Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2012 Рецензенты Ивахнюк Г. К., доктор химических наук, профессор, академик манэб.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1105

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. — достижение нормативного уровня состояния ОС;

III — гармонизация развития Общества и Природы.

Переход к устойчивому развитию требует скоординированных действий во всех сферах жизни нашего общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства. Он предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Важный фактор обеспечения этого процесса — создание системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования как всех слоев общества, так и тех, чья хозяйственная деятельность связана с воздействием на ОС.

Концепция перехода к устойчивому развитию ставит перед современной Россией небывало сложные и ответственные задачи, но решать эти задачи необходимо, и иного просто не дано!

Отражением идеи устойчивого развития явилось включение проблем экологической безопасности в «Концепцию национальной безопасности РФ», утвержденную Указом Президента от 17.12.97 № 1300, где одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России признано «коренное улучшение экологической обстановки в стране».

Правительство РФ на своем заседании 12.11.98 г. одобрило «Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999—2001 гг.» и предложило органам исполнительной власти руководствоваться этим документом в их повседневной деятельности.

В 2002 г. принята «Экологическая доктрина Российской Федерации», в соответствии с которой стратегической целью государственной политики РФ признано поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.
8.6. Экологическое воспитание, образование и культура

Воспитание и образование молодежи — приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления — способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях. В наши дни образование в целом и экологическое
образование в частности не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, перехода к устойчивому развитию.

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций имеет очень важное значение, поскольку определяет, прежде всего, формирование бережного и хозяйского отношения к природным богатствам. Развитие Человечества в прошлом веке было ориентировано на быстрый рост экономики, что привело к беспрецедентному по масштабам вредному воздействию на биосферу, поэтому международное сообщество нашло выход в устойчивом развитии. Это понятие стало распространенным во всем мире, тем не менее осмысление, поиск его определения продолжаются.

Глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления — способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на природу.

Охрана окружающей среды – одна из актуальнейших проблем современности. Именно этот фактор предопределил участие в решении экологических проблем подавляющего большинства международных организаций. Их количество постоянно возрастает главным образом за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для охраны окружающей среды, другие – выполняют, наряду с другими функциями, отдельные функции по ее охране.

Россия — крупнейшая страна мира, играет заметную роль в международном экологическом содружестве. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций имеет очень важное значение, поскольку определяет, прежде всего, формирование бережного и хозяйского отношения к природным богатствам. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды

, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:

- международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);

- природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных;

- национальные природные объекты и ресурсы признанные участками всемирного природного наследия.. (массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми», озеро Байкал), находящиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нормами.

Международное право окружающей среды на современном этапе – динамично развивающаяся отрасль современного международного права и его науки.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Необходимость международной природоохранной деятельности.

  2. Национальные и международные природные ресурсы.

  3. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.

  4. Международные экологические организации.

  5. Роль международных организаций в охране природы.

  6. Международные экологические программы и проекты.

  7. Международные и национальные правовые средства охраны природы, мирового океана, космического пространства и территорий со смешанным режимом.

  8. Международные правовые меры по охране окружающей среды в период вооружённых конфликтов.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:

  1. Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология : учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Предельский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 608 с.

  2. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность : учебное пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. М : Academia, 2004. 478 с.

Дополнительная литература:


  1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для вузов / С.В. Белов. – М. : Юрайт, 2011. – 680 с.

  2. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Бродский. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

  3. Донченко В.К., Питулько В.М., Растоскуев В.В., Фролова С.А. Экологическая экспертиза: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.К. Донченко, В.М. Питулько, В.В. Растоскуев, С.А. Фролова ; под ред. В.М. Питулько. – 5-е изд., перераб. и доп. – М : Издательский центр «Академия», 2010. – 528 с

  4. Дубовик О.Л., Экологическое право: Учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 720 с.

  5. Коннова Л.А., Балабанов В.А. Основы радиационной безопасности и защиты: Учебное пособие. – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России РФ, 2010.

  6. Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учебник / Н.М. Ларионов, А.С. Рябышенков. – М.: Юрайт, 2012. – 495 с.


Под общей редакцией


Владимира Сергеевича Артамонова

доктора военных наук, доктора технических наук, профессора,

заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,

лауреата премии Правительства Российской Федерации

в области науки и техники


Вакуленко Сергей Васильевич

кандидат технических наук, доцент
Панфилова Лола Насимовна
Троянов Олег Михайлович

кандидат военных наук, доцент

ЭКОЛОГИЯ
Учебное пособие.
Печатается в авторской редакции.

Ответственный за выпуск: С.В.Вакуленко
Подписано в печать 00.00.2012 Формат 60×84 1/16

Печать трафаретная Объем 11 п.л. Тираж 100 экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России

196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149


1 1мкм (1 микрометр) = 10-6 м.

2 Токсичность – ядовитость, способность некоторых химических и биологических веществ оказывать вредное воздействие на живые организмы.


3 Сенсибилизация — повышение реактивной чувствительности клеток и тканей человеческого организма.

4 Аллергия — необычные, ненормальные, реакции организма, например появление сыпи.