Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по мдк. 04. 02 Организация работ по обслуживанию и ремонту электрооборудования.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по МДК. 04.02 Организация работ по обслуживанию и ремонту электрооборудования
/специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) /
(базовая подготовка)
| Разработчик: Глазкова Евгения Алексеевна, |
| преподаватель первой квалификационной категории |
2020 г.
Практическая работа № 15
Сборка схемы и проверка действия нереверсивного магнитного пускателя с помощью двухкнопочной станции.
Цель работы: сформировать навыки алгоритма технологического процесса сборки нереверсивного пуска асинхронного двигателя, используя принципиальную схему.
Материалы и оборудование: компьютер с выходом в интернет, образцы теплового реле ТРН, асинхронный двигатель общего назначения, двухкнопочная станция, магнитный пускатель.
Самостоятельная работа: Сборка схемы и проверка действия нереверсивного магнитного пускателя с помощью двухкнопочной станции.
Основные теоретические сведения.
Магнитный пускатель - комбинированный аппарат ДУ, состоящий из контактора и теплового реле. Он сочетает в себе функции аппарата управления и защиты. Как аппарат управления он применяется для пуска, остановки и реверсирования электродвигателя. В качестве аппарата защиты он отключает электроустановку при недопустимых перегрузках, а также при недопустимом снижении или полном исчезновении напряжения (нулевая защита). Для включения нереверсивного магнитного пускателя применяют двухкнопочную станцию управления с одним замыкающим и одним размыкающим контактом. В кнопочной станции существует пара контактов на каждую кнопку «СТОП», «ПУСК». Нормально-замкнутые контакты маркируются 3-4, нормально- разомкнутые-1-2. Катушка пускателя на 220 В включается между нулевым и линейным (фазным) проводом сети, катушка на 380 В- между двумя крайними линейными проводами.
Рис. 1 Принципиальная электрическая схема пуска двигателя при помощи нереверсивного магнитного пускателя
Порядок выполнения работы
Силовая цепь.
-
Два крайних провода (фаза А и С), выходящие из двигателя АД присоединяем к верхним контактам теплового реле КК. -
Третий провод от двигателя соединяем с магнитным пускателем, присоединяя его на контакт 3 (фаза В). -
Соединяем один нижний контакт теплового реле КК соединяем с контактом 1 магнитного пускателя, второй нижний контакт теплового реле соединяем с контактом 5 магнитного пускателя.
Цепь управления.
-
Контакт 6 на магнитном пускателе соединяем проводом с нормально- замкнутым контактом кн. «Стоп» ( цифра 3 и 4). -
Блокируем нормально-разомкнутый контакт: соединяем контакт 2 кн. «Пуск» с блок-контактом магнитного пускателя NO13.
Соединяем нормально-разомкнутый контакт 1 кн. «Пуск» с блок-контактом магнитного пускателя NO14.
-
Перемычкой соединяем блок-контакт магнитного пускателя NO13 с катушкой магнитного пускателя (контакт А2). -
С катушки магнитного пускателя (контакт А1)подаем питание на нормально-замкнутые контакты теплового реле КК. -
С теплового реле (с нормально-замкнутого контакта КК) подаем питание на контакт 2 магнитного пускателя. -
Присоединяем питающий шнур к контактам магнитного пускателя-2,4,6. -
Проверяем схему. -
Пускаем двигатель.
Требования к содержанию отчета:
Отчет должен содержать:
- название практической работы;
- цель работы;
- оборудование;
- порядок выполнения работы;
- вывод;
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Что называется магнитным пускателем?
2. .Для чего он служит?
3. Перечислите основные элементы схемы.
4. Укажите главную цепь и цепь управления.
5. Расскажите алгоритм сборки схемы
Практическая работа № 16
Разработка и составление дефектной ведомости на ремонт двигателя
Цель работы: освоить методику разработки и составления дефектной ведомости на ремонт асинхронного двигателя.
Материалы и оборудование: образцы электродвигателей с короткозамкнутым ротором, плакаты.
Самостоятельная работа: Разработка и составление дефектной ведомости на ремонт двигателя
Основные теоретические положения.
Электродвигатели служат преобразователями электрической энергии в механическую и составляют основу электропривода большинства механизмов. Наибольшее распространение имеют асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором различных серий.
Дефектация электрических машин при ремонте проводится для определения характера и объёма ремонта или возможности списания машины. Все неисправности механической и электрической частей записываются в специальную ведомость, которая служит основой для выдачи нарядов на выполнение ремонтных работ и называется дефектной ведомостью. Основных правил составления дефектных ведомостей нет. Они составляются в произвольной форме и утверждаются главным энергетиком предприятия.
В ремонтной практике о состоянии двигателя судят по результатам осмотра и измерения некоторых параметров. К исправному двигателю предъявляются следующие основные требования: 1. Он должен быть укомплектован всеми деталями и узлами; 2. На станине, подшипниковых щитах, корпусе и крышке вводного устройства, кожухе вентилятора не должно быть трещин, сколов и вмятин, а также повреждений лакокрасочного покрытия; 3. Не должно быть осевого обгорания контактных болтов клеммой панели вводного устройства; 4. Должны иметь правильную маркировку выводные концы обмотки; 5. Не должно быть осевого смещения ротора и обрыва его стержней; 6. Сопротивление изоляции обмотки одной фазы относительно другой и относительно станины должно быть при рабочей температуре не менее 0,5 Мом; 7. Не должно быть замыкания обмотки на станину и между фазами, обрыва и межвиткового замыкания; 8. Сила тока основного хода должна составлять 30...60% от номинального, а неравномерность токов в отдельных фазах не должна превышать 5% от их среднего арифметического значения; 9. Отклонения между наибольшим и наименьшим воздушным зазором от среднего арифметического значения воздушного зазора не должно, превышать 10%. При проведении дефектации двигателя в целом и его отдельных частей ориентируются на характерные неисправности, наиболее часто встречающиеся в ремонтной практике.
Перечень возможных дефектов и вид ремонта.
1. Трещины и сколы на лапах, корпусе, подшипниковых щитах (трещины более длины корпуса, отбито более 2 лап - двигатель в ремонт не принимается), трещины и сколы в посадочных местах - капитальный ремонт. 2. Износ и срыв резьбовых соединений (резьба имеет более 2 сорванных ниток, смяты головки болтов, болты искривлены - текущий ремонт). 3. Обгорание или обугливание обмоток статора или других его частей - капитальный ремонт. 4. Нарушение лакового покрова лобовых частей обмотки статора -капитальный ремонт. 5. Обрыв, ослабление или потеря механической прочности бандажами лобовых частей, ослабление или выпадение пазовых клиньев - текущий ремонт. 6. Повреждение изоляции выводных проводов - текущий ремонт. 7. Увлажнение обмотки- статора (сопротивление изоляции менее 4 МОм при 15° С - текущий ремонт, сушка; если после сушки сопротивление изоляции менее 4 МОм - капитальный ремонт). 8. Следы подгорания, трещины на клеммной коробке – текущий ремонт. 9. Коррозия, вмятины на активной стали статора и ротора - текущий ремонт (зачистка поверхности, покрытие лаком). 10.Ослабление шихтовки статора и ротора, повреждение листов (тонкое лезвие ножа входит между листами, при постукивании молотком дребезжание и выделение пыли красного цвета - капитальный ремонт( устраняют ослабление шихтовки подтяжкой стяжных болтов, забивкой клиньев, промазывают клеем БФ-2) . 11.Повреждение подшипников (разрушение сепараторов, шариков, выкрашивание металла на дорожках качения, большой радиальный зазор, сколы и трещины на кольцах сепараторах или шариках, забоины или вмятины на поверхности дорожек качения, цвета побежалости на поверхности колец, сепараторов, шариков, царапины или риски, расположенные поперёк пути качения шариков, стук и неустраняемый после промывки шум в подшипниках, чёткие отпечатки шариков на дорожках качения - текущий ремонт подшипников). 12.Износ шеек вала в местах посадки подшипника - капитальный ремонт (устраняют проточкой на токарном станке или при большой величине выработки наплавляют на поврежденное место слой металла). 13.Ослабление посадки шкива или полумуфты на валу ротора - капитальныйремонт. 14.Износ поверхностей боковых стенок шпоночной канавки - текущий ремонт. 15.Изгиб лопаток вентилятора, вмятины и трещины на корпусе - текущий ремонт. 16.Повреждение окраски - текущий ремонт. 17.Вмятины или искривления вала двигателя - капитальный ремонт ( вал правят на гидравлических прессах. При искривлениях более 0,3 % длины вала, вал правят в нагретом состоянии). В обмотках статора электродвигателей чаще всего наблюдаются следующие неисправности: обрыв цепи, замыкание между фазами и обмотки на корпус, витковые замыкания. Отмеченные неисправности выявляются следующим образом: - в собранной или разобранной машине обрыв в цепи обмотки определяется контрольной лампой или мегаомметром. Для определения обрыва обмотки фазы мегаомметр присоединяют к её выводам, выполняют измерения. При наличии обрыва мегаомметр покажет значение близкое к бесконечности; - замыкание обмотки фазы на станину или другую фазу выявляют при измерении сопротивления изоляции мегаомметром. При наличии замыкания стрелка прибора будет находиться на нуле. Измерения выполняются для всех фаз.
Порядок выполнения работы
1. Осмотреть электродвигатель и записать его паспортные данные.
2. Провести дефектацию электродвигателя до его разборки.
3. Разобрать электродвигатель.
4. Выполнить дефектацию электродвигателя после разборки.
5. Заполнить дефектную ведомость.
6. Паспортные данные двигателя:
Таблица -1. Дефектная ведомость
Наименование узлов и деталей двигателя | Обнаруженные неисправности | Рекомендуемый способ ремонта |
Станина | | |
Подшипники | | |
Вал ротора | | |
Обмотка | | |
Сердечник | | |
Требования к содержанию отчета:
Отчет должен содержать:
- название практической работы;
- цель работы;
- оборудование;
- порядок выполнения работы;
- вывод;
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Какая электрическая машина называется двигателем?
2. Виды повреждений и ремонтов электрических машин?
3. Понятие дефектации?
4. Способы проведения дефектации?
5. Виды неисправностей обмоток статора и способы их определения?
Практическая работа № 17
Разработка и составление дефектной ведомости на ремонт трансформатора
Цель работы: освоить методику разработки и составления дефектной ведомости на ремонт силового трансформатора.
Материалы и оборудование образцы маломощных трансформаторов, пластины магнитопровода, плакаты.
Самостоятельная работа: разработка и составление дефектной ведомости на ремонт трансформатора.
Основные теоретические положения.
Силовым трансформатором называют электростатический электрический аппарат, предназначенный для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения ( более высокого или более низкого).