Файл: Продолжительность рабочего времени, времени отдыха педагогических работников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Реферат на тему: «Продолжительность рабочего времени,

времени отдыха педагогических работников»


Выполнила:

Ярославль, 2023

Содержание:



  1. Введение 3

Глава 1

  1. Рабочее время педагогических работников 5

  2. Время отдыха педагогических работников 7

Глава 2

  1. Роль локальных актов в регулировании рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. 8

  2. Заключение 10

  3. Список использованных источников и литературы 11



  1. Введение

Современная школа находится в центре государственных реформ, направленных на дальнейшее государственное формирование экономики страны, в котором значительна роль образования.

Одним из важных направлений государственной политики стал приоритетный национальный проект «Образование», призванный ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Приоритетный национальный проект «Образование» выдвигает необходимость наличия квалифицированных педагогических кадров как основного звена в цепи достижения публичных интересов.

Актуальность темы обусловлена тем, что для решения государственных задач социально-экономического развития страны и подготовки высококвалифицированных кадров стоит проблема модернизации нормативно-правовой базы регулирования труда и отдыха работников образовательных учреждений, которые в процессе своей трудовой деятельности обеспечивают решение вышеназванных задач и от эффективности реализации которой зависит эффективность работы самой системы образования.

Можно сказать, что правовая база образования советского периода не имела самостоятельных систематизированных актов, и более четкие очертания правового регулирования сфера образования получила лишь в начале 90-х гг. с принятием основополагающих законов об образовании.


Кроме того, уделено внимание и отдыху педагогических работников.

Предложенная в законодательстве структура нормативного материала не содержит четких правовых связей. Для ответа на определенный вопрос часто необходимо обращаться к нескольким правовым актам. Возникающие некоторые противоречия во множестве правовых актов вызывают некоторые трудности.

Одной из основных задач руководителя образовательного учреждения является установление времени труда и отдыха работников. Для того чтобы ее решить, нужно знать ряд нормативных требований. Рабочее время и время отдыха — это взаимосвязанные правовые категории, которые определяют, \ меру труда работников и продолжительность труда.

Нормы рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений устанавливаются Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства Просвещения РФ, а также иными правовыми актами федерального уровня.

Основные требования к режиму рабочего времени и времени отдыха в конкретном ОУ закрепляются в уставе, правилах внутреннего трудового распорядка, др. локальных нормативных актах и учитываются при распределении учебной нагрузки учителей, расчете заработной платы и начислении отпускных.

Установленный в учреждении режим труда и отдыха не должен ухудшать материальное положение работников, приводить к нарушению норм безопасности труда и охраны здоровья, противоречить действующему законодательству. Продолжительность трудовой деятельности работника определяется его рабочим временем.

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, а также с условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым Кодексом, другими федеральными законами иными нормативными и правовыми актами РФ и относятся к рабочему времени.

Таким образом, в правовое понятие рабочего времени входят не только периоды непосредственного выполнения работником своих трудовых обязанностей, но и периоды выполнения своих основных и подготовительных операций, предусмотренных технологией и организацией труда, а именно, подготовка и уборка рабочего места, материалов, получения задания, ознакомления с документацией и т. д.



У педагогических работников в рабочее время включаются периоды, связанные с подготовкой к проведению занятий, а также особые периоды, когда основная работа в ОУ может отсутствовать, например, в каникулы, установленные для учащихся и не совпадающие по времени с ежегодными отпусками работников, а также при отмене учебных занятий по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам.

Степень изученности проблемы. Определяющими в теоретическом плане являются исследования российских (советских) ученых в области теории права и трудового права: М.М. Агаркова, Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Б.Т. Базылева, М.И. Бару, А.К. Безиной, Л.Ю. Бугрова, С.Ю. Головиной, В.М. Горшенева, К.Н. Гусова, В.М. Догадова, М.В. Лушниковой, С.П. Маврина, Э.Р. Мартиросян, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца,

Объектом работы выступает нормативное регулирование труда педагогических работников в РФ.

Предметом работы являются нормативные акты, регулирующие трудовые отношения педагогических работников.

Цель данной работы - выявить особенности организационно-правового обеспечения регулирования труда и отдыха педагогических работников.

В связи с поставленной целью были определены задачи исследования:

- проанализировать режим труда и отдыха в трудовом праве;

- оценить правовое регулирование времени труда и отдыха по российскому трудовому законодательству;

- раскрыть содержание норм правового регулирования режима рабочего времени и отдыха педагогических работников.

  1. Рабочее время педагогических работников


Рабочее время - понятие многозначительное. Как экономическое понятие рабочее время - это частица индивидуального участия работников в общей работе. Урегулированная законом мера труда приобретает правовую форму, становится юридически обязательной нормой продолжительности работы рабочих и служащих.

Рабочим временем является время, на протяжении которого рабочий или служащий согласно правилам внутреннего трудового распорядка, должен находиться на месте выполнения работы и выполнять свою трудовую функцию или другие порученные ему обязанности.


Законодательством осуществляется распределение рабочего времени на отдельные виды. Предусмотрено два основных вида рабочего времени. Это, во-первых, нормированное рабочее время и, во-вторых, ненормированное рабочее время.

В свою очередь, нормированное рабочее время делится на:

1) рабочее время нормальной продолжительности,

2) сокращенное рабочее время,

3) неполное рабочее время.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Норма часов учебной (преподавательской) работы устанавливается в астрономических часах.

При этом норма часов учебной (преподавательской) работы ряда категорий работников включает перемены и динамическую паузу. К таким категориям работников относятся:

  • учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

  • педагоги дополнительного образования и старшие педагоги дополнительного образования;

  • тренеры-преподаватели и старшие тренеры-преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

  • логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

  • учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности;

  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.


При установлении режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников следует учитывать:

  • режим деятельности организации, связанный с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определенного времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;

  • продолжительность рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, а также продолжительность рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;

  • объем фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников;

  • время, необходимое для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

  • время, необходимое для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.



  1. Время отдыха педагогических работников

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам представлена.

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, работающим в структурных подразделениях этих учреждений, реализующих соответственно общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.