Файл: 1. Теория государства и права в системе общественных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отдельных случаях нормативно-правовой акт имеет обратную силу: если в самом акте имеется на это указание; если акт смягчает или устраняет административную или уголовную ответственность. В порядке исключения применяется принцип действия нормативного акта - «переживание закона», при котором прежний закон, уже утративший силу, по специальному положению нового закона имеет право регулировать отдельные вопросы.

Типичным принципом функционирования закона во времени выступает принцип немедленного действия, при котором закон может действовать только «вперед» (с момента вступления в силу). Он не производит ревизии существующих до него юридических прав и обязанностей.

46 вопрос. Действие нормативных правовых актов в пространстве

В зависимости от своего вида нормативно-правовые акты в пространстве действуют по-разному:

· Распространяются на всю территорию страны;

· Действуют только на определенной части государства;

· Предназначаются для действия за территорией государства.

Согласно принципам государственного суверенитета, законы определенного государства должны действовать только на его территории. Государственная территория – это часть земной поверхности (включая сушу, водное и воздушное пространство, недра), находящаяся под суверенитетом этого государства и на которую распространяется его власть. Государственный суверенитет распространяется на территорию военных кораблей, кораблей в открытом море, посольств и других объектов, которые принадлежат государству и находятся в открытом водном или воздушном пространстве, в космосе.

Экстерриториальность – это порядок, предусматривающий, что законы не распространяются на определенных лиц или пространство. Данный принцип указывает на то, что в границах государства согласно с нормами международного права могут располагаться лица и участки территории, на которых не распространяется нормативно-правовая база данного государства.

47 вопрос. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта распространяется на всех лиц, которые находятся на территории его действия и выступают его адресатами.

Исключение из правила:

· лица без гражданства или иностранные граждане не могут являться субъектами некоторых правоотношений (состоять на военной службе в РФ, быть судьями и др.);


· по российскому законодательству граждане иных государств, пользующиеся правом экстерриториальности и наделенные дипломатической неприкосновенностью, не несут административной и уголовной ответственности; отдельные нормативно-правовые акты РФ распространяются на тех граждан Федерации, которые находятся за пределами страны.

Нормативно-правовой акт распространяет свое действие на круг лиц, который определяется по возрасту, полу, по состоянию здоровья, по профессиональной принадлежности и др .

Прекращение нормативно-правового акта, связывается со следующими обстоятельствами:

· истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

· в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

· в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений (КЗоТ в ТК).

48.Понятие, признаки и виды законов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие: - он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения..

Виды законов по их юридической силе:

1) конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждаю-щий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.); 3)федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);



4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- по субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

- по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

- по характеру (текущие и чрезвычайные);

- по сферам действия (общефедеральные и региональные);

- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

- по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

- по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

- по объему регулирования (общие и специальные).

49. Подзаконные акты: понятие, признаки и виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1) Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо-чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен-та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;


3) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк-туры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Тюменской областной Думы);

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов го-сударственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

50. Понятие и признаки правотворчества.

Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Правотворчество начинается тогда, когда принято государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона.

Признаки правотворчества:

1. Управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;


2. Государственно – властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;

3. Интеллектуально – волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

4. Регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;

5. Правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности.

51 Соотношение правотворчества и правообразования.

Правообразование и правотворчество находятся в глубоком единстве и не только потому, что первое - предпосылка и формирующее начало для второго, но и по самой природе, характер рассматриваются, как правовые явления.

Формирование права (правообразование) по своим исходным началам носит объективно обусловленный, необходимый характер.

Правообразование - относительно длинный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы, который складывается из следующих этапов (стадий):

1. Стадия формирования фактического положения людей в обществе (оно разное у разных людей в разное время);

2. Возникновение у разных людей разных интересов по одному и тому же поводу (под воздействием их разного, фактического положения);

3. Вступление этих разных людей во взаимодействие друг с другом в целях удовлетворения своих противоречивых интересов, потребностей, то есть вступление в общие отношения;

4. Выработка членами общества правовых правил удовлетворения своих противоречивых интересов, то есть правил, предоставляющих собой нормативно закрепляющие в сознании и поведении субъектов общественных отношений, социально осознанные представления о свободе, справедливости, равенстве, гуманизме, и осуществление своего интереса на основе реализации этих правовых правил поведения, представляющих собой, представляющих собой «подлинное право», «собственное право» в форме компромиссной воли субъектов данного взаимодействия (покупатель и продавец, даритель и одариваемый и так далее);

5. Выявления компетентными госорганами, их должностными лицами (субъектами правотворчества) смысла (содержания) выработанных в обществе и обществом правил поведения (правовых, то есть справедливых) и их «перевода» на язык юридических законов, подзаконных нормативных юридических актов, а затем обнародование этих актов для сведения их исполнителей-адресатов.