Файл: 1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 4434

Скачиваний: 132

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С другой стороны, некоторые варианты отклонений сами являются причиной возникновения депривационных феноменов, что дополнительно отягощает процесс развития. Так, выраженные нарушения зрения, слуха, двигательного анализатора и речи, безусловно, представляют собой особые формы сенсорной и коммуникативной депривации. Их своеобразие кроется в самой структуре депривационной ситуации. Обычно депривационные явления, изучаемые в естественных и экспериментальных условиях, характеризуются внешней локализацией блокиратора потребности. В случаях сенсорных нарушений таковыми выступают они сами.

Вероятно, иная структура депривационной ситуации может сказаться на качественном своеобразии самих депривационных феноменов. Так, в условиях экспериментальной сенсорной депривации очень часто обнаруживаются нарушения восприятия в виде многочисленных иллюзий и галлюцинаций. В ситуации врожденной слепоты и глухоты подобных явлений не наблюдается. Потеря зрения в зрелом возрасте, особенно внезапная, может сопровождаться галлюцинаторными образами, давно известными в психопатологии под названием «иллюзии Шарля Бонэ». Однако они обладают особенностями, отличающими их от подобных явлений, имеющих место в ситуации экспериментальной сенсорной депривации. В последнем случае нарушения в сфере восприятия и эмоциональные расстройства усиливаются и усложняются в своем содержании. При утрате зрения в зрелом возрасте, напротив, иллюзорные нарушения восприятия (и эмоциональной сферы) со временем редуцируются. Кроме того, в условиях экспериментальной (внешней) депривации значительно повышается психическая активность индивида. В ситуации врожденного и поздно утраченного зрения наблюдается нечто обратное — снижение активности, и прежде всего познавательной.

Сказанное позволяет утверждать, что депривация может выступать одновременно и как причина, и как следствие дизонтогенеза. Вместе с тем надо отметить, что ребенок, проявляющий признаки нарушенного развития, испытывает на себе влияние нескольких видов лишений. Прежде всего, это исходная депривационная ситуация, связанная с основным нарушением. Помимо этого для большинства детей с проблемами в развитии, особенно в дошкольном детстве, свойственна ситуация коммуникативной депривации. Очень часто раннее детство подобных детей протекает в замкнутом семейном кругу, ограниченном контактами с ближайшими родственниками, что весьма пагубно сказывается на характере психического развития ребенка, лишенного общения со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. К перечисленному следует добавить и нередкие ситуации эмоциональной депривации, обусловленные своеобразными личностными реакциями родителей на факт обнаруженных у ребенка отклонений. Отчаяние, безнадежность, бессилие иногда сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка со стороны одного или сразу двух родителей. Ребенок воспринимается как источник незаслуженных страданий, а потому внутренне не принимается. Отвержение может быть как неосознаваемым, так и тщательно скрываемым. И в том и в другом случае ребенок становится лишь объектом ухода, но не любви и воспитания. Эмоциональная черствость родителей представляет собой дополнительный негативный фактор, усугубляющий и без того сложную ситуацию развития детской психики. При этом подавляющее большинство коррекционных учреждений — заведения интернатного типа; среди детей с отклонениями в развитии нередки и госпитализации с целью дополнительной диагностики и лечения.


Таким образом, можно заключить, что репрезентация мира в сознании детей с отклонениями в развитии характеризуется определенной степенью бедности и однообразия. Ущемленность чувственной ткани сознания приводит к снижению уровня структурированности, устойчивости и упорядоченности картины мира. Последняя воспроизводится менее определенно и предсказуемо, повышается уровень энтропии (энтропия — мера хаотичности, беспорядочности, неструктурированности). Следовательно, обедненность и низкая структурированность репрезентации внешнего мира в сознании особого ребенка может быть отнесена к категории модально неспецифических закономерностей отклоняющегося развития.

Поэтому проблема профилактики депривационных ситуаций в развитии проблемных детей чрезвычайно актуальна как в практическом, так и в теоретическом отношении.

4. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.

Представьте себе утро: вы просыпаетесь и понимаете, что перестали слышать звуки, мелодии и речь. Конечно, это очень печально, ведь благодаря слуху человек получает огромную информации. Потеря слуха- это настоящий стресс для человека.
К сожалению, сегодня многие люди имеют проблемы со слухом- кто-то рождается уже 
глухим или становится рано оглохшим, а кто-то теряет слух в более старшем возрасте или становится слабослышащим. Такие дети воспринимают мир иначе, ведь, чтобы получать информацию об окружающем мире им приходится задействовать другие органы чувств. А это в свою очередь ведет и к другим проблемам, например, задержка развитие речи. Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми с нарушением слуха затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий. Чтобы помочь такому ребенку приспособиться к обществу, я думаю, важно понимать его особенности психологии. Поэтому роль сурдопсихологии— раздела специальной психологии, изучающего закономерности психического развития 

детей и взрослых с нарушениями слуха, а также изучающего возможности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания очень важна в нашем информационном обществе.

5. Опираясь на лекцию 25.5 «Психологические особенности детей с нарушениями зрения речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.

Нарушения речи и зрения

Краткая характеристика

Нарушения зрения

Для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Нарушения устной речи

могут быть разделены на два типа: фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи; структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Нарушения письменной речи

-в функциональную систему обеспечивающих процессы письма и чтения включаются не только собственно речевые структуры головного мозга, но и подключаются зрительные анализаторы зрительного восприятия, пространственного анализа и синтеза, функция движений руки при письме, функция движения глаз по строке и по странице как вовремя письма, так и во время чтения.

Таким образом, процессы письма и чтения предполагают зрелость мозга, обеспечивающих работу этих структур головного мозга.

В отличие от устной речи письменная речь отличается высокой степенью произвольности. Поэтому для овладения ею требуется достаточная зрелость 3-го блока мозга, который обеспечивает программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности.


6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
Интеллектуальные нарушения у детей
 – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Состоит из клинической беседы, наблюдения, патопсихологических проб. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.
Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.

Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).

Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

7. Дайте характеристику психологическим особенностям детей с комбинированными нарушениями

Психология детей со сложными нарушениями развития- это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Наиболее изученным явилось нарушение слепоглухоты. Недостатки развития, входящие в состав сложных дефектов связаны с повреждением разных систем организма. Это могут выраженные нарушения зрения и ДЦП, глухота и ДЦП, разные виды нарушения зрения и слуха, слепота и системное нарушение речи. Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора можно назвать осложненным дефектом. В психологии рассматривают несколько вариантов этиологически сложного нарушения:


  • один дефект имеет генетическое, а другой экзогенное происхождение (например, ребенок наследует близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы)

  • оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами (например, нарушение зрения по линии отца, а нарушение слуха по линии матери)

  • каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами ( например, нарушение слуха приобретено вследствие перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника)

  • оба нарушения представляют собой разные проявления одного того же наследственного синдрома

  • два дефекта возникли в результате действия одно и того же экзогенного фактора

сегодня по сочетанности нарушений выделяют:

  • нарушение зрения и слуха; 2. нарушение зрения и системное нарушение речи; 3. нарушение слуха и движений; 4. нарушении зрения и движений; а также сочетание всех этих всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени.

По времени наступления сложных нарушений делят на такие группы:

С врожденным или рано приобретенным сложным дефектом; сложным дефектом, проявившемся в младшем или ст. дошкольном возрасте; с нарушением приобретенным в подростковом возрасте; приобретенным в зрелом возрасте; наступившем в старческом возрасте.

Ощущение и восприятие у детей со сложными дефектами имеет ряд особенностей, которые проявляются в том, что кожная чувствительность и двигательная память становятся у слепоглухих особым способом познания. В литературе описано как слепохлугие дети находят окна и двери в помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры. Спепоглухие дети должны опираться во всем на свой собственный двигательный и осязательный опыт.

В случае сложного сенсорного дефекта велика вероятность иждивенческого, эгоистического развития личности. Это обусловлено рядом причин, среди которых изолированность от общения, большая зависимость от окружающих близких, излишняя тревога и жалость окружающих.

Одной из важнейших задач данного направления специальной психологии является ранняя диагностика сложного дефекта. В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологическим методам объективного исследования.