Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по мдк. 04. 02 Организация работ по обслуживанию и ремонту электрооборудования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти данные приведены для масляных трансформаторов ТМ со схемой соединения обмоток Y/Y0.


Рис. 1 Схема измерение сопротивления петли фаза-нуль по методу амперметра-вольтметра.


Зная сопротивление петли фаза-нуль и учитывая сопротивление трансформатора, а также возможность снижения фазового напряжения в процессе эксплуатации, ток однофазного замыкания на землю:

Для обеспечения надежного отключения поврежденного участка электрической сети номинальный ток плавкой вставки или ток уставки расцепителя автомата выбирают из условия I сраб> I макс хК (А), где I сраб. - ток срабатывания (отсечки) расцепителя автоматического выключателя, I макс.- максимальный кратковременный ток линии, К — коэффициент, равный не менее 3 при защите предохранителями или автоматами с тепловыми расцепителями или 1,1Кр (Кр — коэффициент разброса, заданный заводом), для автоматов с электромагнитным расцепителем. При отсутствии данных по коэффициенту разброса для автоматов с электромагнитным расцепителем на ток до 100 А К равен 1,4, а на ток более 100 А — 1,25.

Порядок выполнения работы

1. Выполнить чертеж схемы.

2. Выписать основные элементы схемы.

Требования к содержанию отчета:

Отчет должен содержать:

- название практической работы;

- цель работы;

- оборудование;

- порядок выполнения работы;

- вывод;

- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы

1. Назначение схемы.

2.Укажите назначение элементов схемы.

3. Назовите схему соединения обмоток трансформатора.

4. Как включен амперметр в представленной схеме?

5. Как образуют петлю фаза-нуль при измерении?

Практическая работа №23

Измерение сопротивления изоляции обмоток электрических машин.

Цель работы: научиться измерять сопротивление изоляции электрических машин при помощи мегомметра, мультиметра

Оборудование и материалы: асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, отвертка шлицевая, ключ торцевой, индикатор.


Самостоятельная работа: измерение сопротивления изоляции асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Основные теоретические положения.

Асинхронный двигатель с короткозамкнутой обмоткой ротора - электрический двигатель, в котором вращение магнитного поля статора выше скорости вращения магнитного поля ротора.



Рис.1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

Электрические повреждения:

- межвитковые замыкания;

- обрывы в обмотках;

- пробой изоляции на корпус;

- старение изоляции;

Целостность и сопротивление обмоток двигателя проверяют прибором мультиметром. Проверить можно таким способом:

  1. Устанавливаем мультиметр в режим измерения сопротивления на 200 Ом

  2. Находим винт для заземления электродвигателя или может подойти любая металлическая часть корпуса, на которой нет краски.

  3. К этому месту прижимаем щуп мультиметра, а второй по очереди к каждому электрическому контакту двигателя.


Для выявления нарушения диэлектрических свойств изоляции относительно статора и ротора необходимо использовать специально предназначенный для этих целей прибор — мегомметр.

Он подбирается по величине выходной мощности и напряжению.



Рис.2. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегаомметром

Первоначально измерительные концы подключаются на общую клемму выводов обмоток и болт заземления корпуса. У собранного двигателя электрический контакт корпусов статора и ротора создается через металлические подшипники.

Если замер показывает нормальную изоляцию, то этого вполне достаточно. В противном случае все обмотки рассоединяются и осуществляется поиск нарушения изоляции методом измерения и осмотра отдельных цепей.

Причины плохого состояния изоляции могут быть разными: от механического нарушения слоя лакокрасочного покрытия проводов до повышенной влажности внутри корпуса. Поэтому их надо точно определить. В одних случаях достаточно хорошо просушить обмотки, а в других необходимо искать места с царапинами или задирами для исключения токов утечек



Порядок выполнения работы

  1. Произведите внешний осмотр двигателя. Произведите внешний осмотр двигателя.

  2. Снимите крышку клеммной колодки.

  3. Разберите соединения обмоток электродвигателя.

  4. Определите сопротивление пусковой и рабочей обмоток, между обмотками и корпусом. Запишите результаты в таблицу 1.

  5. Выпишите основные операции проверки двигателя.


Примечание. Если у двигателя 4 вывода, то замерив между ними сопротивление, можно определить - меньшее сопротивление у рабочей обмотки, и соответственно большее сопротивление у пусковой.

Таблица 1. Сопротивление изоляции обмоток двигателя

Таблица 1. Сопротивление изоляции обмоток двигателя



Объекты проверки

Результат

1.

А- Х




2.

В- У




3.

А-корпус




5.

В-корпус





Требования к содержанию отчета:

Отчет должен содержать:

- название практической работы;

- цель работы;

- оборудование;

- порядок выполнения работы;

- вывод;

- ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

  1. Обозначения начала и концов обмоток асинхронного двигателя

  2. Перечислите основные электрические неисправности асинхронного двигателя.

  3. Какие неисправности можно обнаружить с помощью мультиметра.



Практическая работа №24

Измерение температуры обмоток при помощи датчика температуры

Цель работы: научиться измерять температуру обмоток электрических машин при помощи мультиметра ДТ 838.

Оборудование и материалы: мультиметр ДТ 838, электрический двигатель.

Самостоятельная работа: измерение температуры обмоток электрических машин при помощи мультиметра ДТ 838

Основные теоретические положения.

Цифровой мультиметр ДТ 838 (рис.1) предназначен для измерения силы постоянного тока, сопротивления, величины постоянного и переменного напряжения, коэффициента усиления биполярных транзисторов (h21) и температуры.


Качество соединения проводников или пайки можно измерить с помощью звуковой прозвонки. Звуковой зуммер звучит при прозвонке, если сопротивление мене 1Ком. С помощью мультиметра ДТ 838 можно прозванивать и полупроводниковые диоды.

В комплект прибора входит датчик температуры, на основе термопары ,представляющей собой спаянные с одного конца две проволоки из разнородных материалов (хромель-капель) . Свободные концы термопары оформлены в виде полярной вилки «+» и « - » Температуру можно измерять в пределах от -50 до + 400 градусов.

Порядок выполнения работы

1. Переключатель диапазона установить в положение» ТЕРМО» путем поворота по часовой стрелке или против часовой стрелки.

2. Вилку датчика установить в соответствующие гнезда: COM и универсальный (V mA ), соблюдая полярность ( - и +).

3. Прикоснуться датчиком (спаянными проволоками) к обмотке двигателя. В результате на дисплее отобразиться температура. Измерения повторить 2-3 раза.



Рис. 1. Мультиметр ДТ 838.

Требования к содержанию отчета:

Отчет должен содержать:

- название практической работы;

- цель работы;

- оборудование;

- порядок выполнения работы;

- вывод;

- ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы.

1. Назначение мультиметра ДТ 838?

2. Что лежит в основе датчика температуры этого прибора?

3. Рассказать устройство термопары.

4. Рассказать технологию измерения температуры обмоток при помощи прибора ДТ 838.

Практическая работа №25

Отработка навыков чтения схемы управления асинхронным двигателем с фазным ротором

Цель работы: научиться читать схему управления асинхронным двигателем с фазным ротором

Оборудование и материалы:

Самостоятельная работа: отработка навыков чтения схемы управления асинхронным двигателем с фазным ротором
Основные теоретические положения.

Назначение схемы

Некоторые технологии требуют, чтобы процесс остановки электропривода протекал интенсивнее только под действием статического момента. В этом случае в схемах управления используют различные виды торможения – динамическое и противотоком. Наиболее популярным является динамическое торможение. Суть его сводится к тому, что обмотка статора отключаются от сети переменного тока (две из трех фаз) и переводится в замкнутую цепь постоянного тока. В роторе по – прежнему будет наводиться ЭДС, но момент будет направлен в обратную сторону, что приводит к торможению.


Схемы управления асинхронным двигателем с фазным ротором, которые рассчитаны на среднюю и большую мощность, должны предусматривать ограничение токов при их пуске, реверсе и торможении с помощью добавочных резисторов в цепи ротора. За счет включения резисторов в цепь ротора, можно увеличить момент при пуске вплоть до уровня максимального момента.

Главным преимуществом такого способа является возможность плавно контролировать тормозящий момент (за счет изменения напряжения U или сопротивления R) и осуществлять точную остановку двигателя.


Рис.1. Схема управления асинхронного двигателя с фазным ротором