Файл: Юридический факультет кафедра конституционного и муниципального права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


. Муниципальное (местное) нормотворчество как вид правотворчества — это деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам местного значения, осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления процессуальном порядке.1

Данный вид локального правотворчества реализуется субъектами нормотворческой деятельности посредством технологии нормотворческого процесса, так называемой парламентской процедуры рассмотрения проектов актов местного самоуправления. Однако «парламентской» процедурой считается весь процесс принятия муниципальных правовых актов, от инициирования до обнародования (опубликования).

Для предотвращения ошибок в правотворчестве должна стать ключевой стадия проведения юридической экспертизы проектов муниципальных правовых актов, направленная на достижение должного качества нормативного акта как результата правотворческой деятельности.

Понятие юридической экспертизы муниципальных правовых актов можно охарактеризовать как осуществляемой на постоянной основе деятельности уполномоченного на то органа (должностного лица) по проверке и оценке соответствия вида правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона № 131—ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституциям (уставам) субъектов РФ, законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ, уставу муниципального образования, правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан при соблюдении правил юридической техники.

Институт юридической экспертизы муниципальных правовых актов является обязательным элементом правотворческого процесса в муниципальном образовании, под которым понимается непосредственная деятельность населения муниципального образования либо органа местного самоуправления и (или) должностного лица местного самоуправления, направленная на создание, изменение или прекращение общеобязательных правил поведения.

Правотворческий процесс в муниципальном образовании выступает составной частью общего правотворческого процесса в системе публичной власти государства, который включает как внутреннюю процедуру (порядок) принятия правового акта, так и внешнюю форму возведения воли непосредственно населения муниципального образования либо органа местного самоуправления и (или) должностного лица местного самоуправления в общеобязательное правило поведения (норму права).


Обосновано, что необходимость повышения эффективности юридической экспертизы муниципальных правовых актов детерминирует создание в муниципальных образованиях постоянно действующего коллегиального органа — комиссии по совершенствованию правотворческой деятельности местного самоуправления и мониторингу правового пространства муниципального образования. К основным функциям и задачам комиссии, наряду с урегулированием возникающих в ходе юридической экспертизы муниципальных правовых актов разногласий, целесообразно отнести рассмотрение различных спорных вопросов, касающихся правотворческой деятельности в муниципальном образовании, а также выработку предложений, направленных на повышение эффективности и качества муниципальных правовых актов.

Юридическая экспертиза муниципального правового акта на соответствие требованиям юридической техники включает анализ стиля, языка, структуры муниципального правового акта, ясности и доступности изложения правовых предписаний, точности выражения воли субъекта правотворческой деятельности (населения либо органа (должностного лица) местного самоуправления).

Только при качественно проведенной правовой экспертизе проекта и после устранения всех выявленных недостатков принятый муниципальный правовой акт не только сможет эффективно регулировать правоотношения, связанные с реализацией местного самоуправления, но и создаст условия, способствующие повышению уровня правосознания субъектов.


Заключение
На основе проведенного исследования специальной литературы и законодательства, можно сделать следующие выводы:

— в настоящее время отечественным законодательством не предусмотрено легальное определение правовой экспертизы. Однако выделеяется два основных подхода к пониманию правовой экспертизы (в широком и узком смысле). Широкий подход закреплен за И.А. Закировым, который полагает, что она представляет собой исследование, проводящееся экспертом, основанное на применении специальных знаний в целях использования в юридической деятельности. Основоположники узкого подхода считают, что под правовой экспертизой следует понимать «самостоятельный вид комплексного института экспертизы»;

— правовая экспертиза проводится специалистом в области современного права, обладающего необходимыми знаниями и должным уровнем компетентности. Эксперт должен хорошо ориентироваться не только в юридических знаниях, но и при этом иметь аналитические навыки;

— имеется огромное множество экспертиз, и их следует учитывать в правотворческой деятельности. Проведение единой комплексной экспертизы нормативного правового акта, включающей все необходимые виды экспертиз, существенно влияет на качественную и количественную характеристику нормативного правового акта. Сама экспертиза должна быть независимой, а также профессиональной.

Кроме вышесказанного стоит добавить, на данный момент законодательство содержит неурегулированность установления срока проведения экспертизы, что создает определенные затруднения как в работе парламента при работе с законопроектом, так и в работе организации, в которой направленный законопроект находится на экспертизе. На мой взгляд, ясная регламентация правового статуса эксперта способствовала бы росту эффективности его работы и усилению экспертного влияния на подготовку законодательных решений.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г. (актуальная редакция).

  2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1405/ (дата обращения 02.05.2023)

  3. Указ Президента РФ от 03.12.1994 № 2147 «О мерах по совершенствованию деятельности Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.1994, № 7, ст. 795.

  4. Указ Президента РФ от 28.06.2005 N 736 (ред. От 05.07.2021) "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ, 29.06.2005, № 8, ст. 465.

  5. Указ Президента РФ от 18.01.2010 N 80 " О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»» // Собрание законодательства РФ, 22.01.2010, № 3, ст. 313.

  6. Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 г. № 278 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 11.

  7. Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 29 октября 2003 г. № 278. Доступ из справ.-правовой системы «консультант плюс».


Специальная литература

  1. Андреев И.С. Системный подход к понятию экспертизы нормативного правового акта // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 51.

  2. Ельцов Н.С. Юридическая экспертиза в практике работы органов юстиции // Российская юстиция. 2001. № 7. С. 54.

  3. Зайцев Р.В. Виды судебного нормоконтроля // Российский судья. 2003. № 4. С. 4.

  4. Качанов Р.Е. Судебный нормоконтроль в России: современные правотворческие и правоприменительные тенденции, пути совершенствования // Современное право. 2007. № 10. С. 27.

  5. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник / 2-е изд., пересмотр. - Москва : Норма : ИНФРА-М., 2011. С. 495.

  6. Козлова Е.И. Правовая природа регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации // Ученые записки. Сб. Науч. Трудов. Вып. 1 (4). Ростов н/Д., 2002.

  7. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: учеб. Пособие. М., 1998. С. 23, 25, 81, 259, 269, 304; Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. № 4. С. 22–24.

  8. Нарутто С.В. Основные правила юридической техники разработки концепции муниципальных нормативных правовых актов по самоорганизации населения / С.В. Нарутто, А.С. Пиголкин, Л.А. Плотникова. Хабаровск, 2003. С. 12.

  9. О состоянии законодательства в Российской Федерации: доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 г.: М., 2007. С. 347-357.

  10. Парламентское право России / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2003. С. 47–53; Булаков О. П., Рязанцев И.П. Парламентское право: куpc лекций. М., 2007. С. 18.

  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»

  12. Степанищев В.Ф. Роль органов юстиции в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации: дис. ...канд. Юрид. Наук. Тюмень, 2003. С.7.

  13. Энциклопедичсеский юридический словарь / Под общ. Ред. В.Е. Крутских. - М.: "Инфра-М"., 1999.-С.64.

  14. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие / сост.: к.ю.н., доцент Д.Ш. Пирбудагова, д.ю.н., профессор Ш.Б. Магомедов, к.ю.н., доцент З.М. Мусалова, к.ю.н., доцент Д.В. Камилова, к.ю.н., доцент Э.Т. Рамазанова, к.ю.н., доцент С.Э. Деникаева; отв. Ред. Зав. Кафедрой конституционного и международного права, канд. Юрид. Наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный юрист РД Д.Ш. Пирбудагова. 2-е изд., перераб. И доп. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2017. С.199.





1 Энциклопедичсеский юридический словарь / Под общ. Ред. В.Е. Крутских. - М.: "Инфра-М"., 1999.-С.64.

1 Т. В. Кашанина Юридическая техника: учебник / 2-е изд., пересмотр. - Москва : Норма : ИНФРА-М., 2011. С. 495.

1  Андреев И.С. Системный подход к понятию экспертизы нормативного правового акта // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 51.

2 Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 г. № 278 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 11.

1  Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: утв. приказом Министерства юстиции РФ от 29 октября 2003 г. № 278. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1 Юридическая экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие / сост.: к.ю.н., доцент Д.Ш. Пирбудагова, д.ю.н., профессор Ш.Б. Магомедов, к.ю.н., доцент З.М. Мусалова, к.ю.н., доцент Д.В. Камилова, к.ю.н., доцент Э.Т. Рамазанова, к.ю.н., доцент С.Э. Деникаева; отв. ред. зав. кафедрой конституционного и международного права, канд. юрид. наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный юрист РД Д.Ш. Пирбудагова. 2-е изд., перераб. и доп. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2017. С.199.

1 Указ Президента РФ от 03.12.1994 № 2147 «О мерах по совершенствованию деятельности Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.1994, № 7, ст. 795.

1 О состоянии законодательства в Российской Федерации: доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 г.: М., 2007. С. 347-357.

1 Степанищев В.Ф. Роль органов юстиции в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации: дис. ...канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С.7.

1 Ельцов Н.С. Юридическая экспертиза в практике работы органов юстиции // Российская юстиция. 2001. № 7. С. 54.

2 Зайцев Р.В. Виды судебного нормоконтроля // Российский судья. 2003. № 4. С. 4.

3 Качанов Р.Е. Судебный нормоконтроль в России: современные правотворческие и правоприменительные тенденции, пути совершенствования // Современное право. 2007. № 10. С. 27.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»


1   Зайцев Р.В. Указ. соч. С. 4–5.

2 Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: учеб. пособие. М., 1998. С. 23, 25, 81, 259, 269, 304; Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. № 4. С. 22–24.

1 Указ Президента РФ от 28.06.2005 N 736 (ред. от 05.07.2021) "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ, 29.06.2005, № 8, ст. 465.



1 Парламентское право России / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2003. С. 47–53; Булаков О. П., Рязанцев И.П. Парламентское право: куpc лекций. М., 2007. С. 18.

1 Козлова Е.И. Правовая природа регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации // Ученые записки. Сб. науч. трудов. Вып. 1 (4). Ростов н/Д., 2002.

1 Указ Президента РФ от 18.01.2010 N 80 " О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»» // Собрание законодательства РФ, 22.01.2010, № 3, ст. 313.


1 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1405/ (дата обращения 02.05.2023)


1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г. (актуальная редакция).

1  Нарутто С.В. Основные правила юридической техники разработки концепции муниципальных нормативных правовых актов по самоорганизации населения / С.В. Нарутто, А.С. Пиголкин, Л.А. Плотникова. Хабаровск, 2003. С. 12.