Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
потере его определенности, и, таким образом, ценностных свойств.
Как известно, общественно-политический, нравственный и иной прогресс народов мира идет довольно неравномерно. Одни из них опережают в своем становлении, другие же находятся на пройденной первыми стадии. Ведь эволюция общества - отнюдь не плавное и равномерное движение, а порой крайне безумный, наполненный разного рода взлетами и падениями поток. Многое тут является абсолютно правомерным, но многое и случайным. Следственно зачастую на волне национального подъема к власти приходят экстремистские силы, строящие на национализме, расизме и т.д. свою политическую карьеру. Эксплуатируя национальные чувства своего народа, они выдают националистические интересы за национальные. Отсюда целостность и суверенитет государства порой превращаются в неприступные крепости, отделившиеся и противопоставившие себя каждому остальному миру.
Таким образом, с происхождением национальных государств национальный суверенитет и целостность нации не всегда адекватно включаются в конструкцию суверенитета и целостности окружающего мира. Они могут совпадать, сливаться, но могут и противоречить, а значит, и отторгаться международным сообществом. Совместно с тем непризнание зарубежными державами либо международными организациями законности новой политической власти характеризует не отсутствие ее целостности и суверенности, а определенную международно-правовую и политическую обстановку.
Есть народ как этнос и народ как демос; этнос очень редко (особенно в российских условиях) тождествен демосу, и, следовательно, право народов-этносов на самоопределение - нонсенс, потому как этнос не есть субъект права в различии от средневековья, когда он был, по сути, сословием. Народ-демос, проживающий на данной территории, в границах исторически сложившегося региона, имеет полное право на самоопределение, т.е. на выделение данного региона в независимую административную единицу и на дальнейшее изменение статуса этой территории вплоть до образования нового субъекта федерации либо даже суверенного государства. Безусловно, при соблюдении законов, интересов меньшинств, прав человека, демократических принципов. Единица суверенности - все, без изъятия, население данного региона, правда реально там могут главенствовать определенный этнос либо религиозная община.6
1.2 Проблемы государственной целостности России
В связи с событиями в Чечне в период 1-й и 2-й Чеченский кампаний, событиями августа 2008 в Северной Осетии, повысился интерес депутатов Государственной Думы Российской Федерации к вопросам укрепления территориальной целостности России. Поиски конституционных путей разрешения возникающих в этой связи проблем вынуждают еще раз обращаться к тексту Конституции РФ, к анализу содержащихся в ней понятий «территория», «территориальная целостность», «суверенитет», «самоопределение народов».
Напомним, что Конституция РФ1978 года тесно увязывала в единое целое два основных признака государства: «территория» и «суверенитет». Конституция и начиналась с провозглашения важнейшего исходного положения: Российское государство – это суверенное государство. Целая глава Конституции РФ была посвящена характеристике основных свойств суверенного государства: автономность и свободное осуществление всей полноты власти на территории страны; целостность и неотчуждаемость территории Российской Федерации; солидарность территорий Российского государства и др.7
В Конституции РФ 1993 года все эти признаки суверенного государства отсутствуют. В первой статье Конституции РФ даже не упоминается при определении Российской Федерации, что она является суверенным государством. Представление «суверенное государство» вообще отсутствует. Правда, в преамбуле Конституции РФ говорится о возрождении «суверенной государственности России», а в статье 4 – о «суверенитете Российской Федерации», но эти выражения имеют иное содержание. Не фиксируется в Конституции РФ и положение о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 ст. 66 Конституции РФ состав территории Российской Федерации, образуют цельную территорию цельного государства. А раз так, то стало доступным понимать территорию Российского государства как сумму территорий субъектов Федерации. И события показали, что такая вероятность энергично применялась на практике при утверждении конституций в субъектах Федерации.
Нужно, в этой связи, остановиться подробнее на самом представлении «территория». В разных словарях и других источниках под территорией воспринимается: пространственная сфера, географический район; находящаяся под юрисдикцией (суверенитетом) государства часть земной поверхности (включая сушу, территориальные воды, недра, воздушное пространство); административно-территориальная единица - составная часть государства для осуществления государственной власти на местах; регион, местность; особая зона, сделанная для реализации специфических задач государства; земля, поверхность суши; сфера жизнедеятельности, сфера обитания населения и другие.
8
Все эти определения, так или иначе, находят свое отражение в Конституции и в ряде федеральных законов. Но правовой статус их не разграничивается, что открывает широкую дорогу для различного рода путаницы вокруг этих определений. Особенно в конституциях субъектов Федерации, о чем уже говорилось. Особенно недопустимой является неясность, неопределенность начальных базовых представлений в Конституции РФ. К сожалению, текст Конституции РФ изобилует такими неясностями. Приведем только несколько примеров.9
В соответствии с п. 1 ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских селениях и на других территориях. Вопрос о территории местного самоуправления связывается с общественно-экономическими факторами: термин «селение» обозначает не административную, а социально-экономическую категорию. Но как же тогда увязать такое толкование с понятием «территория»? Вернее было бы говорить о «территории городских и сельских селений».
В отличие от предшествующих конституций, Конституция РФ 1993 года не дает представлений «государственная территория».
Под территорией государства в теории государства понимается закономерно находящаяся под его суверенитетом поверхность земли (в том числе земельных, водных, минеральных ресурсов под ними, а также воздушное пространство над ними.). И когда п. 3 ст. 4 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, это означает не только безопасность внешних границ государства, но и целостность государства, недопустимость разделения на независимые части государственной территории. Россия - не сумма частей, а единое, целостное государство. И понятие государственной территории выражает политическую природу и сущность государства, которое не может иметь территорию, принадлежащих к различным субъектам власти. Российская Федерация не обладает всей полнотой государственной власти на всей территории Федерации, а никакая другая власть, на территории России не может, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции РФ, присваивать власть федеральных органов, а тем более ставить себя над ними.
Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению России территорию Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (п. 1 ст. 4 Конституции РФ). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории.
Принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации, где подчеркивается п. 3 ст. 5 Конституции РФ: «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти». Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Впрочем, вопрос о частной собственности на землю остается дискуссионным. Нет определенной позиции и по вопросу о праве собственности на леса, воды, недра и иные природные объекты. Обычаи и правовая наука объединяют использование этих ресурсов с государственной собственностью как наиболее полно рассматривающий интересы социума. К сожалению, Конституция РФ и тут не вносит ясности. Еще раз подчеркнем, что п. 1 ст. 67 Конституции РФ определяет, по существу, понятие государственной территории Российской Федерации. В ней говорится, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Иными словами – сухопутные, водные и воздушные пространства. Определяя состав территории России, Конституция не упоминает, впрочем, недра, природные ресурсы, находящиеся под сухопутной и водной территорией.
Механизм высокоэффективной реализации природных и других территориальных ресурсов выводится за пределы разумных экономических отношений. Рыночные структуры используют территориальные ресурсы только как средство извлечения прибыли без контроля отрицательных последствий для соответствующей территории (ухудшение экологической атмосферы, перекосы в становлении производства и общественной сферы, и др.). Государственная целостность включает в себя несколько элементов – не только территорию, но и солидарность комплексов имущества, прежде всего, государственной (федеральной) собственности: единое гражданство, единую государственную власть, единые бюджет и налоги и др. Подменяя государственную целостность территориальной, субъектам Федерации, прежде всего, республикам и округам проще объявить собственностью все, что находится на «их» территории: землю, природные ресурсы, объекты производственной и общественной инфраструктуры. Так оно и сделано в Конституциях «суверенных» государств.
Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению России территорию Российской Федерации. Территория Российской Федерации – неотъемлемый признак государства. Впрочем с помощью договоров, различного рода соглашений между федеральной властью и субъектами Федерации, Российская Федерация все больше превращается в договорную, а не конституционную Федерацию, а это означает перевоплощение Российской Федерации в конфедерацию.
В Конституции РФ 1993 года резко ослаблены, причем осмысленно, правовые гарантии территориальной целостности Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей по охране территориальной целостности государства, закрепленных в ст. 125 Конституции РФ. Все его действия свелись к рассмотрению индивидуальных претензий. Именно в этом он видит свою «демократичность», уход от политической «заангажированности».
Органы государственной власти Российской Федерации также не принимают, о чем свидетельствует чеченский кризис, действенных мер по охране суверенитета и государственной целостности Российской Федерации. Ослаблены функции контроля за соблюдением законности со стороны прокуратуры Российской Федерации, Государственной Думы, судебных органов. Соответствующие составы преступлений имеются в Уголовном кодексе Российской Федерации.
В завершении главы можно сделать вывод что, целостность государства и его суверенитет - это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубину столетий, от того что они возникли тогда, когда появилось и само государство. Они неразрывно связаны не только с политикой, экономикой социума, его правовой направленностью, ментальными, духовными, культурными характеристиками. С возникновением наций, национальных движений, национальных государств, органически сливаются и с национальным вопросом. Сохраняя свое общественное значение, объективную природу, они единовременно приобретают и национальный колорит, национальную окраску.
В Конституции РФ резко ослаблены, причем осмысленно, правовые гарантии территориальной целостности Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей по охране территориальной целостности государства.
Как известно, общественно-политический, нравственный и иной прогресс народов мира идет довольно неравномерно. Одни из них опережают в своем становлении, другие же находятся на пройденной первыми стадии. Ведь эволюция общества - отнюдь не плавное и равномерное движение, а порой крайне безумный, наполненный разного рода взлетами и падениями поток. Многое тут является абсолютно правомерным, но многое и случайным. Следственно зачастую на волне национального подъема к власти приходят экстремистские силы, строящие на национализме, расизме и т.д. свою политическую карьеру. Эксплуатируя национальные чувства своего народа, они выдают националистические интересы за национальные. Отсюда целостность и суверенитет государства порой превращаются в неприступные крепости, отделившиеся и противопоставившие себя каждому остальному миру.
Таким образом, с происхождением национальных государств национальный суверенитет и целостность нации не всегда адекватно включаются в конструкцию суверенитета и целостности окружающего мира. Они могут совпадать, сливаться, но могут и противоречить, а значит, и отторгаться международным сообществом. Совместно с тем непризнание зарубежными державами либо международными организациями законности новой политической власти характеризует не отсутствие ее целостности и суверенности, а определенную международно-правовую и политическую обстановку.
Есть народ как этнос и народ как демос; этнос очень редко (особенно в российских условиях) тождествен демосу, и, следовательно, право народов-этносов на самоопределение - нонсенс, потому как этнос не есть субъект права в различии от средневековья, когда он был, по сути, сословием. Народ-демос, проживающий на данной территории, в границах исторически сложившегося региона, имеет полное право на самоопределение, т.е. на выделение данного региона в независимую административную единицу и на дальнейшее изменение статуса этой территории вплоть до образования нового субъекта федерации либо даже суверенного государства. Безусловно, при соблюдении законов, интересов меньшинств, прав человека, демократических принципов. Единица суверенности - все, без изъятия, население данного региона, правда реально там могут главенствовать определенный этнос либо религиозная община.6
1.2 Проблемы государственной целостности России
В связи с событиями в Чечне в период 1-й и 2-й Чеченский кампаний, событиями августа 2008 в Северной Осетии, повысился интерес депутатов Государственной Думы Российской Федерации к вопросам укрепления территориальной целостности России. Поиски конституционных путей разрешения возникающих в этой связи проблем вынуждают еще раз обращаться к тексту Конституции РФ, к анализу содержащихся в ней понятий «территория», «территориальная целостность», «суверенитет», «самоопределение народов».
Напомним, что Конституция РФ1978 года тесно увязывала в единое целое два основных признака государства: «территория» и «суверенитет». Конституция и начиналась с провозглашения важнейшего исходного положения: Российское государство – это суверенное государство. Целая глава Конституции РФ была посвящена характеристике основных свойств суверенного государства: автономность и свободное осуществление всей полноты власти на территории страны; целостность и неотчуждаемость территории Российской Федерации; солидарность территорий Российского государства и др.7
В Конституции РФ 1993 года все эти признаки суверенного государства отсутствуют. В первой статье Конституции РФ даже не упоминается при определении Российской Федерации, что она является суверенным государством. Представление «суверенное государство» вообще отсутствует. Правда, в преамбуле Конституции РФ говорится о возрождении «суверенной государственности России», а в статье 4 – о «суверенитете Российской Федерации», но эти выражения имеют иное содержание. Не фиксируется в Конституции РФ и положение о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 ст. 66 Конституции РФ состав территории Российской Федерации, образуют цельную территорию цельного государства. А раз так, то стало доступным понимать территорию Российского государства как сумму территорий субъектов Федерации. И события показали, что такая вероятность энергично применялась на практике при утверждении конституций в субъектах Федерации.
Нужно, в этой связи, остановиться подробнее на самом представлении «территория». В разных словарях и других источниках под территорией воспринимается: пространственная сфера, географический район; находящаяся под юрисдикцией (суверенитетом) государства часть земной поверхности (включая сушу, территориальные воды, недра, воздушное пространство); административно-территориальная единица - составная часть государства для осуществления государственной власти на местах; регион, местность; особая зона, сделанная для реализации специфических задач государства; земля, поверхность суши; сфера жизнедеятельности, сфера обитания населения и другие.
8
Все эти определения, так или иначе, находят свое отражение в Конституции и в ряде федеральных законов. Но правовой статус их не разграничивается, что открывает широкую дорогу для различного рода путаницы вокруг этих определений. Особенно в конституциях субъектов Федерации, о чем уже говорилось. Особенно недопустимой является неясность, неопределенность начальных базовых представлений в Конституции РФ. К сожалению, текст Конституции РФ изобилует такими неясностями. Приведем только несколько примеров.9
В соответствии с п. 1 ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских селениях и на других территориях. Вопрос о территории местного самоуправления связывается с общественно-экономическими факторами: термин «селение» обозначает не административную, а социально-экономическую категорию. Но как же тогда увязать такое толкование с понятием «территория»? Вернее было бы говорить о «территории городских и сельских селений».
В отличие от предшествующих конституций, Конституция РФ 1993 года не дает представлений «государственная территория».
Под территорией государства в теории государства понимается закономерно находящаяся под его суверенитетом поверхность земли (в том числе земельных, водных, минеральных ресурсов под ними, а также воздушное пространство над ними.). И когда п. 3 ст. 4 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, это означает не только безопасность внешних границ государства, но и целостность государства, недопустимость разделения на независимые части государственной территории. Россия - не сумма частей, а единое, целостное государство. И понятие государственной территории выражает политическую природу и сущность государства, которое не может иметь территорию, принадлежащих к различным субъектам власти. Российская Федерация не обладает всей полнотой государственной власти на всей территории Федерации, а никакая другая власть, на территории России не может, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции РФ, присваивать власть федеральных органов, а тем более ставить себя над ними.
Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению России территорию Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (п. 1 ст. 4 Конституции РФ). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории.
Принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации, где подчеркивается п. 3 ст. 5 Конституции РФ: «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти». Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Впрочем, вопрос о частной собственности на землю остается дискуссионным. Нет определенной позиции и по вопросу о праве собственности на леса, воды, недра и иные природные объекты. Обычаи и правовая наука объединяют использование этих ресурсов с государственной собственностью как наиболее полно рассматривающий интересы социума. К сожалению, Конституция РФ и тут не вносит ясности. Еще раз подчеркнем, что п. 1 ст. 67 Конституции РФ определяет, по существу, понятие государственной территории Российской Федерации. В ней говорится, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Иными словами – сухопутные, водные и воздушные пространства. Определяя состав территории России, Конституция не упоминает, впрочем, недра, природные ресурсы, находящиеся под сухопутной и водной территорией.
Механизм высокоэффективной реализации природных и других территориальных ресурсов выводится за пределы разумных экономических отношений. Рыночные структуры используют территориальные ресурсы только как средство извлечения прибыли без контроля отрицательных последствий для соответствующей территории (ухудшение экологической атмосферы, перекосы в становлении производства и общественной сферы, и др.). Государственная целостность включает в себя несколько элементов – не только территорию, но и солидарность комплексов имущества, прежде всего, государственной (федеральной) собственности: единое гражданство, единую государственную власть, единые бюджет и налоги и др. Подменяя государственную целостность территориальной, субъектам Федерации, прежде всего, республикам и округам проще объявить собственностью все, что находится на «их» территории: землю, природные ресурсы, объекты производственной и общественной инфраструктуры. Так оно и сделано в Конституциях «суверенных» государств.
Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению России территорию Российской Федерации. Территория Российской Федерации – неотъемлемый признак государства. Впрочем с помощью договоров, различного рода соглашений между федеральной властью и субъектами Федерации, Российская Федерация все больше превращается в договорную, а не конституционную Федерацию, а это означает перевоплощение Российской Федерации в конфедерацию.
В Конституции РФ 1993 года резко ослаблены, причем осмысленно, правовые гарантии территориальной целостности Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей по охране территориальной целостности государства, закрепленных в ст. 125 Конституции РФ. Все его действия свелись к рассмотрению индивидуальных претензий. Именно в этом он видит свою «демократичность», уход от политической «заангажированности».
Органы государственной власти Российской Федерации также не принимают, о чем свидетельствует чеченский кризис, действенных мер по охране суверенитета и государственной целостности Российской Федерации. Ослаблены функции контроля за соблюдением законности со стороны прокуратуры Российской Федерации, Государственной Думы, судебных органов. Соответствующие составы преступлений имеются в Уголовном кодексе Российской Федерации.
В завершении главы можно сделать вывод что, целостность государства и его суверенитет - это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубину столетий, от того что они возникли тогда, когда появилось и само государство. Они неразрывно связаны не только с политикой, экономикой социума, его правовой направленностью, ментальными, духовными, культурными характеристиками. С возникновением наций, национальных движений, национальных государств, органически сливаются и с национальным вопросом. Сохраняя свое общественное значение, объективную природу, они единовременно приобретают и национальный колорит, национальную окраску.
В Конституции РФ резко ослаблены, причем осмысленно, правовые гарантии территориальной целостности Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей по охране территориальной целостности государства.