Файл: Зеленого цвета характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности, а выбор серого цвета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 699

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Решение:

Основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые: выбор Зеленого цвета характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности, а выбор серого цвета, тот не желает выдавать себя и хочет оградить себя от всех влияний, чтобы не возбуждаться. При сильной усталости (как выражение ограждения) и в экзаменационной ситуации, так как себя не желают выдавать, серый цвет часто предпочитают остальным. Тот, кто избирает серый цвет на последнее место, хочет все привлечь в свои границы, что иными может быть воспринято как вмешательство. Он считает серый цвет скучным и изгоняет его безжизненный покой на последнее место в ряду. Он предпочитает все остальные, полные аффекта цвета вместе с их противоречивыми напряжениями, потому что они выражают возбуждающие переживания. Тот, кто отвергает серый цвет, связывает себя из-за собственной готовности к возбуждению и боится быть обойденным. Ему хотелось бы исчерпать все возможности, стремясь достигнуть цели, а вместе с тем и состояния, свободного от возбуждения. Тот, кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир, с одной стороны, на зону, компенсационно переоцениваемую, которая представлена цветом, стоящим на первом месте, а с другой стороны - на зону, представленную всеми остальными следующими за серым, девальвированными или вытесненными цветами, или, соответственно, жизненными возможностями.

Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Если желтый цвет стоит на седьмом или восьмом месте - это разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным. Из-за серьезности настроения в таком случае яркость и нематериальность, легкость желтого цвета воспринимаются как пустота и обманчивая поверхность. Так как из-за разочарования напряжение ожидания не может прийти ни к какому разрешению, то наступает перевозбуждение, поэтому желтый цвет отвергают как слишком яркий. Перевозбуждение проявляется в раздражительности, злости, плохом настроении и недоверчивости. Если подумать, что многие люди питают свой интерес к жизни ожиданиями и надеждами, то можно понять, каково разрушительное действие безнадежности, выявляемое отвергнутым желтым цветом, т.е. внушающим страх отсутствием, по крайней мере для существенной части жизни.


Задача № 2

В процессе консультации психолог использовал в работе с учеником,
испытывающим проблемы самоутверждения, медитативную сказку
«Заповедное озеро» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

«Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидании
чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, что время остановилось. Но
вдруг... из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие
крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись
за руки и со смехом полетели к озеру.

От воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то
теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне
озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки
эльфов превращались в радужные искорки, которых было так много, что
воздух вокруг стал светиться.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть.
Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что это их
драгоценные камни научились летать, и обеспокоились этим. Еще бы! Все их
сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и
складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось
все больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу, и все они
превратились в маленький огонек.

Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их.
Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это
место странник мог бы сказать: – Я знаю, что такое волшебство!»

Задание: определите и обоснуйте цель применения медитативной
сказки в работе психолога со школьником.

Решение:

«Проживая сказку», школьник научится преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Используемые в сказках упражнения на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети и подростки становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У него

сформируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой он есть.

Наверное, если бы каждый человек ощущал свое особое предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим, — психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но такого пока не происходит. Этот вид сказок, с одной стороны, усиливает и поддерживает идеальное «Я» человека, а с другой — отражает светлую сторону происходящих событий, формируя готовность к принятию ситуации. Создавая подобные сказки, мы фантазируем, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окружающим миром; какие гармоничные чувства мог бы он испытывать.

Задача № 3

Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются.
Переходя от одного предмета к другому, малыш играет с тем, что попадет
в его поле зрения: увидел мячик и играет с ним, через 1-2 минуты увидел
куклу, бросает мяч и играет с этой куклой. Действия детей этого возраста
прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся.

Задание: определите и обоснуйте особенности развития детей, которые обуславливают их поведение?

Решение:

Поведение ребенка показывает основные психологические признаки ребенка раннего возраста. То, что ребенок берет постоянно предметы в руки, но действует с ними недолго, говорит о:

1. Ведущий вид деятельности соответствует возрасту – предметно – орудийная.

2. Наличие противоречий: заинтересованность в овладении предметом, но не знание способов работы с этими предметами.

3. Неустойчивое внимание, быстрая переключаемость. Данное поведение свидетельствует об особенностях развития внимания. На втором году жизни у ребенка внимание ребенка непроизвольное, оно зависит от интереса, появление нового предмета вызывает переключение внимания, т.к. распределение внимание между двумя предметами или действиями в данном возрасте не возможно.

Задача № 4

Прочитайте текст. Докажите, что влияние дефекта, по словам Л.С.
Выготского, двойственно и противоречиво.

Несмотря на то, что сам дефект есть в большинстве своем факт

биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в
саморегуляции, в занятии соответствующей социальной позиции, в
установлении отношений с окружающими и т.п. Другими словами, наличие какого-либо органического дефекта еще не означает «дефективность»
ребенка с позиции функциональной нормы развития. Влияние дефекта на
самом деле всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он
затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой –
служит усиленному развитию других функций, которые могли бы
компенсировать недостаток.

Решение:

Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями развития Л.С. Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность. По его мнению, судьба личности решается не дефектом, а его социально-психологической реализацией – «компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, когда дефект становится осознанным.

Например: у детей с нарушением зрения хорошо развиты другие каналы восприятия информации. За счет этого качество жизни таких людей значительно улучшается. Т.е. отсутствие зрения послужило усиленному развитию слуха и осязания.

Задача № 5.

Прочитайте текст. В чем, по-вашему мнению, заключается
ошибочность теории А. Адлера? Подтвердите конкретными примерами
правильность выводов Л.С. Выготского.

А. Адлер исходит из того, что структура личности ребенка
формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде особого «стиля
жизни», который предопределяет всё последующее психическое развитие. С
его точки зрения, человек – самое биологически неприспособленное
существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности,
которое усиливается при наличии какого-либо сенсорного или физического
дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным
стимулом к развитию психики человека, т.е. дефект, неприспособленность,
малоценность оказываются не только минусом, но и плюсом – источником

силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть
чувство малоценности, вплоть до неполноценности из-за неразвитости
своих телесных органов, складываются жизненные цели ребенка, он
самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается
нормально, если фиктивны – становится асоциальной и невротичной.

Проанализировав существующий взгляд на проблему компенсации
психических функций, Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации как
синтеза биологического и социального факторов. Такое понимание имело
большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так
как позволило более эффективно построить процессы обучения и
воспитания детей с различными типами нарушений психического развития.

Решение:

Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра А. Адлера. А Адлер  и его школа в основу своей психологической системы кладут учение о малоценных органах и функциях, недостаточность которых постоянно стимулирует повышенное развитие. Основным механизмом компенсации и сверхкомпенсации является то, что дефект становится в центр внимания индивида и ощущение дефективности, по словам Адлера, является дляиндивида постоянным стимулом к развитию психики. Если какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не справляется вполне со своими задачами, то ЦНС и психический аппарат человека принимают на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа. Они создают над малоценным органом или функцией «психологическую надстройку», стремящуюся компенсировать природный недостаток настойчивостью, упражнением и, прежде всего, культурой использования этой дефектной функции (если она слаба) или других замещающих функций (если эта совсем отсутствует).  Природный дефект организует психику, аранжирует ее таким способом, чтобы была возможна максимальная компенсация, и, что самое важное, воспитывает огромную настойчивость в упражнении и развитии всего, что может компенсировать данный дефект.

Можно и должно не соглашаться с Адлером, который приписывает процессу компенсации универсальное значение во всяком психическом развитии, но нет сейчас специалиста в области специальной психологии, который отрицал бы первостепенное значение реакции личности на дефект, компенсаторных процессов в развитии, то есть, той чрезвычайно сложной картины положительных влияний дефекта, обходных путей развития, сложных его зигзагов, картины, которую мы наблюдаем у каждого ребенка с дефектом. Самое важное то, что вместе с органическим дефектом даны силы, тенденции, стремления к его преодолению и выравниванию.