Файл: Античность это цивилизация, созданная древними греками и римлянами, которая продлилась с viii в до н э. вплоть до падения Западной Римской империи в v в н. э более 1200 лет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Назовите основные положения реформы Сервия Туллия. Как она повлияла на развитие Древнего Рима?
Противостояние в обществе привело к обострению борьбы между плебеями и патрициями. Итогом длительной борьбы плебеев стала реформа, которая приписывается предпоследнему римскому царю Сервию Туллию.
Он ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа. Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы, которые не имели ничего общего со старыми родовыми трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось всё население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй.
Кроме того, всё мужское население Рима было разделено на 5 классов в зависимости от имеющегося имущества. Беднейшие слои населения, неимущие, не входили не в один из классов и получили название пролетариев.
Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, то есть римская армия, строилась теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество сотен (центурий) пехотинцев и всадников. Рим, разделённый внутри на патрициев и плебеев, не имевшей внутренней сплочённости, мог легко стать жертвой своих воинственных соседей. Реформа укрепила римское войско[9].
Плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины. Центурия становится не только военной, но и политической единицей. Народные собрания с голосованием, проводимым по центуриям, вовлекли в политическую жизнь массу плебеев. Разделение римской общины на имущественные классы означало конец родового стоя и начало классового государства.
В конце республиканского периода рабовладельческий способ производства стал господствующим, произошли существенные сдвиги в социальной структуре населения Римского государства: крестьянство, не выдержавшее конкуренции с латифундиями, пополняло ряды пролетариев; быстро росло количество рабов. Социально-экономическое развитие обострило классовую борьбу и привело к демократическим движениям братьев Гракхов, восстаниям рабов (под руководством Эвна, Сальвия, Спартака) и глубокому кризису позднереспубликанского строя. Гражданские и союзнические войны (1 в. до н.э.), военные диктатуры от Суллы до Цезаря в полной мере выявили неспособность республиканских методов управления римской державой. Республика сменилась авторитарной формой государственного устройства.
5. Назовите истоки возникновения христианства и причины его победы в Римском обществе.
Христианство возникает на территории Римской империи в начале новой эры, которая и отсчитывается от предполагаемой даты рождения Христа. Предпосылками его возникновения помимо субъективных был системный кризис позднеантичной культуры и упадок государственной римской религии, когда духовный вакуум заполнялся либо экзотическими политеистическими культами других народов, вошедших в состав империи, либо философскими системами, особенно платоновско–неоплатонического типа, обретавшими фактически статус религии. Заметная часть населения перешла к вольнодумству и чисто внешней религиозности.
Помимо чисто теологического объяснения (христианство как результат откровения Бога, явленного в Богочеловеке Иисусе Христе), в числе предпосылок появления христианства указывались:
– нарастание кризисных явлений в Римской империи, включая усиливающееся расслоение общества и нарастание социального и иных видов отчуждения;
– дальнейшее развитие иудейской религии, обусловленное внутренними закономерностями;
– личностный фактор в виде деятельности Иисуса[5].
Первые века христианства на территории Римской империи были ознаменованы гонениями, так как оно считалось подозрительной религией, а её приверженцы – неблагонадёжными подданными. Так, в частности, известны гонения христиан при императорах Нероне, Домициане, Диоклетиане, Деции, Валериане. Это было связано с монотеистическим характером христианства и стремлением не афишировать богослужебные действия, чтобы не профанировать их перед непосвящёнными, равным образом, как и со стремлением сторониться некоторых проявлений общественной жизни того времени, избегать того, что напрямую связано с языческими культами. На христиан закономерно перенеслось и недоверие государственной власти к евреям–монотеистам. Все это давало повод к клеветническим измышлениям, которые и становились предлогами для притеснений.
Постепенно ситуация меняется, отношение власти к христианам становится более благожелательным, пока наконец Константин I Миланским эдиктом (указом) не легализует христианство в качестве равноправной религии. Впоследствии церковь провозгласила императора святым. Этот акт, по мнению большинства историков, появился в 313 г.
После провозглашения Медиоланского эдикта христианская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть, а новая религия из некогда подпольной, а затем равноправной с другими начала превращаться в господствующую[4].
6. Какую роль в жизни Римской империи стал играть варварский фактор?
С начала I в. н.э. термином «Варвары» обычно называли германцев и кельтов. Позже этим термином стали называть народы, проживающих вне Римской империи, вторгавшихся в её пределы и основавших на её территориях ряд королевств.
Большую роль варвары сыграли во время военного кризиса Рима. Они не столько послужили его причиной, сколько пытались способствовать его преодолению. Правда, как оказалось, безрезультатно, ибо невозможность его преодоления была обусловлена тем простым фактом, что он являлся всего лишь частью более глубокого и обширного общественного кризиса. Именно в тот период императорская армия вступила в полосу «варваризации». Представители варварских племен достигали самых высоких ступеней военной карьеры. Они входили в ближайшее окружение римских императоров.
Вследствие военного и общеэкономического кризиса на территории Римской империи в большом количестве появлялись варварские поселения: во Фракии и Иллирии - готские и сарматские; в Галлии и Италии - франкские и аламанские: в Паннонии - вандальские и аланские.
Реформы Диоклетиана и Константина ненадолго стабилизировали положение империи. Уже в 364-375 гг. вновь начались волнения в провинциях, в Галии и Испании с новой силой вспыхнуло движение багаудов, называемых властями разбойниками. Подавить это восстание не удалось, не смотря на жестокие карательные экспедиции. Во Фракии восстали поселенцы-вестготы, доведенные до крайности произволом и насилием римских чиновников. К вестготам присоединились колоны, рабы и рабочие с золотых приисков.
В 378 г. при городе Адрианополе повстанцы разгромили армию императора Валента. При этом погиб и сам император. Восставшие расправились с крупными землевладельцами и под предводительством готского вождя Фритигена подошли к Константинополю (Византию). Это восстание продолжалось пять лет, в результате часть вождей повстанцев перешли на высокие должности в константинопольской армии, а остальным готам были предоставлены земли во Фракии, Фригии, Лидии. Им также было позволено жить по законам своих народов и под управлением своих вождей[4].
Римская армия, основные военные кадры которой погибли в битве при Адрианополе в 378 г., начиная с конца IV в., состояла преимущественно из варваров, поселенных на границах империи. Командующие варварскими войсками вожди фактически управляли делами государства. Знать Галлии, Британии, Испании искала союза с германскими командирами, власть которых была менее обременительна, чем власть римского бюрократического аппарата. Колоны, рабы, крестьяне, бежали к германцам, спасаясь от гнета господ и императорских чиновников.
Таким образом, античное общество было обществом рабовладельческим и в развитии противоречий, присущих рабовладельческому способу производства, коренятся причины гибели античного мира. Противоречия эти привели к революции рабов. Революция рабов способствовала тому, что Рим оказался не в состоянии выдерживать напор варварских племен, которые к середине V в. заняли всю территорию Западной Римской империи. Варвары, вторгавшиеся на римскую территорию, встречали поддержку эксплуатируемых масс. Рабы часто переходили на их сторону, а в 410 г. даже открыли ворота Рима готскому командиру Алариху.
Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельческого строя и формировании феодальных отношений на территории Римской империи. «Все варвары объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим». Они также наглядно продемонстрировали несостоятельность авторитарного бюрократического аппарата римской власти. Падение Западной Римской империи сопровождалось разрушением производительных сил, упадком культуры, но в рабовладельческом обществе поздней Империи уже были заложены основы нового феодального общества, общества более прогрессивного, чем рабовладельческое[3].
7. Перечислите характерные черты культуры Древнего Рима.
Характерными отличительными особенностями культуры Древнего Рима являлось то, что римляне:
-
создали, отличную от остальных, систему идеалов и ценностей, основу которой составляли патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как о высшей ценности; -
возвысили роль и важность закона, безусловность его исполнения. Благодаря развитию правовых отношений, политическая жизнь римлян стала довольно цивилизованной. Особенно популярным был кодекс императора Юстиниана (527–565 гг.);
-
усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства; -
сделали одной из главных обязанностей гражданина участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан – ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях гражданин воевал. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики.
Благодаря завоевательным войнам Рим превратился из городка в мировую империю. Войны обеспечивали римлянам не только защиту колоний, но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства.
В отличие от греческой римская культура является гораздо более рациональной и приземленной, направленной на практическую пользу и целесообразность. Римляне ничего не уважали, считал Т. Моммзен, кроме полезной деятельности и требовали каждый миг отдавать труду. По словам Цицерона «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне – чтобы измерять земельные участки»;
В области духовной культуры можно отметить особое место так называемого «римского мифа», выступавшего как «Римская идея» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город»;
В философии и науке для римлян были важны не теоретические изыскания, а обобщение и систематизация знаний, создание многотомных энциклопедий.
В скульптуре римляне придавали своим произведениям неповторимые индивидуальные черты. Римские писатели создали новый жанр – жанр романа, римские зодчие – прекрасные памятники архитектуры. Римляне овладели разнообразными приемами строительства. Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры[6].