Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деструктивную роль играют, с одной стороны, паралич власти, а с другой - политический произвол, властолюбие, националистический и религиозный фанатизм, моральная деградация значительной части общества и т.п. Их действия могут быть сознательно планируемыми (преступления против личности, общества, государства, государственные перевороты, террористические акты, агрессивные войны и т.п.), но они могут быть и относительно стихийными, дающими незапланированные, а нередко и непредсказуемые результаты. В настоящее время угрозы безопасности могут носить и комплексный характер, например, разрабатывается оружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдет разрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов. Нетрудно заметить, что эти глобальные источники угроз являются одновременно и объектами угроз. Каждая из трех названных областей может быть источником угрозы для двух других и для самой себя. Соответственно, каждая из них выступает и в качестве объекта угрозы, подвергаясь ей со стороны двух других областей и со стороны самой себя.12
Каковы же основные угрозы национальной безопасности России?
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных государств, особенно США и их союзников, и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; появление и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия, страны Балтии и др.); распространение оружия массового уничтожения и средств его доставк; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Афганистан, Абхазия, Нагорный Карабах и др.); притязания на территорию Российской Федерации (страны Балтии, Финляндия, Япония и др.).
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются также в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
2.3 Обеспечение национальной безопасности в современных условиях
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
1) своевременное прогнозирование и обнаружение внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2) реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
4) подъем экономики страны, проведение самостоятельного и общественно ориентированного экономического курса;
5) преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
6) обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
7) улучшение системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, образование слаженных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение общественно-политической стабильности социума;
8) обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
9) обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
10) подъем и поддержание на довольно высоком уровне военного потенциала государства;
11) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
12) принятие эффективных мер по обнаружению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
13) радикальное совершенствовании экологической ситуации в стране.
14) обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.13
Результативные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в зарубежной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
Переход к эффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного образования оптимальных механизмов организации производства и реализации товаров и услуг в целях максимально потенциального роста благосостояния общества и каждого гражданина. На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
Немаловажное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, упрощение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности. Главные задачи - опережающее становление конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных специальных технологий в гражданское производство, введен механизм обнаружения и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Приоритет экономических факторов в общественной сфере принципиально значим для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для становления механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом значимо проведение социально справедливой и экономически высокоэффективной политики в области распределения прибылей. Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации определенных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует последующего улучшения законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и территориальной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую устойчивость. Совокупный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей становление Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Укрепление российской государственности, улучшение федеративных отношений и местного самоуправления должны содействовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Нужен комплексный подход к решению правовых, экономических, общественных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более отчетливого функционального распределения полномочий между государственными университетами, укреплением федеративного устройства России путем улучшения ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса. Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией.
Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии всякого масштаба, в том числе с использованием ядерного оружия, против России и ее союзников.
Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне.
Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически значимых регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать подготовленность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную обстановку в ее исходной стадии, содействовать реализации внешнеполитических целей государства.
И так, обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах, обнаружение и учет которых носит определяющее значение. Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В связи с этим основная задача системы национальной безопасности - защита национальных интересов от разного рода угроз. Однако бесспорно одно целеустремленное и результативное обеспечение национальной безопасности невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства.