Файл: Практическая работа 1 Задание Выберите две теории и сделайте их сопоставительную характеристику, заполнив таблицу.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Теория искусства
Группа ОЗ22Р171
Студент
К.О. Михеева
МОСКВА 2023
Практическая работа №1
Задание 1. Выберите две теории и сделайте их сопоставительную
характеристику, заполнив таблицу.
Представители, характеристика, ключевые положения | Эротической теории происхождения искусства | Магическая теория происхождения искусства |
Время возникновения теории | начало 20 века | 19-20 век |
Основные представители | Зигмунд Фрейд, Карл Юнг | С.Рейнак |
Общефилософские воззрения представителей теории | Рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву", а художественное творчество ‑ выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. | Согласно этой теории, корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах и, прежде всего, обрядах, связанных с удачной охотой. Для этих обрядов люди создавали изображения животных, пронзенных стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. |
Причины возникновения искусства | По мнению Фрейда, искусство возникает из аффективных конфликтов психики, искусство - форма вытеснения и сублимации влечений человека. | Желание повлиять на ход событий, организовать их развитие в нужном направлении приводило к организации специальных действий, которые как бы программировали нужный результат, или к созданию особых словесных формул. |
Сущность искусства | Использовалось для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное впечатление. | Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства как несущие, прежде всего, магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. |
Главная функция искусства | Художественное творчество – выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. | Одушевление сил природы, за которыми древнему человеку виделись некие сверхъестественные силы, приводило к формированию первичных религиозных переживаний. Действительность реальная и действительность воображаемая обладали одинаковой силой, и ритуальные имитации сцен охоты должны были воздействовать на реальность и тем создавали уверенность в нужном исходе. |
Первоисточник искусства (социальные отношения, психика, имитация и пр.) | Имитация физической активность между мужским и женским полом. | По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства несло на себе отпечаток гораздо более важного действа – самого магического обряда. |
Задание 2. Согласно магической теории, разработанной и созданной в трудах С.Рейнака, корни искусства лежат в магических обрядах. А главными магическими обрядами древности были конечно же обряды, связанные с удачей в охоте. Эта теория представляет нам изображения животных, пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника.
Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов, исполняющих ритуал шаманов.
По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства - несло на себе отпечаток гораздо более важного действа-самого магического обряда. Божественная теория Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии -- «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, -- солнце, звезды, дикие животные и деревья -- и стимулирует простейшие, но сильные эмоции - страх, смятение, покой.
Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей.
С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».
Теория эротического происхождения искусства возникла под влиянием работ психоаналитиков начала 20 века Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы этой теории рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву", а художественное творчество - выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение.
Приверженцы этой теории усматривают в ритмичных узорах первобытности подсознательный эротизм, а практически в любом изображении - символ половых органов.
При сравнении вышеуказанных теорий можно сказать, что они появились одновременно, так как эротические желания и магические обряды имеют тесную взаимосвязь. Магия зачастую использовалась и используется для приворотов с целью привязать человеческое внимание к себе и удовлетворить тем самым своих эротических желаний и фантазии. Во времена античности, люди часто изображали магических существ, богов в процессе совокупления с человеком. К примеру, Ахиллес считался сыном царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Процесс зачатия его был изображен на к фреске.
Если рассуждать объективно, то магическое теория происхождения искусства получила более широкое распространение по сравнению с эротической, в виду огромного количества народностей и соответственно у каждого народа были свои божества и еще большее количество магических обрядов.
Задание 3. Составьте глоссарий по данной теме, разделив его на тематические разделы по одному из принципов на выбор:
1. Теория эротического происхождения искусства:
- подсознание – компоненты творческого процесса создания произведения
- сублимация – процесс преобразования либидо в «общественно полезные» достижения, включая художественные, культурные и интеллектуальные занятия.;
- украшательство – стремление к излишним украшениям, к внешним эффектам.
- Фрейд З. – наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века;
- эго – часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия;
- эротические желания – субъективное чувственное состояние, которое может быть вызвано как внутренними, так и внешними сигналами;
- Юнг К. – основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии;
2. Магическая теория происхождения искусства
-магический обряд - действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых обрядов;
-магия — это искусство вызывать и изменять события усилием воли
-Рейнак С. - французский археолог, исследователь античности и филолог, один из родоначальников религиозной концепции палеолитического искусства;
-ритуал - совокупность действий, сопровождающих религиозный акт или выработанный обычаем установленный порядок совершения чего-либо.
-шаман - служитель культа, согласно верованиям народов с древним анимистическим мировоззрением, вступающий в общение с духами с целью ограждения людей от их козней и причиняемых ими болезней.