Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по мдк. 04. 02 Организация работ по обслуживанию и ремонту электрооборудования.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти данные приведены для масляных трансформаторов ТМ со схемой соединения обмоток Y/Y0.
Рис. 1 Схема измерение сопротивления петли фаза-нуль по методу амперметра-вольтметра.
Зная сопротивление петли фаза-нуль и учитывая сопротивление трансформатора, а также возможность снижения фазового напряжения в процессе эксплуатации, ток однофазного замыкания на землю:
Для обеспечения надежного отключения поврежденного участка электрической сети номинальный ток плавкой вставки или ток уставки расцепителя автомата выбирают из условия I сраб> I макс хК (А), где I сраб. - ток срабатывания (отсечки) расцепителя автоматического выключателя, I макс.- максимальный кратковременный ток линии, К — коэффициент, равный не менее 3 при защите предохранителями или автоматами с тепловыми расцепителями или 1,1Кр (Кр — коэффициент разброса, заданный заводом), для автоматов с электромагнитным расцепителем. При отсутствии данных по коэффициенту разброса для автоматов с электромагнитным расцепителем на ток до 100 А К равен 1,4, а на ток более 100 А — 1,25.
Порядок выполнения работы
1. Выполнить чертеж схемы.
2. Выписать основные элементы схемы.
Требования к содержанию отчета:
Отчет должен содержать:
- название практической работы;
- цель работы;
- оборудование;
- порядок выполнения работы;
- вывод;
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Назначение схемы.
2.Укажите назначение элементов схемы.
3. Назовите схему соединения обмоток трансформатора.
4. Как включен амперметр в представленной схеме?
5. Как образуют петлю фаза-нуль при измерении?
Практическая работа №23
Измерение сопротивления изоляции обмоток электрических машин.
Цель работы: научиться измерять сопротивление изоляции электрических машин при помощи мегомметра, мультиметра
Оборудование и материалы: асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, отвертка шлицевая, ключ торцевой, индикатор.
Самостоятельная работа: измерение сопротивления изоляции асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Основные теоретические положения.
Асинхронный двигатель с короткозамкнутой обмоткой ротора - электрический двигатель, в котором вращение магнитного поля статора выше скорости вращения магнитного поля ротора.
Рис.1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
Электрические повреждения:
- межвитковые замыкания;
- обрывы в обмотках;
- пробой изоляции на корпус;
- старение изоляции;
Целостность и сопротивление обмоток двигателя проверяют прибором мультиметром. Проверить можно таким способом:
-
Устанавливаем мультиметр в режим измерения сопротивления на 200 Ом -
Находим винт для заземления электродвигателя или может подойти любая металлическая часть корпуса, на которой нет краски. -
К этому месту прижимаем щуп мультиметра, а второй по очереди к каждому электрическому контакту двигателя.
Для выявления нарушения диэлектрических свойств изоляции относительно статора и ротора необходимо использовать специально предназначенный для этих целей прибор — мегомметр.
Он подбирается по величине выходной мощности и напряжению.
Рис.2. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегаомметром
Первоначально измерительные концы подключаются на общую клемму выводов обмоток и болт заземления корпуса. У собранного двигателя электрический контакт корпусов статора и ротора создается через металлические подшипники.
Если замер показывает нормальную изоляцию, то этого вполне достаточно. В противном случае все обмотки рассоединяются и осуществляется поиск нарушения изоляции методом измерения и осмотра отдельных цепей.
Причины плохого состояния изоляции могут быть разными: от механического нарушения слоя лакокрасочного покрытия проводов до повышенной влажности внутри корпуса. Поэтому их надо точно определить. В одних случаях достаточно хорошо просушить обмотки, а в других необходимо искать места с царапинами или задирами для исключения токов утечек
Порядок выполнения работы
-
Произведите внешний осмотр двигателя. Произведите внешний осмотр двигателя. -
Снимите крышку клеммной колодки. -
Разберите соединения обмоток электродвигателя. -
Определите сопротивление пусковой и рабочей обмоток, между обмотками и корпусом. Запишите результаты в таблицу 1. -
Выпишите основные операции проверки двигателя.
Примечание. Если у двигателя 4 вывода, то замерив между ними сопротивление, можно определить - меньшее сопротивление у рабочей обмотки, и соответственно большее сопротивление у пусковой.
Таблица 1. Сопротивление изоляции обмоток двигателя
Таблица 1. Сопротивление изоляции обмоток двигателя
№ | Объекты проверки | Результат |
1. | А- Х | |
2. | В- У | |
3. | А-корпус | |
5. | В-корпус | |
Требования к содержанию отчета:
Отчет должен содержать:
- название практической работы;
- цель работы;
- оборудование;
- порядок выполнения работы;
- вывод;
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
-
Обозначения начала и концов обмоток асинхронного двигателя -
Перечислите основные электрические неисправности асинхронного двигателя. -
Какие неисправности можно обнаружить с помощью мультиметра.
Практическая работа №24
Измерение температуры обмоток при помощи датчика температуры
Цель работы: научиться измерять температуру обмоток электрических машин при помощи мультиметра ДТ 838.
Оборудование и материалы: мультиметр ДТ 838, электрический двигатель.
Самостоятельная работа: измерение температуры обмоток электрических машин при помощи мультиметра ДТ 838
Основные теоретические положения.
Цифровой мультиметр ДТ 838 (рис.1) предназначен для измерения силы постоянного тока, сопротивления, величины постоянного и переменного напряжения, коэффициента усиления биполярных транзисторов (h21) и температуры.
Качество соединения проводников или пайки можно измерить с помощью звуковой прозвонки. Звуковой зуммер звучит при прозвонке, если сопротивление мене 1Ком. С помощью мультиметра ДТ 838 можно прозванивать и полупроводниковые диоды.
В комплект прибора входит датчик температуры, на основе термопары ,представляющей собой спаянные с одного конца две проволоки из разнородных материалов (хромель-капель) . Свободные концы термопары оформлены в виде полярной вилки «+» и « - » Температуру можно измерять в пределах от -50 до + 400 градусов.
Порядок выполнения работы
1. Переключатель диапазона установить в положение» ТЕРМО» путем поворота по часовой стрелке или против часовой стрелки.
2. Вилку датчика установить в соответствующие гнезда: COM и универсальный (V mA ), соблюдая полярность ( - и +).
3. Прикоснуться датчиком (спаянными проволоками) к обмотке двигателя. В результате на дисплее отобразиться температура. Измерения повторить 2-3 раза.
Рис. 1. Мультиметр ДТ 838.
Требования к содержанию отчета:
Отчет должен содержать:
- название практической работы;
- цель работы;
- оборудование;
- порядок выполнения работы;
- вывод;
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Назначение мультиметра ДТ 838?
2. Что лежит в основе датчика температуры этого прибора?
3. Рассказать устройство термопары.
4. Рассказать технологию измерения температуры обмоток при помощи прибора ДТ 838.
Практическая работа №25
Отработка навыков чтения схемы управления асинхронным двигателем с фазным ротором
Цель работы: научиться читать схему управления асинхронным двигателем с фазным ротором
Оборудование и материалы:
Самостоятельная работа: отработка навыков чтения схемы управления асинхронным двигателем с фазным ротором
Основные теоретические положения.
Назначение схемы
Некоторые технологии требуют, чтобы процесс остановки электропривода протекал интенсивнее только под действием статического момента. В этом случае в схемах управления используют различные виды торможения – динамическое и противотоком. Наиболее популярным является динамическое торможение. Суть его сводится к тому, что обмотка статора отключаются от сети переменного тока (две из трех фаз) и переводится в замкнутую цепь постоянного тока. В роторе по – прежнему будет наводиться ЭДС, но момент будет направлен в обратную сторону, что приводит к торможению.
Схемы управления асинхронным двигателем с фазным ротором, которые рассчитаны на среднюю и большую мощность, должны предусматривать ограничение токов при их пуске, реверсе и торможении с помощью добавочных резисторов в цепи ротора. За счет включения резисторов в цепь ротора, можно увеличить момент при пуске вплоть до уровня максимального момента.
Главным преимуществом такого способа является возможность плавно контролировать тормозящий момент (за счет изменения напряжения U или сопротивления R) и осуществлять точную остановку двигателя.
Рис.1. Схема управления асинхронного двигателя с фазным ротором