Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2012 Рецензенты Ивахнюк Г. К., доктор химических наук, профессор, академик манэб.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1111

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обеспечение научного обоснования, полноты и всестороннего изучения, рационального и комплексного использования природной среды, проведение опережающего научного прогноза последствий использования компонентов природной среды;

- проведение государственной экспертизы, государственного учета и контроля используемых ресурсов природной среды;

- неукоснительное соблюдение правил охраны используемых и реликтовых компонентов природной среды, соблюдение мер восполнения их ресурсов;

- сведение к минимуму вредных последствий производственной деятельности человека, осуществление комплекса мер, стимулирующих применение ресурсосберегающих технологий использования природной среды.

Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди которых прежде всего следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., соответствующие нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Изучению экономико-правовых основ природопользования изложенных в законодательных актах и нормативно-правовых документах посвящена настоящая лекция.


7.1. Экономика природопользования


Основными методами управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, являются административные и экономические. Если для первых характерными являются отношения власти и подчинения, то для вторых — экономическое стимулирование их деятельности по рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды в целом. Для этого существует экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды

Действующим законодательством — статьей 15 Закона «Об охране окружающей природной среды» (2002) — определены следующие задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:

    • планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

    • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

    • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

    • предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

    • возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. На государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.



До недавнего времени в нашей стране отсутствовали эффективные экономические рычаги, способствующие сохранению и рациональному использованию окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику.

Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действовавшие нормы (природноресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.).

В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений.

По мнению ученых, главная специфическая особенность нового экономического механизма — сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.
Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей

Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр (франц. саdastre) — систематизированный свод сведений, количественно и качественно, характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры составляют специально уполномоченные органы Госкомэколргии России для комплексного учета природных ресурсов на территориях республик, краев и областей, рационального их использования, для дифференциации платы за ресурсы и т. д.

Различают земельный, водный, лесной кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров.

Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оценки земель).

Водный кадастрэто свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, а также о водопользователях. Он включает три раздела:

1) поверхностные воды;

2) подземные воды;

3) использование вод.

Источником сведений для составления и пополнения водного кадастра служит сеть наблюдательных гидрологических постов и режимных станций.




Рис.7.1. Структура экономического механизма охраны окружающей природной среды (по В. В. Петрову)
Полученные данные обрабатывают с помощью специальной автоматизированной информационной системы и доводят до потребителя.

Лесной кадастр— свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного ее прироста и т. д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к ним функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества независимо от их происхождения, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

Лицензия, договор и лимиты на природопользование

Порядок пользования природной средой и природными ресурсами основывается на принципах охраны природной среды и неистощимости использования природных ресурсов, создания нормальных экологических и экономических условий для ныне живущих и будущих поколений, обеспечения приоритетных направлений природопользования, учета и контроля за окружающей природной средой. Эффективными средствами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты (таблица.7.1).

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

В лицензию на комплексное природопользование включают:

  • перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;

  • нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

  • перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;

  • нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;

  • экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;




Таблица 7.1.

Объекты природных ресурсов и виды платежей за их использование.

Объект

Вид платежа

Земля



Земельный налог

Арендная плата

Нормативная цена земли

Недра


Платежи за пользование недрами

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Акцизы

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии

Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств

Вода

Плата за пользование водными объектами (водный налог)

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов

Сбор за выдачу лицензий на водопользование

Лес


Лесные подати

Арендная плата


Растительные

ресурсы


За сбор лекарственных трав и сырья

За сбор недревесных ресурсов

За заготовку технического сырья

Ресурсы животного мира

Плата за право пользования животным миром

Арендная плата за пользование охотничьими угодьями


Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей природной среды, но и как один из способов регулирования природопользования.

Принципы неистощимости природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т. е. в тех случаях, когда использо