Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема диссертации: «Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно - исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона»
План
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы формирования готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.
1.1. Учебно – исследовательская деятельность школьников в историко – культурном пространстве региона
1.2. Готовность будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона
1.3 Педагогические условия и модель формирования готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона
Выводы
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.
2.1. Диагностика готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.
2.2. Реализация педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования.
Выводы
Заключение
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В деле совершенствования образовательной практики особая роль отводится педагогу, от результатов деятельности которого по большому счету зависит эффективность проводимых в стране реформ. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость качественного изменения подготовки будущих специалистов в области образования. Сегодня общество ощущает потребность в подготовке учителей, способных осуществлять исследовательский педагогический поиск, обеспечивающий высокие учебно – воспитательные результаты. Такие задачи могут быть решены лишь в случае приобщения к учебно – исследовательской работе как можно большего числа педагогов.
Учебно – исследовательская деятельность становится приоритетной тенденцией современного образования всех уровней в Российской Федерации первой четверти ХХӀ века. Бурное развитие технологий и «текучая современность» (З. Бауман) предлагает растущей личности множество возможных вариантов развития любой жизненной и профессиональной ситуации с выделением, анализом, аргументацией, организацией и рефлексией как этапами проектирования варианта ее решения. Нерегламентированная рыночная экономика и отказ от ориентиров планового регулирования конца ХХ века уступили место определению проектируемых показателей экономического и социального развития российского государства и общества, что актуализировало проблему готовности педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников, обусловливая системно – деятельностную основу Федеральных государственных образовательных стандартов. Утвердили новые ФГОС начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287). В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников. Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам. высшего образования, в т.ч. ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование (Приказ Минобрнауки РФ №122 и 125 от 22.02.2018г.).
РазработаннаяКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит
принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих будущих учителей – объективные сложности в преподавании. Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике. Формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности - значимая задача. Важным в мировоззренческом отношении является восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Формирование бережного отношения к культурному наследию - одна из задач курса отечественной истории.
В свою очередь современные вузы переориентируют образовательный процесс будущих педагогов, обновляя основные профессиональные образовательные программы и рабочие программы дисциплин дополняя элементами исследовательской (проектной) деятельности и технологий ее организации, опираясь на ее многофункциональность, активизирующую учебно – познавательную деятельность обучающихся, развивающую творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности, навыки самообразования, самоконтроля и самооценки при получении результата собственного труда, обогащающую личный опыт обучающихся, т.е. развивающую ключевые компетенции: креативность, коммуникация, кооперация и критическое мышление. Подобное обновление профессиональных функций «успешного педагога XXI века» в разных видах его деятельности является актуальной задачей системы высшего образования и определяет формирование готовности будущих учителей к организации индивидуальной и совместной учебной деятельности обучающихся в соответствующей предметной области.
В последние годы многие ученые (С.П. Арсенова, Е.В. Бондаревская, E.H. Глубокова, В.И. Горовая, Е.А. Климов, А.Ю. Козырева, Т.В. Орлова, Н.М. Яковлева и др.) указывают в своих работах на острую потребность развивающейся школы в педагоге нового типа, способном работать в новых социальных условиях, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций, создавать уникальные авторские технологии обучения.
Переход к учебно – исследовательской деятельности требует специальных знаний не только в области педагогики, психологии, предметных дидактик, но и в области функционирования самой науки. Определенная работа в этом направлении уже проделана. Достаточно назвать труды по методам и методологии педагогического исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Грабаря, Г.В. Воробьева, В.Н. Журавлева, В.И. Загвязинского, Т.В. Копнина, В.В. Краевского, А.И. Пискунова, М.Н. Скаткина и др. Однако большая часть из них предназначены преимущественно студентам, аспирантам или специалистам – ученым.
Кроме того, сложившаяся практика воспитания и обучения студентов – будущих педагогов не способствует максимальному стимулированию самостоятельности и нешаблонности мышления. Деятельность вуза по – прежнему направлена на подготовку учителя – исполнителя.
Следует отметить также, что междисциплинарный системный подход, являющийся основополагающим в развитии творческого мышления будущего учителя, еще не получил достаточного теоретического освещения в педагогической литературе, хотя предпосылки к этому имеются.
Этому могут способствовать и труды отечественных психологов и педагогов (Б.Г. Ананьева, JI.A. Балакиревой, И.А. Зимней, З.И. Калмыковой, JI.M. Лузиной, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.), в которых получили освещение вопросы творческого характера педагогического труда, специфики процесса подготовки к будущей исследовательской деятельности (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Хорошко, В.Я. Ядов и др.), соотношение педагогической науки и педагогической практики (Ю.П. Азаров, Л.А. Балакирева, Н.В. Кухарев, И.П. Раченко, М.Н. Скаткин и др.), психологии труда учителя (Ф.Н. Гоноболин, C.B. Кондратьева, В.А. Сластенин и др.).
Проблемам педагогических условий и содержания исследовательской подготовки педагога посвящены диссертационные исследования Л.Ф.Авдеевой, В.П. Арсеновой, Е.И. Барчук, E.H. Глубоковой, Р.И. Гороховой, Г.И. Денисовой, В Н. Намазова, Т.Г. Пронюшкиной, Т.В. Самодуровой, П.М. Скворцова, Д.Г. Цхакой и др.
Однако вопросы готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона разработаны недостаточно.
Анализ педагогической теории и образовательной практики позволил выделить противоречия между:
– социальным заказом на подготовку современного учителя, способного организовать исследовательскую деятельность обучающихся и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования готовности будущего педагога в вузе;
– необходимостью организации исследовательской деятельности школьников и недосточным использованием научного потенциала историко – культурном пространстве региона (Ставропольского края).
Таким образом, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы педагогические условия формирования готовности будущего учителя к учебно – исследовательской деятельности обучающихся с учетом историко – культурного пространства региона?
Социальный заказ общества на подготовку специалистов – педагогов, способных к решению указанной проблемы обусловил выбор темы нашего исследования: «Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона».
Цель исследования: обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий и модели формирования готовности будущих учителей к учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.
Объект исследования: процесс формирования готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников.
Предмет исследования: педагогические условия и модель готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона
В основу исследования положена гипотеза: формирование готовности будущего педагога к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона будет эффективно, если:
– выявлена сущность готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона (определено понятие и структурные компоненты).