Файл: Современные правовые теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»



Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Современные правовые теории»


Студента: Тюрниной Марии Артёмовны
40.03.01 Юриспруденция.

ЮБ31522020
Научный руководитель: Панфиленко Евгений Юрьевич
Оценка после защиты

___________________________

состав комиссии

__________________________

__________________________

__________________________

Дата защиты_______________

Новосибирск 2023

Содержание



Введение 3

1. Понятие и виды государственного суверенитета 5

1.1 Понятие и принципы государственного суверенитета 5

1.2 Виды государственного суверенитета 8

2 Механизм обеспечения государственного суверенитета 14

2.1 Современные направления, способы осуществления государственного суверенитета 14

2.2 Формы защиты государственного суверенитета 18

Заключение 24

Библиографический список 26


Введение



Актуальность исследования. Государственный суверенитет был краеугольным камнем международного права, восходящим к Вестфальскому миру 1648 года. Он сыграл решающую роль в основанном на правилах порядке, в котором живет мир, и определяет, как национальные государства взаимодействуют с друг друга в мирное время или в конфликте. Наше современное понимание государственного суверенитета восходит к Уставу Организации Объединенных Наций (ООН) от 1945 года, в котором говорилось: «Ничто […] не дает Организации Объединенных Наций права вмешиваться в дела, которые по существу относятся к внутренней юрисдикции любого государства». Это был важный момент, когда национальные государства объединились для поддержки принципов государственного суверенитета и прав человека. В 2021 году обе эти идеи столкнулись с проблемами, которые ООН и страны не смогли должным образом решить, используя свою суверенную власть.


В течение первых двух десятилетий двадцать первого века государственный суверенитет в цифровом пространстве был разделен с технологическими компаниями, поскольку они поддерживали цифровой суверенитет на своих платформах через границы, предоставляя критически важную цифровую инфраструктуру гражданам и предприятиям. Кроме того, негосударственная часть цифрового суверенитета, где технологические компании определяют правила, требует переосмысления и более тонкого пересмотра Всеобщей декларации прав человека.

Национальные государства сохраняют за собой суверенную власть издавать законы и осуществлять государственное управление в интересах своих граждан. Тем не менее, эту власть необходимо использовать с большей срочностью и в совместно-творческой манере с участием суверенного государства, его граждан и технологических компаний.

Целью исследования является исследование современных подходов и взглядов на государственный суверенитет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и принципы государственного суверенитета;

  • рассмотреть виды государственного суверенитета;

  • рассмотреть современные направления, способы осуществления государственного суверенитета;

  • рассмотреть формы защиты государственного суверенитета.

  • Объектом исследования является государственный суверенитет.

Предмет исследования – современные взгляды и подходы к определению сущности государственного суверенитета.

Методологической базой использован метод теоретического анализа, с его помощью были выделены и исследованы отдельные аспекты, особенности и особенности суверенитета. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. Понятие и виды государственного суверенитета




1.1 Понятие и принципы государственного суверенитета



Первоначальная теоретическая модель государственного суверенитета часто приписывается Жану Бодену в книге "Шесть ливров республики", опубликованной в 1576 году. В этой книге представлена первая последовательная теория государственного суверенитета, хотя на практике она была признана таковой только к концу XVII века. В период интенсивных религиозных конфликтов Бодин описывает власть, способную положить конец войне: Республику

[4, с. 58].

Определения государственного суверенитета различаются, но формулировки суверенной власти, восходящие к Вестфальскому миру 1648 года, традиционно определяют суверенитет с точки зрения способности государства регулировать свои собственные политические дела и заключать соглашения с другими суверенными государствами. Принципы вестфальского суверенитета также предполагали равенство всех суверенных государств, независимо от их относительной силы или размера. До Вестфальского мира религиозные и идеологические лидеры, такие как Папа, часто вмешивались в государственную политическую власть, консолидируя суверенитет в рамках одной религиозной должности [9, с. 10].

Аналогичные определения суверенитета были также признаны при принятии Устава Организации Объединенных Наций в 1945 году, в котором говорилось, что «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». В нем также говорилось: «Ничто, содержащееся в настоящем Уставе, не дает Организации Объединенных Наций права вмешиваться в вопросы, которые по существу относятся к внутренней юрисдикции любого государства, и не требует от членов передавать такие вопросы на урегулирование в соответствии с настоящим Уставом» [20, с. 188].

В научной литературе, в том числе в области международного права суверенитет государства определяется как «полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть на его территории, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия (как правило, на основе взаимности)» [23, с. 149-153].

В советской и российской международно-правовой литературе наиболее часто цитируемое определение суверенитета дается профессором Г. Тункин. Он характеризует государственный суверенитет как «... неотъемлемое верховенство государства на его территории и независимость в международных отношениях» [10, с. 335].

Суверенитет, подчеркивает он, включает в себя как власть, так и контроль, причем сочетание этих четырех типов варьируется. По его мнению, вестфальский суверенитет и международно-правовой суверенитет - это все, что связано с властью, независимо от того, следует ли исключать внешних игроков или заключать с ними международные соглашения. Суверенитет взаимозависимости, утверждает он, связан с контролем над перемещениями через границы, что особенно сложно в эпоху Интернета, постоянной миграции и глобализации. Внутренний суверенитет, по его замыслу, требует как власти, так и контроля. Эти две характеристики – власть и контроль – в свою очередь, глубоко переплетены с понятиями и представлениями о легитимности. Внутри страны и на международном уровне легитимность, хотя и субъективная концепция, является краеугольным камнем власти, которую называет одной из «трех валют власти». Однако из этого не обязательно следует, что национальные и международные концепции законности всегда совпадают. У них есть свои источники, заложенные либо в местных, либо в глобальных ценностях, культурах, традициях, а также в правовых, политических и конституционных структурах. В некоторых отношениях они будут пересекаться, а в других - расходиться. Степень сближения, вероятно, была бы выше, если бы глобальные нормы были выработаны в ходе широких переговоров и переговоров между представителями различных государств на многосторонних и глобальных форумах и если бы они были подкреплены практикой. В таких случаях глобальные нормы будут отражать, в большей или меньшей степени, общие элементы местных ценностей из разных регионов и культур [5, с. 80]. Со временем глобальные нормы должны быть интегрированы в местные законы, обычаи и практику. Когда процесс тормозится, условия меняются или процесс интеграции и поглощения является неполным, так что местные и глобальные ценности вступают в противоречие, тогда последние, скорее всего, уступят место, если, на самом деле, государство воспринимается его народом как законное.


То же самое можно сказать и о других обществах, которые организуют свои политические и экономические отношения совершенно по-другому, но которым удается поддерживать широкую общественную поддержку без принуждения.

Государства суверенны и равны, и поэтому ни одно государство не может претендовать на то, чтобы судить, справедливо ли дело другого. Государства обязаны соблюдать соглашения и уважать независимость и целостность других стран и должны пытаться разрешать разногласия мирными методами. Таким образом, суверенитет исторически возник в результате европейского поиска светской основы государственной власти в шестнадцатом и семнадцатом веках.

Однако следует также признать, что она имеет глубокие корни не только в области прав человека, гуманитарного права и беженского права, но и в самом понятии суверенитета. Даже шедевр Омаса Гоббса семнадцатого века "Левиафан", который часто изображают как окончательную оду абсолютному, неподдельному суверенитету, признавал, что суверенная власть обязана защищать людей, находящихся под ее властью.

1.2 Виды государственного суверенитета



Государственный суверенитет делает государства-первичных субъектов международного права-юридически равными.

Государственный суверенитет как базовый принцип Вестфальской системы международных отношений продолжает оставаться формальным атрибутом национального государства. К тому же как одна из ключевых категорий политической науки и международного права в современных условиях глобализации он переживает период переосмысления, уточнения своей сущности. Под влиянием глобализационных процессов наблюдаются процессы «размывания» государственного суверенитета, связанные с процессом фактического перехода части функций государства к другим международным актеров. Можно констатировать, что принцип государственного суверенитета де-юре существует в международной среде и сегодня, но дефакто происходит его нарушение. Это дает основания утверждать о формировании нового поствестфальского мирового порядка международных отношений. Трансформации, связанные с суверенитетом в условиях глобализации, способствуют появлению новых теорий международных отношений, в которых моделируется новый облик государственного суверенитета. В научной литературе встречаются различные подходы к пониманию понятия государственного суверенитета: 1) традиционные, которые определяют его как защиту национальной территории государства от внешнего вмешательства; 2) новые, вызванные интегра официальными и глобализационными процессами в международных отношениях, в которых ставится под сомнение самоценность и автономность государственного суверенитета.


По мнению некоторых авторов, суверенитет может быть только абсолютным это классическая концепция суверенитета, которую можно найти, в частности, у Бодена и Гоббса [11, с. 8]. Современная концепция суверенитета, однако, понимает его как ограниченный по своей природе внутренним законодательством, а также, со второй половины ХХ-го века, международным правом, причем даже без согласия суверенного государства и, следовательно, за пределами самоограничения. В то время как классическое международное право рассматривало суверенитет как максимум самоограничения, современное международное право связывает суверенные государства в их внутреннем и внешнем измерениях, часто без их согласия.

Этнический суверенитет возникает внутри самих этнических групп, а не даруется извне в соответствии с обязательными условиями. Это косвенно подтверждается гуманитарными нормами, к которым стремится международное сообщество. Именно на это международное сообщество должно отреагировать, чтобы позволить проявление этнического суверенитета как законной, а не мятежной формы негативного или квази-суверенитета, которая может законно сосуществовать с другими притязаниями, а не конкурировать незаконно. Дни абсолютного и исключительного суверенитета действительно прошли, если они когда-либо существовали. Как следует из их названия, государства никогда не являются завершенными сущностями – они всегда находятся в процессе становления и не становления [3, с. 1043].

С точки зрения защитников государственного суверенитета, ЕС представляет собой несколько непреднамеренную и в конечном счете нежелательную эволюцию договора о создании общего экономического пространства. ЕС можно рассматривать как непреднамеренный, поскольку после того, как он пришел в движение, отдельные государства потеряли односторонний контроль над многими изменениями, вызванными последовательными договорами, и нежелательным, поскольку он вторгался во все более и более обширные области внутренней политики. Государства, подписавшие Римский договор 1957 года, запустили процесс, кульминацией которого стала региональная организация, которая постепенно утвердила юридическое превосходство над государствами-членами, тем самым ослабив способность этих государств принимать решения, касающиеся управления их собственной экономикой и другими связанными с ней вопросами. политики.

В международном праве суверенитет государства по-прежнему рассматривается как один из общепризнанных принципов. Но он и здесь далек от абсолютного, поскольку практически все государства современного мира состоят в тех или иных международных организациях, что само по себе ограничивает суверенность этих государств. Конечно, каждое из них вправе в любое время выйти из соответствующей международной организации, однако заинтересованность в участии обычно превышает заботу о сохранении полного суверенитета. Нельзя сбрасывать со счетов и тот простой факт, что современные государства существенно зависят друг от друга. И более того, процессы региональной интеграции породили появление такого феномена, как наднациональное право, которое занимает как бы промежуточное положение между международным и национальным правом.