Файл: 1. Теория государства и права в системе общественных наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эта 5-ая стадия процесса правообразования и была названа «правотворческой» деятельностью государства, то есть это заключительная стадия процесса образования права, которая сложна и порождает издание противоправных законов по ряду причин:
а) Нет надежного «механизма выявления» подлинного смысла правовых правил поведения, вырабатываемых людьми в ходе взаимодействия по поводу удовлетворения своих противоречивых интересов и потребностей. Эти правила содержатся не на бумаге, а в сознании и поступках членов общества;
б) Несовершенен «механизм перевода» выявления правил общения людей на язык юридических нормативных актов. Много ошибок допускается из-за несовершенства «юридической техники» - правил, средств, способов формирования юридических предписаний в тексте законов, подзаконов;
в) Субъективистский (ненаучный) подход многих субъектов правотворчества к указанному выше «переводу» правовых правил поведения (стараются изложить в нормативных актах не содержащие правовых правил поведения, а свое субъективное представление об их содержании, преследуя свои собственные интересы разнообразного характера).
Эти три причины создают непрерывный процесс изменения, совершенствования нормативных юридических актов.
Следовательно, правотворчество (нормотворчество) - это особый вид государственной деятельности на завершающем этапе процесса правообразования, где выражает единый подход к праву, освещают единый срез правовой действительности.
Правообразование призвано отразить динамику правовой действительности. Причем в том ее состоянии, когда юридические нормы вступают в действие, но правовая система имеет свою динамику до начала функционирования юридических норм. Вопросы правотворчества и призваны охарактеризовать систему в той, предупредительной фазе. Следовательно, в своем единстве, взаимосвязи, правотворчество и правообразование дают целостную картину динамики правовой системы и всей правовой надстройки.
Таким образом, делая соотношение правообразования и правотворчества, приходим к выводу, что понятие правотворчества более узкое и в то же время качественно насыщено, отражающая активность процесса глубже, чем понятие формирования права (правообразования). Понятие правотворчества охватывает, независимо от того, выражено ли оно в едином разовом акте или в цепи следующих друг за другом операций, государственное признание необходимости юридического регулирования, формирование юридических норм, возведение назревших потребностей в действующие нормы.
52 Принципы правотворчества.
правотворчество представляет собой особую государственную деятельность по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческая деятельность государства есть отражение экономических и иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер.
В современном цивилизованном государстве она с необходимостью должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.
1. Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализовываться строго в рамках компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.
2. Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовым коллективам к правотворческой деятельности.
3. Демократизм. Одним направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума - самой непосредственной формы демократии.
4. Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент. Например, ученые Саратовской государственной академии права по собственной инициативе подготовили проект Конституции России, который был удостоен специальной премии.
5. Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества на идеях разделения властей, наличие системы
сдержек и противовесов. Любое перетягивание одеяла грозит нестабильностью, ростом правого нигилизма в обществе, возможными социальными экономическими потрясениями.
6. Планирование. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности.
7. Научный характер правотворчества и его связь с практикой. Главные требования этого принципа сводится к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования и т.д.
Вместе с тем без связи с правоприменительной практикой законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых решений, корректировать свою работу.
Таким образом, правотворческая деятельность государства есть отражение экономических и иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер.
53 Виды правотворчества.
4. Рассмотрим следующие виды правотворчества в Российской Федерации.
С учетом субъективного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: народное правотворчество (референдум), правотворчество государственных органов (органы власти и управления), санкционированное правотворчество (должностных лиц) (Сенякин И.Н.).
По мнению же Пиголкина А.Е. на первое место он ставит принятие нормативных актов органами государства, затем референдум, как вид правотворчества, и затем нормативные соглашения.
Комаров С.А. выделяет четыре основных вида правотворчества в Российской Федерации, это:
а) принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;
б) непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;
в) санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм принятых корпоративными организациями;
г) заключение нормативных соглашений устанавливающих правовые предписания;
Наиболее распространенным среди перечисленных видов является первый к числу правотворческих органов относятся: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство; законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов федерации; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; министры; председатели государственных комитетов; руководители ведомств, служб в пределах своей компетенции; правотворческими полномочиями обладают администрация государственных учреждений и государственных предприятий (локальное правотворчество).
Государство участвует в правотворческом процессе в различных формах: делегирование (санкционирование) правотворческих полномочий; санкционирование актов принятых этими организациями; предварительное разрешение на издание соответствующего акта либо совместное их принятие.
Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, ведомств и т.д.) и некоторых других негосударственных организаций и и учреждений, результатом которой является исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.
Правотворческая деятельность корпоративных (общественных) организаций в отличие от нормотворческих функций государственных органов, как правило, исключает, самостоятельное принятие этими организациями норм права
Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное общегосударственное значение, причем принятые решения обладают высшей юридической силой не нуждаются в последующем утверждении и могут быть только в результате повторного референдума.
С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.
+Таким образом, правотворчество представляет собой особую государственную деятельность по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческая деятельность государства есть отражение экономических и иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер.
54.Законодательная техника: понятие и содержание.
Законодательная техника – важнейшая составная часть (наряду с правоприменительной техникой) юридической техники, представляющей собой совокупность специфических средств, правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.
Законодательная техника – совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативных правовых актов.
Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:
-
– выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические приемы). Здесь речь идет прежде всего о терминах, конструкциях, символах, неопровержимых презумпциях и фикциях; -
– формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона. Речь идет об абстрактном и казуистическом способах изложения норм, о наиболее оптимальном соотношении нормы права и статьи закона и др.; -
– структурного построения норм права и нормативных правовых актов. С этой точки зрения норма права, регулирующая поведение людей, обязательно должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные законодательные акты включают преамбулу или иные вводные положения. Кодексы, как правило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно делятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления - на пункты; -
– процедуры принятия законопроектов (проектов нормативных правовых актов). Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы голосования, первое, второе и третье чтения законопроекта и др.; -
– опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования, порядок вступления принятых нормативных правовых актов в силу, обратная сила закона и др.; -
– систематизации законодательства. В строгом смысле слова это уже не законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей обработкой нормативного правового материала. Речь идет о правилах, приемах и средствах кодификации, инкорпорации, консолидации.
Все названные нами приемы, средства и правила законодательной техники подробно рассмотрены в соответствующих темах данного учебника. Поэтому охарактеризуем лишь языковые, логические и технико-юридические средства, способы и приемы выражения воли законодателя: о них ничего более не говорится в настоящем курсе, и они мало освещены в учебной литературе.