ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания. Тема 2.
1 задание. Дайте определение понятию и сущности «организационных» административно-правовых отношений, раскройте их характерные особенности и отличия от имущественных и личных неимущественных гражданско-правовых, трудовых, финансово-правовых и других правоотношений.
Ответ: Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Организационным административно-правовым отношениям свойственны следующие их черты: -эти отношения возникают в процессе государственного управления; -их обязательным субъектом выступает орган государственного управления; -они характеризуются неравенством сторон правоотношения, т.е. являются властными отношениями. Административно-правовые отношения в своей преобладающей части – организационные. Это означает, что административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организацией в широком смысле.
2 задание. Дайте определение внутриорганизационным отношениям, являющимся предметом административного права (административно-правового регулирования). Назовите их характерные признаки и отличительные особенности.
Ответ: Внутренние, или внутриорганизационные, отношения закрепляют систему органов исполнительной власти, взаимодействие между ними и их подразделениями, распределение прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и муниципальных органов. Например, организационная деятельность рабочего аппарата Федерального Собрания РФ (подготовка материалов, помощь комитетам).
3 задание. Приведите несколько примеров внутриорганизационных отношений применительно к деятельности палат Федерального Собрания, Администрации Президента РФ и Правительства РФ, областных судов и прокуратур.
Ответ: Например, в соответствии со ст. 69. Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями от 15 апреля, 23 октября, 4 декабря 1998 г.) Правовое, организационное, документальное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы, депутатов Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, его Первого заместителя и заместителей осуществляет Аппарат Государственной Думы. Аппарат Государственной Думы: ведает ее делопроизводством; обеспечивает протоколирование и стенографирование заседаний Государственной Думы, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентских слушаний; подготавливает и рассылает необходимые для работы депутатов Государственной Думы справки, информационные бюллетени, другие материалы; обеспечивает регистрацию и хранение документов.
Руководитель Аппарата Государственной Думы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы на основании представления Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть назначен на должность Руководителя Аппарата Государственной Думы.
Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материально-технического обеспечения работников Аппарата Государственной Думы, а также расходы на его содержание определяются Председателем Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы в пределах сметы расходов на содержание Государственной Думы. (В ред. от 23 января 1996).
Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, - эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.
В состав администрации Президента РФ, в частности входят: Канцелярия Президента РФ (на правах управления), Контрольное управление Президента РФ, Референтура Президента РФ (на правах управления), Секретариат руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления).
4 задание. В системе административного права как отрасли права и учебно-научной дисциплины выделяют общую, особенную и иногда специальную части. Укажите какие признаки (критерии) положены в основание такого деления?
Административное право, как и любая другая отрасль права имеет свою систему, которая указывает как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие её нормы права.
Систематизация норм административного права может быть проведена по различным основаниям. В нашем случае - необходимо выделить признаки (критерии), которые положены в основание деления административного права как отрасли права и учебно-научной дисциплины. К таким признакам (критериям) можно отнести:
во-первых:
1). систематизация исходит из объективного наличия и объективной дифференциации норм;
2). она приносит определенную пользу науке и практике - упрощает применение норм, их реализацию;
во-вторых - нормы, объединенные административным правом, следует разделять, прежде всего, по признаку возможных масштабов применения:
1). нормы, действующие в масштабе, пределах всей сферы отношений, регулируемых административным правом, т.е. в масштабе всего предмета административного права. Эти нормы составляют Общую часть административного права (субъекты административного права, их полномочия, ответственность);
2). нормы, масштабы применения которых не выходят за пределы отрасли управления или нескольких отраслей, например, Положение о министерстве, определяющее организацию и деятельность соответствующей отрасли управления, нормы о хозяйственной и производственной деятельности. Эти нормы составляют Особенную часть административного права;
3). далее, в системе норм административного права выделяют Специальную часть, включая в неё нормы об охране правопорядка и безопасности.
Нормы Особенной и Специальной частей не должны противоречить нормам общей части, а в случае такого противоречия действуют нормы Общей части. На основе данной классификации строится наука административное право.
5. Задание. Дайте определение видам (формам реализации государственной власти) государственной деятельности различных государственных органов по Конституции РФ. Назовите данные виды и кратко охарактеризуйте их со ссылками на конкретные конституционные нормы.
Ответ: Формы реализации государственной власти -это реализация основных функций государства – как направлений деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
В теории права выделяются такие формы реализации власти как:
-Правотворческая, которая направлена на разработку, издание, отмену или изменение правовых норм (ст. 97 Конституции РФ):
-Правоисполнительная направлена на применение норм права, их реализацию (ст. 110 Конституции Ф): -Правоохранительная направлена на обеспечение правопорядка, охрану прав и свобод личности, обеспечение законности во всех сферах жизнедеятельности субъектов правоотношений (ст.23 ,25, 51, Конституции РФ).
Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.
К правовым формам относятся: 1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов); 2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)); 3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям). Организационными формами осуществления функций государства являются следующие: 1) организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.); 2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.); 3) организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).
6 задание. Для проверки и оценки итогов приватизации за 1993-1996 гг. Федеральное Собрание образовало две комиссии, в состав которых вошли депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, аудиторы Счетной палаты РФ и представители Прокуратуры РФ, а также председатели региональных комиссий по анализу итогов приватизации.
Укажите, какие из возможных и вероятных действий каждого и этих субъектов будут являться организационными отношениями в сие теме контрольной деятельности государства, то есть предметом административного права (административно-правового регулирования), а какие — не организационными? Ответ проиллюстрируйте примерами
Ответ
7 задание. Смоделируйте жизненные ситуации, в которых председатель какого-либо комитета Государственной Думы РФ, Председатель Счетной палаты РФ и декан факультета выступали бы субъектами организационных, внутриорганизационных и контрольно-организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования.
Ответ: На основании ст. 111 Регламента Государственной Думы председатель комитета может издать распоряжение о создании рабочей группы для работы над законопроектом. Комитет Государственной Думы может создать рабочую группу по подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроекта в первом или третьем чтениях. Комитет Государственной Думы может также создать рабочую группу по подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроекта в первом, втором и третьем чтениях.
Это внутриорганизационное административное правоотношение. На основании ст.7 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 4 ноября 2014 г. № 341-ФЗ) и ст.4 Регламента Счетной палаты Российской Федерации Председатель счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры. Ректор Вуза вправе принять Правила внутреннего распорядка.
-
задание. ???
9задание. Проведите разграничение отраслей права: АП и ГП
ответ: В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в присущих им методах правового регулирования. Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Например, на основе акта министерства осуществляется безвозмездная передача зданий, сооружений от одной государственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Налицо, следовательно, управленческое отношение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряжения полномочного органа управления.
10. задание. Проведите разграничение норм права: АП и ТП
Ответ: различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса работников именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается известное переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, так как представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.); трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих.
Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе; административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.
11 задание. Проведите разграничение отраслей права: АП и КП
Ответ: Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда, прокуратуры и иных государственных органов.
Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.
12 задание. Разграничение Административное, таможенного и финансового права
Ответ: Для регулирования финансовых отношений используется преимущественно властный административный метод. Финансовое право отделилось от конституционного и административного права в силу того, что объект правового регулирования имеет здесь свою специфику и большое общественное значение. Финансовое право призвано регулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, основным содержанием которой является мобилизация, распределение и использование денежных средств, составляющих часть национального дохода государства. В таком широком понимании финансовая деятельность включает в себя и деятельность исполнительно-распорядительного характера. Нормы административного права широко используются для регулирования непосредственно управленческих отношений в области финансов (например, организация и полномочия финансово-кредитных органов). Но, поскольку в них превалируют «денежные» элементы (бюджетные, кредитные, налоговые и т.д.), они составляют одновременно и предмет финансового права. Следовательно, для финансового права характерна относительная самостоятельность.
13 задание. Разграничение АП и УП
Ответ: Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.
Административное право можно отграничивать и от уголовного и уголовно-исполнительного права. Эти отрасли права используют одинаковый метод правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве устанавливаются составы преступлений против интересов государственной и муниципальной службы.
Уголовное право устанавливает ответственность и за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции как в сфере действия уголовного, так и административно-деликтного права. Управление в области исполнения уголовных наказаний основывается на традиционных характеристиках государственного управления, обеспечивающего выполнение конкретных задач уголовно-исполнительного права.
14 задание. Ап и УПП
Ответ: Взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.