Файл: Реферат по дисциплине Научноисследовательский семинар по экономике еаэс на тему Научнотехническая политика еаэс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра мировой экономики

Реферат по дисциплине

«Научно-исследовательский семинар по экономике ЕАЭС»

на тему «Научно-техническая политика ЕАЭС»

Студентки 1 курса магистратуры экономического факультета ИЭУП РГГУ

Никифоровой Наталии Николаевны

Преподаватель:

Кандидат экономических наук, профессор

Шамрай Ю.Ф.

Москва 2016

Содержание
Введение………………………………………………………………………………... 2

1. Интеграционные процессы в странах ЕАЭС…………………………………….… 4

2. Научно-техническое сотрудничество в рамках ЕАЭС………………………….... 11

3. Интеллектуальная собственность в рамках ЕАЭС……………………………..… 19

Заключение…………………………………………………………………………….. 23

Список использованной литературы………………………………………………… 24

Введение

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — молодое интеграционное объединение, созданное с целью помочь его странам-участницам реализовать свой экономический потенциал и потенциал хозяйственных связей внутри региона, создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности. Единый рынок товаров, услуг, капитала и труда является сердцевиной интеграционного проекта.

Создание ЕАЭС — серьезное достижение его участников после нескольких «интеграционных фальстартов» 1990–2000‑х годов. В перспективе им предстоит преодолеть еще множество препятствий.

Несмотря на наличие ряда нерешенных задач, идея глубокой экономической интеграции обретает конкретные практические очертания. Для достижения максимального положительного эффекта ЕАЭС необходимо выполнить следующие важнейшие шаги:

  1. Завершить формирование единого рынка товаров и услуг, устранив имеющиеся изъятия.

  2. Максимально ликвидировать и/или унифицировать нетарифные барьеры внутри союза.

  3. Эффективно координировать макроэкономическую политику, включая валютно-финансовые вопросы, и тем самым не допустить «расползания» экономического союза.

  4. Создать сеть зон свободной торговли и соглашений о торгово‑экономическом сотрудничестве, включая двух ключевых торгово‑инвестиционных партнеров — ЕС и Китай.


Реализация данных направлений и более узких инициатив (развитие инфраструктуры, промышленная политика, АПК, рынок труда, единое пенсионное пространство, научное и образовательное сотрудничество и т. п.) позволит максимизировать эффект от интеграции.1

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;

  • таможенное администрирование;

  • техническое регулирование;

  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

  • установление торговых режимов с третьими странами;

  • статистика внешней и внутренней торговли;

  • макроэкономическая политика;

  • политика в области конкуренции;

  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

  • энергетическая политика;

  • естественные монополии;

  • государственные и муниципальные закупки;

  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;

  • транспорт и перевозки;

  • валютная политика;

  • интеллектуальная собственность и авторское право;

  • миграционная политика;

  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);

  • и некоторые другие области.2


В рамках данного научного исследования мною будет рассмотрена научно- техническая политика, а именно научно-техническое сотрудничество и обмен новыми технологиями между странами ЕАЭС.


  1. Интеграционные процессы в странах ЕАЭС

Научно-технический прогресс и инновации всегда лежали у истоков интенсивного экономического развития. Инновационные процессы в условиях быстрого развития научно-технического прогресса, ведут к расширению масштабов внешнеэкономических связей, усилению взаимозависимостей национальных звеньев мирового хозяйства.



В современном мире научно-технический прогресс определяет содержание и характер процессов, идущих как в отдельных странах и регионах, так и во всей сфере международных отношений. Именно передовые технологии определяют уровень экономического положения отдельных стран, положение в мировом сообществе, степень участия в международной кооперации, способность успешно решать социально-экономические проблемы.

Рентабельное воспроизводство товаров и услуг на основе новейших достижений научно-технического прогресса становится возможным только при принятии интегрирующими странами ЕАЭС единых норм и стандартов, обеспечении для готовой продукции определенной доли мирового рынка (до 10%), что обычно превышает национальные, а часто и региональные возможности.

Научно-технические достижения имеют под собой социально-экономическое предназначение: снижение цены на единицу выпускаемой продукции, т.е. сокращение общих издержек в расчете на единицу продукции. В достижении конечных целей, рост производительности труда научно-технического прогресса, выступает средством для его реализации. Реализация финальных целей научно-технического прогресса осуществляется за счет:

  • Снижения цены на технику и технологии в отраслях, их производящих, благодаря повышению производительности труда и увеличению объемов производства.

  • Снижения стоимости единицы выпускаемой продукции у потребителя новой технологии.

  • Высвобождения части работников на организациях, применяющих более производительную технику.

  • Обеспечения синхронности в применении всех факторов, определяющих научно-технический прогресс: соответственное повышение качественных характеристик рабочей силы, изменение отраслевой и территориальной структур производства, обновление методов организации труда.

Условия международного обмена технологиями и организацию совместной деятельности в научно-производственной сфере, основанную на демократических началах с учетом безопасности национальных интересов, возможно создать лишь в рамках международной научно-технической интеграции.

Важно указать, что научно-техническая интеграция – это качественно новый уровень интернационализации сферы науки, производства, техники, отличающийся высокой научно-технической и производственно-технологической взаимозависимостью, которая является фундаментом для стимулирования процессов взаимопроникновения национальных экономик и обеспечения процесса воспроизводства.


Научно-техническая интеграция в странах ЕАЭС, качественно повышает уровень открытости национальных экономик, создает единое информационное пространство, обуславливает интенсификацию международного движения технологий. Международный технологический обмен способствует повышению эффективности национального производства на основе использования мировых достижений научно-технического прогресса.

 В настоящее время, состояние экономик стран ЕАЭС, невзирая на еще существенный научно-технический потенциал, не позволяет перейти производству на новый уровень технологического уклада. Под влиянием внешних факторов и экономического кризиса, в странах ЕАЭС не созданы перспективные механизмы внедрения результатов НИОКР. В производственных инвестициях фактически утеряна связь между разработчиками новых технологических решений и потенциальными инвесторами. Имеющаяся возможность импортировать современные технологии за счет предоставления инвестиционных кредитов, привела к невостребованности отечественного инновационного и инвестиционного потенциала. Таким образом, можно говорить о переориентации инвестиционной активности на импортную технологическую базу, что не только влечет угрозу утраты способности экономики стран ЕАЭС к самостоятельному воспроизводству, но и втягивает их в механизмы неэквивалентного внешнеторгового обмена. Инвестиционный и инновационный сектора экономик стран ЕАЭС нуждаются в структурном реформировании, необходимо восстановить процессы научных исследований и разработок, доведение перспективных идей до стадии воплощения в инновационный продукт.

 Глубокая технологическая неоднородность, наблюдаемая в странах ЕАЭС, которая проявляется в виде значительной дифференциации показателей доходности разных отраслей экономики, затрудняет синхронную модернизацию промышленности партнеров по интеграции. Невысокая доходность подавляющего количества отраслей обрабатывающей промышленности, включая ее высокотехнологический сектор, создает определенные сложности на пути структурно-технологической модернизации экономик стран ЕАЭС, преодоление которых весьма затруднительно без проведения общей, активной и согласованной межгосударственной политики. Промедление с переходом к данной политике, несет угрозу нарастающего отставания экономик стран ЕАЭС в формировании нового технологического уклада.

 ​ Фундаментальная идея развития антикризисной стратегии на интеграционном пространстве ЕАЭС, заключается в опережающем формировании ключевых производств пятого и шестого технологического укладов. Чтобы закрепить в производстве новый технологический уклад, необходимо обеспечить непрерывность инновационного процесса: внедрение в практику управления технологий одновременного проектирования всех фаз научно-производственного цикла продукции. При внедрении современных технологий в производство, большое значение имеет связь между производителем оборудования для новейших технологий и его потребителем. В настояшее врамя в ЕАЭС сохраняется низкий уровень межотраслевой координации инноваций, что затрудняет применение механизмов конвергенции технологий и соответствующих методов управления. Огромное значение в координации инновационных процессов в единении технологически связанных производств нового технологического уклада имеют крупные компании и финансово-промышленные группы, они являются катализаторами инновационного процесса. Масштабные финансовые и технологические риски при разработке новых технологий могут взять на себя крупные наукоемкие компании. Они контролируют каналы сбыта, являются владельцами форматов и стандартов, что обеспечивает конкурентные преимущества на высокотехнологичном рынке.


 Необходимо приложить общие межгосударственные усилия по формированию инструментов налогово-бюджетной, денежно-кредитной, промышленной и внешнеэкономической политики, нацеленных на формирование и развитие ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта в результате создания кластеров новых производств. Для этого необходима согласованность макроэкономической политики с перспективными направлениями технико-экономического развития, которые должны формироваться в соответствии с прогнозами экономического роста в долгосрочном периоде и перспективными направлениями технико-экономического развития.

 Прогнозирование перспективных направлений в научно-технической сфере, позволяет определить главные ориентиры в становлении нового технологического уклада: нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, биотехнологии, высокоскоростные интегрированные транспортные системы и глобальные информационные сети. Научный задел в атомной, машиностроительной, авиационной и других наукоемких отраслях промышленности, дает странам ЕАЭС реальные возможности для опережающего развития нового технологического уклада.

 Опираясь на мировой опыт, следует заметить, что формирование нового технологического уклада зачастую сопровождалось интеллектуализацией производства, переходом к непрерывному инновационному процессу в преобладающем количестве отраслей и непрерывному образованию. Осуществлялся переход от экономики массового производства к экономике знаний, от общества массового потребления к обществу развития, в котором важнейшее значение приобретает научно-технический и интеллектуальный потенциал, а также повышенные требования к качеству жизни и экологической безопасности. Доминирующее значение в структуре потребления занимали и занимают образовательные, информационные и медицинские услуги. Этим объясняется необходимость в модернизации экономики науки, здравоохранения и образования в ЕАЭС, которые являются базовыми отраслями нового технологического уклада.

 Переход на новый технологический уклад требует освоения новых технологий управления, овладение которыми и подготовка кадров соответствующей квалификации также являются приоритетом политики развития. Если в настоящее время и существует возможность получения финансирования на развитие, то в плане кадрового обеспечения ситуация остается весьма сложной. Наблюдается большой отток за рубеж выпускников отечественных вузов, специализирующихся в областях нового технологического уклада. Это происходит из-за отсутствия достаточного количества соответствующих квалифицированных рабочих мест и низкой оплаты труда.