Файл: Публичная власть понятие, виды, система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Публичная власть: понятие, виды, система

  • Рубрика записи:Конституционное право / Юридические дисциплины

  • Запись изменена:19.01.2022

  • Запись опубликована:19.01.2022

Понятие «публичная власть» впервые появилось в Конституции РФ 1993 г. после внесения поправок в 2020 г. (Поправка к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N° 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»).

Публичная власть в теории конституционного права рассматривается предельно широко – как принадлежность всей полноты власти народу, что осуществляется посредством, как государственной власти, так и местного самоуправления.

В организационном аспекте публичная власть – это власть органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в настоящее время образуют единую систему публичной власти (ст. 71, 80, 132 Конституции РФ).

В Федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ (ст. 2) впервые дано официальное определение единой системы публичной власти – это федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.

Содержанием деятельности публичной власти является осуществление публичных функций: обеспечение безопасности, социальных стандартов жизни населения, преемственности и воспроизводства самой публичной власти.

Целью осуществления публичной власти является поддержание общества и государства в состоянии стабильности и равновесия.

Принципы формирования и функционирования публичной власти в Российской Федерации:

  • обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

  • верховенство закона;

  • суверенитет и территориальная целостность РФ;

  • разделение властей и разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти;

  • самостоятельность, гласность, финансовая обеспеченность и др.


По вертикали публичная власть в России осуществляется на 3 уровнях: федеральном уровне, региональном уровне (на уровне субъектов федерации) и местном (муниципальном). Традиционно считается, что федеральный уровень и уровень субъектов РФ составляют подсистему публичной власти – государственную власть. Другая подсистема местного уровня осуществляется одновременно двумя основными субъектами — непосредственно населением и органами местного самоуправления.

По горизонтали публичная власть в России функционирует в соответствии с принципом разделения властей, но не только:

  • на федеральном уровне – это центральные органы власти и управления (Президент РФ, Парламент, Правительство, суды и т.д.). В этот же уровень включены такие федеральные органы, как Счётная палата РФ, Центральный Банк РФ, Прокуратура РФ и др., которые не принадлежат ни к одной ветви власти, хотя входят в систему публичной власти;

  • на региональном уровне – это высшие органы власти и управления (губернаторы, законодательные собрания, правительства и т.д.). Обратим внимание, что что в данной сфере  принят специальный Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;

  • на местном уровне – это представительные органы, главы, местные администрации, контрольно-счетные и иные органы муниципальных образований, а также различные общественные институты, непосредственно осуществляющие властные функции.