Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Экономические основы деятельности фирмы Тема История развития предпринимательства России Фамилия студента Стеценко.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.
Нельзя оставить без внимания один из главных компонентов малого предпринимательства – торговля – комплексный и системообразующий сектор, степень развития которого является одним из определяющих факторов конкурентоспособности национальной экономики. Нельзя построить современную индустриальную экономику, не имея эффективной и конкурентоспособной товаропроводящей инфраструктуры, которая обеспечивает доступ населения к качественным товарам и услугам. Более того, торговля в России обеспечивает почти десятую часть поступлений в бюджет, привлекает более четверти всех инвестиций, обеспечивает рабочими местами 17% занятого в экономике населения и создает более 70% доходов в малом бизнесе. Именно поэтому этот сектор является центром противоречий интересов различных групп влияния, в том числе: государства, населения, производителей продукции (поставщиков) и собственно торгового бизнеса (инвесторов).
В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.
1.2 Эволюция малого предпринимательства в России
Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.
Малый бизнес – это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К субъектам предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.
В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.
Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий – от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.
Первый этап (1985-1987 годы). Деятельность предприятий малого бизнеса в этот период носит экспериментальный характер. Таких предприятий было немного, они были представлены центрами научно-технического творчества, временными творческими коллективами при научных и общественных организациях, распространение получили также бригадные подряды.
Второй этап (1987-1988 годы). В этот период начали активно развиваться кооперативы. И, несмотря на ухудшение их материального обеспечения, наблюдалось заметное увеличение желающих попробовать свои силы в предпринимательской деятельности. Начало формироваться новое молодое поколение предпринимателей.
Третий этап (1989–1990 годы) . Этот период начала формирования законодательной базы, регламентирующей деятельность предприятий малого бизнеса. Частное предпринимательство было узаконено. Это привело к увеличению численности частных предприятий. Так, в 1990 году в РФ их было порядка 200 тысяч, на них было занято около пяти миллионов человек, а объем производимой продукции оценивался в 40 млн рублей. Можно сказать, что развитие малого бизнеса дало первые положительные результаты. Первое – это
сдерживание безработицы, т.к. большое количество работников закрывающихся государственных предприятий получили работу в частных фирмах и кооперативах.
Второе – это возникновение конкуренции между предпринимателями, и как следствие – приобретение знаний в таких ранее не очень востребованных областях, как основы рыночной экономики, маркетинг и менеджмент.
Четвертый этап (1991–1992 годы) . В этот период происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах, чему способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности. Количество малых предприятий выросло более чем в два раза, численности занятых в них составила 7,7 % от общего числа занятых.
Пятый этап (1993–1994 годы). В этот период происходит широкомасштабная приватизация и развитие всех видов предпринимательской деятельности, интенсивно развивается малое предпринимательство в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Закладываются основы рыночных отношений.
Сформировавшиеся капиталы способствуют расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства. Делаются первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. Но в то же время проявляются некоторые негативные моменты, например, свертывание деятельности малых предприятий в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций теневой экономики.
Шестой этап (1995 - 1998 годы) В это период были практически исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, прекратили свое существование. Усиливающаяся конкуренция привела к концентрации и централизации капиталов, в результате чего стали появляться случаи поглощения предприятий.
Седьмой этап начался в 1998 году и продолжается по настоящее время. Являясь неотъемлемой частью российской экономики, малое предпринимательство должно соответствовать преобразованиям, происходящим в мировом хозяйстве.
Мировой опыт показал, что «что малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживить экономику
, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг».
История российского предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.
В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса - Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Уралсиб и другие.
На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:
Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
Негативное отношение к предпринимателям части населения.
Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
Снижение покупательной способности население на массовую продукцию.
Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.
Рассмотрим некоторую статистику малого и среднего бизнеса по данным Росстата
В феврале 2012 года Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Впервые получены данные о количестве реально действующих микро-, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП). Оказалось, что оно существенно ниже количества формально зарегистрированных субъектов МСП – почти на 1,5 млн. единиц (см Приложение А).
Средние размеры компаний: на малом предприятии работает, в среднем, 32 чел., на микропредприятии - 4 чел., на среднем - 101 чел. Ежегодная выручка малого предприятия, в среднем, составляет порядка 60 млн. рублей, микропредприятия - 5,6 млн. руб., а среднего - почти 283 млн. руб.
Самая высокая средняя годовая выручка - почти 500 млн. руб. на одно предприятие - у ИП, которых по количеству занятых можно отнести к категории средних предприятий, а самая низкая - 1,4 млн. руб. - у ИП с масштабами микропредприятия, где занято, среднем, только 2 работника.
Подавляющее большинство действующих МП-юрлиц - 85,9% - это микропредприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно эти небольшие компании обеспечивают каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСП.
Большинство МП-юрлиц (92,7%) зарегистрированы в форме ООО. 4,6% предприятий являются акционерными обществами, из них 3,8% зарегистрированы в форме ЗАО.
Почти все ИП - 99,9% - попадают в рамки сектора МСП. Но около 100 ИП по числу работников фактически можно отнести к крупным предприятиям - они имеют от 251 до 800 занятых. Примерно 40% ИП работали в 2010 году в качестве наемных работников у других ИП или в других компаниях.
Отраслевая структура сектора МСП по данным Росстата. Как и прежде, предприятий малого и среднего бизнеса больше всего в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%)
ИП работают, в основном, в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий, в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Более половины ИП - 53% - занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий, 11% - транспортной деятельностью, столько же (11%) - операциями с недвижимым имуществом, предоставлением услуг. Почти 7% ИП работают в сельском и лесном хозяйстве.
Интересно отметить, что доля сегмента гостиниц и ресторанов в секторе МСП очень мала - лишь 3% для юрлиц и 2% для ИП. Гостиничный и ресторанный бизнес дает весьма мало и рабочих мест – лишь 4% среди предприятий и 3% среди ИП. В целом, потенциал этого сегмента в должной мере пока не использован.
Занятость в секторе МСП по отраслям - по основному виду деятельности реально работающих предприятий и ИП. Среди МСП - юрлиц больше всего рабочих мест предоставляют предприятия торговли и ремонта (25%), операций с недвижимым имуществом (21%), добычи полезных ископаемых, производства и распределения воды, электроэнергии и газа (19%), а также строительные фирмы (13%). Предприятия сельского хозяйства предоставляют 7% всех рабочих мест.