближе объект, тем больше его угловые размеры, тем он кажется больше. Поэтому больший предмет глазу кажется более близким, чем маленький. Если на угловые размеры предмета влияют условия видимости, то объект соответственно условиям приближается или удаляется. Например, при значительном перепаде высот изменяются видимые расстояния до объектов. На верху большого холма или горы воздух более разрежен, чем у подошвы. При взгляде из более плотной среды в менее плотную (снизу вверх) размеры предметов уменьшаются, и они кажутся более далекими, чем на самом деле. При взгляде из менее плотной среды в более плотную (сверху вниз) предметы как бы приближаются. Однако, если расстояние не большое, то действует другое правило. Если на коротком расстоянии смотреть на предмет вдоль склона снизу или сверху, то он как бы укорачивается из-за того, что виден под углом, и, следовательно, удаляется.

Частично видимый предмет кажется дальше, чем такой же полноразмерный предмет, так как его видимые размеры меньше.

Летом воздух, как линза, «приближает» предметы.

Б). Чем ближе объект, тем он кажется более освещенным. Поэтому предмет на свету или имеющий окраску светлых тонов кажется ближе, чем предмет в тени или темного цвета.

В). Чем ближе объект, тем он четче виден. Предмет с четко выраженными деталями или заметной формы кажется ближе, чем предмет с размытыми и разорванными линиями. Объект с правильными очертаниями кажется ближе, чем объект с неправильными контурами.

Ухудшение видимости (в сумраке, в пасмурную погоду, во время тумана, дождя, при насыщенности воздуха пылью) удаляет предмет. Однако, это верно лишь до определенного предела — с наступлением ночи темнота начинает скрадывать расстояния (см. далее пункты «Г» и «Д»).

Предмет, выделяющийся на фоне местности (например, черный камень на снежном фоне), «приближается» к наблюдателю, сливающийся с местностью — удаляется.

В горах благодаря более чистому и разреженному воздуху предметы видны четче и кажутся ближе.

Цель, видимая частично, как бы удаляется.

Если солнце или другой источник света находится позади цели, то четкие края предмета размываются, поэтому цель хуже видна и «удаляется», если — за наблюдателем, то в связи с улучшением видимости она приближается. Своего рода подсветкой сзади может выступать небо, отражающее рассеянный солнечный свет. По сравнению с предметом, имеющим позади себя местность, предмет на фоне неба выглядит дальше. Этот эффект усиливает удаление предметов, находящихся на высотах.


Г). Глаз привык как бы «проходить по поверхности земли» все расстояние до предмета. Поэтому, если на линии зрения имеются овраги, впадины, другие углубления, то для «идущего взгляда» края углублений как бы соединяются и он не замечает их ширины. Следовательно, предмет кажется ближе, чем он есть на самом деле. При взгляде сверху вниз или снизу верх на коротких дистанциях расстояния сокращаются, так как глаз теряет часть пути до предмета (если, конечно, взгляд не идет по склону холма).

Д). чем меньше промежуточных предметов находится между глазом и наблюдаемым предметом, тем этот предмет кажется ближе. Предметы на ровной местности кажутся более близкими, чем на самом деле (особенно сокращенными кажутся расстояния через водные поверхности, например, противоположный берег реки или озера кажется ближе, чем в действительности.). Наоборот, если взгляд на пути к предмету видит препятствия, по которым он может «пройти», то расстояние до предмета кажется больше. Тем же объясняется, что при наблюдении лежа предметы кажутся дальше, чем при наблюдении строя. В положении лежа даже трава и мелкие кочки становятся на пути взгляда и создают массу промежуточных «предметов». Ночью расстояния сокращаются, потому что темнота «убирает» промежуточные предметы. По той же причине при наблюдении через приборы ночного видения расстояния как бы сокращаются.

Е). Предмет на фоне другого предмета представляется более близким, чем тот, на чьем фоне он виден.

В случае наблюдения вдоль дорог или линий телеграфных столбов предметы «удаляются» от наблюдателя. А в случае наблюдения предметов в зрительных «туннелях», например, предметы на дорогах или между двумя рядами домов/деревьев — приближаются.

Зрительные привычки «поправляют» определенное мозгом при помощи сравнения углов зрения расстояние до предмета. Причем не всегда в правильную сторону. Бывает, что «поправки» взаимно компенсируются, а бывает, что и складываются, увеличивая ошибку.

Вообще зрительные привычки — частная разновидность общего свойства человеческого мозга воспринимать все привычным, стереотипным для себя образом. Получается так, что нередко не факты действительности формируют представление о реальности, а само представление во многом формирует видение фактов. Те же факты, которые не соответствуют этому представлению, мозгом отбрасываются или получают недостаточное внимание. Проще говоря, мы видим то, что ожидаем увидеть.