Файл: Технологии эффективного найма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В своей книге «Природа труда менеджера» Минцберг утверждает, что все роли менеджера взаимосвязаны. Они взаимодействуют друг с другом и обеспечивают тем самым некую целостность менеджерской деятельности. Можно заключить, что один и тот же момент времени менеджер может исполнять не одну роль, а несколько. Так, например, осуществляя межличностные взаимодействия, менеджер может быть и собирателем информации, и представителем и т.п. Именно посредством постоянного взаимодействия и перехода менеджера из одной роли в другую, или сочетания их одновременно, достигается максимальное выполнение его непосредственных функций, оперативное решение сформированных задач предприятия и постоянно возникающих в процессе его функционирования, что несомненно благоприятно отражается на работу предприятия в целом в условиях постоянно изменяющейся рыночной экономики.
Стили управления по Ицхаку Адизесу
Ицхак Адизес обогатил теорию и практику мирового менеджмента концепцией жизненных циклов организаций и «витаминным» подходом к типологии руководителей. Согласно его модели PAEI, для достижения краткосрочной и долгосрочной результативности и эффективности руководителю нужны четыре качества: P ? производителя результатов (producer), A ? администратора (administrator), Е ? предпринимателя (entrepreneur), I ? интегратора (integrator). А поскольку выполнять эти роли одновременно одному человеку нереально, то в топ-менеджменте компании должны быть руководители с преобладанием одного из четырех стилей и четким представлением об остальных.
В книге «Идеальный руководитель» Адизес высказывает мнение, что конечная цель процесса управления -- сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе -- не больше и не меньше. Если обеспечить результативность и эффективность в ближайшей и долгосрочной перспективе, этого достаточно для благополучия и успеха любой организационной структуры, будь то супружеский союз, правительство, многонациональная корпорация или кондитерская.
Эмоциональный интеллект руководителя по ДэниелуГоулману
Дэниел Гоулман, автор термина «эмоциональный интеллект», утверждает: самые опытные и талантливые руководители интуитивно чувствуют, что в зависимости от ситуации людьми управлять нужно по-разному. Они мастерски умеют это делать и потому добиваются замечательных результатов. Не всем даны такие способности, но можно научиться хотя бы отчасти действовать гибко. Игра стоит свеч, утверждает автор. Самые талантливые руководители обладают целым арсеналом стилей управления, каждый из которых используют в нужный момент. Освоить это мастерство нелегко, но приложить усилия стоит: многообразие стилей улучшает работу организации. Образно говоря, стиль -- что-то вроде клюшки в сумке игрока в гольф: профессионал интуитивно оценивает расстояние до лунки, быстро вынимает из сумки нужную клюшку и элегантно бьет по мячу. Примерно так же действуют и выдающиеся руководители. Эмоциональный интеллект -- совокупность качеств, определяющих способность человека управлять собой и своими отношениями с другими людьми -- складывается из четырех основных компонентов: самоанализа, самоконтроля, социального анализа и управления межличностными отношениями.

Что представляют собой упомянутые шесть стилей управления?
- Лидеры-диктаторы, действующие в принуждающем стиле, требуют от подчиненных беспрекословного повиновения.

- Авторитетные лидеры мобилизуют людей на достижение цели.

- Сторонники отеческого стиля выстраивают эмоциональные связи между сотрудниками, создают в коллективе атмосферу мира и согласия.

- Демократы вовлекают всех в работу и добиваются единства во взглядах.

- Лидеры, предпочитающие эталонный стиль, ждут от подчиненных отличной работы и целеустремленности.

- Лидеры-наставники готовят подопечных к будущим свершениям.
2. Характеристика и отличительные особенности
Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.
В целом трудовую деятельность руководителя можно разделить на 4 функции. Это: планирование, организация, мотивация, контроль. Но не следует полагать, что только руководитель выполняет эти функции. Ему активно помогают остальные работники. Цель работы руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу.
Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:
- Руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;

- Работа руководителя в основном умственная;

- Повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;

- Труд руководителей не подается количественному учету;

- Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;

- Если рабочий в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций;

- Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.
Сама управленческая деятельность руководителя многогранна, многофункциональна, многопланова, весьма разнообразна, имеет в своем составе компоненты, принадлежащие к разным, подчас далеко не сходным профессиям, а поэтому весьма сложна. Руководитель выступает в ролях организатора (лидера), специалиста (инноватора), администратора, воспитателя, общественного деятеля (дипломата), человека. Несмотря на различия в целевом назначении каждого вида деятельности, общим для них является то, что деятельность руководителя складывается обычно из отдельных этапов процесса управления:


- Составление плана деятельности, куда входит постановка задач на предстоящий период работы и программирование необходимых для их выполнения мероприятий.

- Организация деятельности как в масштабе всего предприятия, так и в рамках его функциональных подразделений.

- Планирование ресурсов рабочей силы, ее подбор, ознакомление с производством и обучение.

- Руководство персоналом, его мотивирование, информирование и сотрудничество с ним.

- Принятие решений.

- Контроль за выполнением поставленных задач и за эффективностью работы.

- Совершенствование деятельности организации в целом.
Понимание особенностей управленческого труда заключается в понимании механизма мотивации работников, в наличии современных и уместных представлений о роли руководителя. Руководитель, который понимает особенности управленческого труда, должен как можно чаще задумываться над принципами управления, хорошо знать стили руководства, уметь создавать позитивную рабочую атмосферу, осознавать свой стиль руководства и менять его в зависимости от ситуации и т.д.
Особенно же следует выделить тот факт, что существуют различные требования для руководителей низшего, среднего и высшего звена управления. Общие требования к будущему руководителю определить несложно. Это должен быть сотрудник организации, имеющий высшее образование, опыт работы в должности, физически здоровый. Сложнее определить наиболее значимые качества, необходимые руководителю.
Таблица 1.2 Наиболее значимые качества руководителя










Концептуальные способности


Специальная квалификация


Умение работать с людьми




- понимание производственного процесса в целом;

- умение анализировать внутреннюю связь фактов;

- способность анализировать и оценивать поведение людей, эффективность структур и длительных взаимосвязей;

- умение мыслить в абстрактных категориях;

- умение моделировать будущее;

- способность к обобщению


Знания:

- эксплуатируемой техники;

- технической документации;

- применяемой технологии;

- новых технических разработок;

- технологии экономического планирования, учета и контроля;

- персонального компьютера;

- методов мотивации труда

Умения:

- четко выполнить технические условия, стандарты;

- видеть актуальные задачи;

- планировать производственный процесс;

- работать с литературой, справочниками;

- внедрить новое


- обучать работе;

- распределять работу;

- умение создать команду;

- умение поддерживать отношения с людьми;

- осуществлять взаимодействие с другими подразделениями;

- быть примером работоспособности в стрессовых ситуациях;

- разбираться в людях;

- убеждать людей;

- разрешать конфликтные ситуации;

- стоять за интересы коллективы;

- создать благоприятный психологический климат






Все эти качества должны быть присущи руководителю любого ранга - от высшего до младшего. В работе менеджеров каждого ранга доминирует одна из групп качеств. Высокая специальная квалификация в большей мере требуется при осуществлении процесса на операциональном и профессиональном уровнях, на уровне мастера, но по мере того, как на руководителя возлагается все большая ответственность, связанная с управлением, значение технической квалификации уменьшается. Руководитель все больше начинает зависеть от профессионализма подчиненных. На первый план выходит умение работать с людьми - навыки эффективного взаимодействия руководителя с сотрудниками организации и другими людьми, умение создать команду.
Линейный руководитель, будучи формально назначенным, не может избежать неформальных отношений с подчиненными. Это происходит в силу того, что его коммуникации с подчиненными носят постоянный и чаще всего непосредственный (не опосредованный документами характер). Линейный руководитель больше общается с подчиненными напрямую, устно, нежели «через документ». В этом отличие его коммуникативной позиции от позиции высших руководителей, которые больше общаются с подчиненными через бумаги и иные информационные носители. Для полноценного исполнения обязанностей руководителю среднего звена необходимо обладать тремя группами качеств: специальными техническими, юридическими, человеческими и концептуальными. Руководителям высшего звена требуются концептуальные способности, знания функциональных сфер - маркетинг, реклама, PR, сбыт, финансы, HR; способности к достижению поставленных целей; наличие в мотивации элементов, способствующих успешной адаптации к корпоративной культуре компании, а также способности к обучению и возможному быстрому перепрофилированию; наличие системного мышления.
Руководителю среднего звена необходимо обладать рядом личностных качеств:

- развитым интеллектом, обширной информированностью, здравым смыслом и инициативностью;

- хорошо понимать специфику деятельности предприятия, его организационной культуры, обладать развитым чувством преданности своему подразделению и предприятию в целом;
- хорошо развитой речью, умением логично, правильно, образно и литературно излагать свои мысли, четко поставить задачу;


- обладать чувством нового, желанием его внедрить, видеть ростки нового в работе подчиненных, помочь им развиться и поддержать новаторские идеи;

- уметь концентрировать внимание на производственной задаче, а также увлечь людей своим примером;

- быть уверенным в себе, надежным, ответственным, уметь вселить уверенность в подчиненных;

- постоянно стремиться к занятости, иметь высокую трудоспособность и активность;

- быть способным к сопереживанию, к адекватному пониманию рядового члена коллектива и его проблем;

- заниматься формированием коллектива, подбором и оценкой персонала, проводить кадровые перестановки, уметь разбираться в людях, видеть, когда человек не способен и не желает работать, хочет работать, но пока не справляется с заданием, работает не просто хорошо, а новаторски. В каждом случае необходим свой особенный «ключ» к работнику, подобрать который также является задачей руководителя среднего звена;

- быть педагогом и чутким психологом;

- быть профессионально авторитетным, добиваться, чтобы подчиненные не сомневались в правильности и справедливости распоряжений, выполняли их с удовольствием. Подчиненные должны видеть, что руководитель - человек дела.
Эти требования будут преимущественно определять критерии диагностики качества работы руководителей. Эффективный руководитель среднего звена умеет сочетать внимание к работникам, используя их эмоциональный и духовный ресурс, и производственную задачу с необходимой концептуальностью мышления. Суть деятельности руководителя среднего звена - лидерская.
Для руководителей среднего звена управления в настоящее время в корпоративных компетенциях упор делается не на технические навыки и знания, касающиеся собственно специфической деятельности руководителя (маркетинг, финансы, логистика), а на социальные компетенции. Также глобальной тенденцией можно считать все больший вес, приобретаемый межличностными компетенциями, напрямую связанными с индивидуализированным управлением подчиненных. Сюда относятся такие компетенции, как умение мотивировать (во многих корпорациях именно эту компетенцию называют «лидерство»), знание сильных и слабых сторон персонала, развитие и обучение персонала.
Теперь остановимся на компетенциях руководителя высшего звена управления и топ - менеджеров. Сегодняшний руководитель - это, как правило, человек, имеющий два высших образования. Менеджеры с отечественными дипломами о бизнес - образовании знакомы с реалиями бизнеса в нашей стране, за это их ценят в российских компаниях, а топ-менеджер, получающий западное образование, несколько теряет связь с бизнесом. В абсолютном большинстве случаев топ-менеджер владеет английским языком; имеет за плечами ряд успешно завершенных проектов, обладает большим управленческим опытом; является лидером и харизматичной личностью. Немаловажное качество руководителя - стремление к отслеживанию последних тенденций в различных сферах как профессиональных, так и общих.